Китайское правительство решило вернуть посёлку Айхуэй, где был подписан «неравный» территориальный договор с Российской империей, его историческое название, чтобы «увековечить трагичную историю» и сделать его окном в современную Россию, пишут местные СМИ. Однако противникам дружбы с Москвой не стоит торжествовать — отношения между двумя странами не охладели. Китай и Россия просто двигаются в будущее, не забывая о прошлом.
«В 1858 году в поселке Айгунь царская Россия вынудила маньчжурское правительство подписать неравное соглашение, согласно которому Китай терял 600 тыс. квадратных километров к северу от Амура, а 400 тыс. квадратных километров к востоку от Уссури переходили в общее пользование. Из-за этого договора Китай лишился больше всего территорий в новой истории. Это и был Айгунский договор», — пишет издание People’s Daily в своей статье, перевод которой приводит ИноТВ.
Как сообщила одна из газет провинции Хэйлунцзян, местное правительство решило вернуть посёлку Айхуэй, который граничит с Россией, его историческое название — Айгунь. По словам журналистов, таким образом власти решили увековечить «трагичную историю», а также напомнить об историческом значении посёлка и сделать его «окном в Россию», что будет способствовать развитию «Нового шёлкового пути».
Однако с учётом нынешнего сближения между Пекином и Москвой такой шаг правительства сильно озадачил многих китайских интернет-пользователей и даже вызвал бурные споры. Как отмечает People’s Daily, противники российско-китайской дружбы в смене названия моментально углядели перемену в отношениях между двумя странами. Критики с воодушевлением принялись доказывать своим оппонентам, что своими действиями правительство «отвесило оплеуху» всем защитникам партнёрства с Россией.
Однако нельзя не указать этим циникам, что они, по всей видимости, усвоили лишь первую часть сообщения — о том, что собираются «увековечить трагичную историю». А вот вторую часть — об «окне в Россию» и развитии «Нового шёлкового пути» — они умышленно оставили без внимания.
Тем не менее важно понимать, что, только сочетая память о прошлом и взгляд в будущее, можно увидеть истинные мотивы переименования Айхуэя в Айгунь. И тогда можно будет осознать и реальность российско-китайских отношений: не забывать прошлого, но рука об руку двигаться в будущее. «Другими словами, на сегодня бесспорно, что сотрудничество между Россией и Китаем — в приоритете», — приходит к выводу People’s Daily.
Да, когда-то Россия сильно обидела Китай, и, как бы ни были хороши отношения сейчас, прошлого не стереть из памяти. Однако в ту эпоху, когда повсюду царил «закон джунглей», на Китай набросились и многие другие сильные государства: Англия, Франция, Италия и так далее. «Это ещё хорошо, что из всех них лишь Россия непосредственно граничила с Китаем. Страшно подумать, что бы было, если бы все эти страны дорвались до Поднебесной», — комментирует издание.
Но теперь-то у России нет другого выбора, кроме сотрудничества с Китаем, да и Европа всячески старается сблизиться с Пекином. Поэтому, как говорится, кто старое помянет, тот покажет косность своего мышления, отмечается в статье.
Китаю нужно смириться с тем, что современный мировой порядок сложился после Второй мировой войны, когда никто не учёл китайские жертвы и территориальные потери. И стоит быть благодарными за то, что после образования КНР в 1949 году Пекин теперь имеет право голоса на мировой арене.
Поэтому все те, кто грызётся из-за переименования Айхуэя, просто слишком много думают. Когда-то Николай Муравьёв подписал Айгунский договор, желая лишь укрепить величие России, тем самым обидев Китай. А теперь, задумав вернуть посёлку его старое название, власти «задели раны юности».
В конце концов, история остаётся историей, а ценность России для подъёма современного Китая прагматичные китайцы отлично понимают. «Китай и Россия испытали множество трудностей в прошлом, и теперь у них достаточно причин идти вместе», — отмечает People’s Daily. Поднебесной предстоит ещё долгий путь развития, а уж выбор попутчиков лежит на плечах водителя, говорится в статье.