Статьи

Мюнхенская речь Путина: сказал — сделал!

asimmetrichnyy-otvet-putina-572-4219493

 

Многие выдающиеся личности останутся в памяти потомков благодаря своим знаменитым речам. Выступление Ленина с броневика у Финляндского вокзала, речь Черчилля в Фултоне, «У меня есть мечта» Мартина Лютера Кинга.

Владимир Путин, несомненно, произнес свою коронную речь 10 февраля 2007 года на Мюнхенской конференции.

Масштабная, сильная, глубокая. В этой речи президент РФ обозначил вектор развития всего будущего многополярного мира. Сознательно или нет, но он задал тренд, которым до сих пор определяется внешняя политика России, под влияние которого попадают практически все игроки международной политики.

«Мы же с вами сейчас дискутируем. Я не хочу никого подозревать в какой-то агрессивности. Но система отношений — это так же, как математика. Она не имеет личного измерения. И мы должны, конечно, на это реагировать. Как? Или так же, как вы, и строить многомиллиардную противоракетную систему, систему противоракетной обороны, либо, имея в виду наши сегодняшние возможности — экономические, финансовые — ответить ассиметрично».

Ассиметричный ответ стал нашим универсальным рецептом. Не пытаться многомиллиардными валютными вливаниями выправить курс рубля, а отказаться от расчетов в долларах. Не ограничивать въезд сотням западных чиновников, а прекратить ввоз европейских продуктов. Не задабривать разбушевавшегося соседа скидками на газ, а вернуть себе Крым. Не заискивать перед Западом, а развернуться лицом к Востоку.

Концепция асимметричного ответа не обошла стороной и нашу армию. Выступая на расширенном заседании Министертва обороны, Путин заявил:

«Наша военная доктрина, тем не менее, не меняется, она носит, как известно, исключительно оборонительный характер, однако свою безопасность мы будем отстаивать последовательно и жестко».

К тому моменту на боевое дежурство уже заступила атомная подводная лодка четвертого поколения «Юрий Долгорукий» — головной корабль проекта «Борей». Год спустя флот пополнил «Александр Невский», а еще через год «Владимир Мономах». Две последние подлодки бороздят просторы Тихого океана, ставя под сомнение целесообразность развертывания американской ПРО в Европе.

В то же время идет замена советских комплексов противовоздушной обороны на новейшие российские С-400 «Триумф». В соответствии с госпрограммой перевооружения планируется развернуть 56 дивизионов С-400 и еще 10 дивизионов перспективных комплексов С-500. Также идет модернизация объединенной системы ПВО. Создана Единая региональная система ПВО с Белоруссией, а 29 января 2013 года подписан аналогичный договор с Казахстаном.

Усиливается и радиолокационная составляющая. Анонсированное президентом в 2013 году сплошное радиолокационное поле над страной может быть развернуто раньше срока. Отслужившие свое радары заменяются современными комплексами «Воронеж». Уже работают пять станций, одна на опытном дежурстве и одна в завершающей фазе строительства.

Но надежная оборона собственной страны от посягательств извне не единственная составляющая асимметричного ответа Путина. Предложенная им концепция стала основным инструментом государств, идущих к многополярному миру, в ответ на желание Соединенных Штатов единолично определять судьбу планеты.

Где купить пращу Давида?

Все больше и больше государств переходят на взаиморасчеты с Россией в национальных валютах. В первых рядах, как водится, Китай. Достигнуты соответствующие договоренности с Таиландом, на очереди Индия и Вьетнам. Умело освобожденные от западных игроков отечественные рынки приманивают новых поставщиков. Процесс дедолларизации мировой экономики запущен, но нельзя сказать, что это именно запланированная реакция в ответ на желание Штатов замкнуть на себя все финансовые потоки. Но это скорее превентивные действия, сделанные дабы обезопасить собственные торговые операции от нежелательного воздействия извне, а то и от неожиданного краха моновалютной системы мировой торговли.

А вот действительно ассиметричным ответом на исходящие от США угрозы можно считать перекос, наметившийся на рынке вооружений. Все большей популярностью пользуются средства ПВО. Поскольку покупать оружие у вероятного противника нелогично, системы ПВО натовского образца не особо продаются. Зато как горячие пирожки разлетаются системы противовоздушной обороны российского производства.

Этому есть разумное объяснение. Если посмотреть на военные операции, которые осуществляли в последнее время Соединенные Штаты, можно заметить, что американцы тяготеют к одной и той же схеме ведения боевых действий. Это обязательное завоевание господства в воздухе; тщательное подавление организованного сопротивления и разрушение инфраструктуры противника бомбардировками и крылатыми ракетами, и только после этого возможно введение ограниченных наземных сил, которые все равно вызывают поддержку с воздуха при первой возможности.

Излюбленная тактика — палка о двух концах

Под такой стиль ведения войны отформатированы и американские вооруженные силы. Соединенные Штаты располагают самым большим авианосным флотом на планете. На данный момент в строю находится 10 авианосцев. В следующем году военно-морские силы США пополнятся одиннадцатым авианосцем: «Джеральд Форд», который уже спущен на воду и проходит финальные этапы сборки на верфи Ньюпорт-Ньюс в Вирджинии.

Конечно же, кроме авианосцев Военно-морские силы США располагают и другими кораблями, однако зачастую эти суда входят в состав авианосной группы и обеспечивают лишь возможность свободных и безопасных действий флагману эскадры.

Под стать авианосному флоту и военно-воздушные силы. Соединенные Штаты располагают обширным парком авиации, включающим в себя самолеты всех необходимых типов, а также сеть из десятков зарубежных баз, откуда эта авиация может наносить удары.

Однако есть одна особенность, которая затрудняет действия всей этой мощнейшей военной машины. Соединенные Штаты категорически не готовы к потерям. Со времен Второй мировой войны ясно, что американцы лучше будут методично сыпать бомбы на территорию противника, не гнушаясь при этом убийствами мирных жителей, чем вступать в непосредственные боевые столкновения. Такая схема позволяет свести потери личного состава к минимуму, а расходы — к стоимости авиационного топлива и боеприпасов.

Надежное средство от крылатой демократии

А действовать подобным образом становится все сложнее. Основу парка американских ВВС составляют самолеты предыдущих поколений. Хваленых «Рапторов» всего 176, да и те берегут пуще глаза, не подпуская к линии фронта. Рабочими лошадками остаются F-15 и F-16 семидесятых годов разработки. А вот противостоят им гораздо более современные машины.

Причем никто не пытается, если можно так выразиться, пересамолетить Соединенные Штаты. Памятуя об излюбленной тактике американцев, многие страны, у которых есть все основания опасаться налетов крылатой демократии, дают ассиметричный ответ угрозам, исходящим с североамериканского континента. И этим ответом становятся всевозможные российские системы ПВО.

За последние несколько лет кто только не заказывал у нас средства для прикрытия своей территории от атак с воздуха.

На первое место, конечно же, следует поставить Иран.

13 апреля 2015 года президент РФ подписал указ о снятии ограничений на поставки С-300 в Иран. Согласно договору 2007 года Москва обязуется передать Тегерану 5 дивизионов зенитно-ракетных комплексов на общую сумму 800 млн. долларов. Договор был приостановлен в 2010 году, однако изменившаяся ситуация позволила приступить к исполнению договора, тем более, что иранцы частично уже оплатили заказ.

Хотя Соединенные Штаты всячески препятствовали этой сделке, когда вопрос окончательно решился, Барак Обама не замедлил заявить, что в случае необходимости США смогут обойти те несколько установок, которые Россия продаст Ирану.

Важнейшим аргументом Обамы была не оценка площади, которую может прикрыть усиленная нашими комплексами иранская ПВО и сопоставление возможностей армий, а сравнение военных бюджетов США и Ирана. 600 миллиардов долларов против семнадцати. Отметим это.

Кроме Ирана приобрести новейшие системы ПВО российского производства намерены Сирия, Индия, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Турция…  Китай первым заключил контракт на поставку новейшего комплекса С-400.

Многие страны уже имеют на вооружении те или иные системы ПВО российского производства, но хотели бы их модернизировать или интегрировать в уже выстроенную систему новые элементы. Так поступают, к примеру, Венесуэла и Индия. Даже Греция, несмотря на сложную экономическую ситуацию, готова купить запасные части к уже имеющимся у нее российским С-300 и «Торам».

Апофеозом всего стало заявление вице-премьера Рогозина о том, что очередь на поставку новейших ракетно-пушечных комплексов «Панцирь С-1» расписана до 2019 года.

Так что там по финансам?

Вернемся к теме сравнения военных бюджетов. Действительно, Штаты тратят на свои вооруженные силы больше чем кто-либо. Но делать выводы на основании одних лишь ежегодных ассигнований не разумно. На что же тратятся такие средства?

Взглянем на основу ударной мощи американских вооруженных сил. На данный момент у них в строю находится:

63 бомбардировщика RockwellB-1 Lancer по 283,1 млн. долларов в ценах 98 г. каждый

19 бомбардировщиков NorthropB-2 Spirit по 737 млн. долларов на 97 г.

72 бомбардировщика BoeingB-52 Stratofortress по 53,4 млн. на 98 г.

289 штурмовиков Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II за 11,8 млн. штука. В ценах 94 г.

291 истребитель-бомбардировщик McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle по 100-136 млн. в ценах 2012 г.

227 истребителей McDonnellDouglasF-15 Eagleза 28-30 млн. долларов каждый. Цена на 98 г.

1032 истребителя General Dynamics F-16 Fighting Falcon стоимостью до 34 млн. долларов штука

176 истребителей пятого поколения Lockheed/BoeingF-22 Raptor за 146,2 млн. каждый

27 истребителей пятого поколения LockheedMartinF-35 LightningII по 91 млн. за штуку

Игрушки у американцев явно недешевые, к тому же раскиданы по всему свету и подчинены разным ведомствам. В то же время пять дивизионов, закупленных Ираном за 800 млн. долларов — это около 600–700 ЗУР на боевом дежурстве, которых по самым скромным подсчетам хватит для гарантированного поражения 200–300 целей, а это миллиарды долларов. Причем, в отличие от сбитых самолетов, у иранских систем ПВО есть шанс перезарядиться.

Также надо учитывать, что вместе с самолетами теряются и пилоты. И тут дело не столько в гигантской стоимости подготовки военных летчиков, сколько в безвозвратных потерях элитных американских военнослужащих. Подобные потери для Соединенных Штатов неприемлемы.

При этом покупка на те же 800 млн. долларов самолетов сопоставимого с комплексами ПВО года разработки привела бы к появлению в армии Ирана всего двух десятков Су-30 МКИ, что явно недостаточно для  гарантированного отказа США от прямой агрессии.

Похожая ситуация и на других направлениях. Приобретая относительно дешевые российские системы ПВО, наши друзья ставят Штаты перед выбором: терять дорогую технику в попытках вести боевые действия по накатанному сценарию либо придумывать что-то новое. Первый вариант слишком дорог, а второй требует пересмотра отшлифованных схем, к чему американцы, судя по всему, не готовы.

Недавно Джеб Буш подверг жесткой критике сложившуюся систему вооруженных сил своей страны.

По мнению вероятного кандидата в президенты Соединенных Штатов, организационная структура армии остановилась в развитии на целых 20 лет и уже не отвечает вызовам 21-го столетия. Причем, судя по ряду долгосрочных проектов, тенденция может сохраниться. Достаточно вспомнить завершающееся строительство нового авианосца «Джеральд Форд» или программу продления срока службы американских бомбардировщиков BoeingB-52 Stratofortress, воевавших еще во Вьетнаме.

После ряда модернизаций Стратокрепости планируется оставить в строю как минимум до 2040 года, а, возможно, и дольше.

Неядерное сдерживание

Конечно, речи о подавляющем военном превосходстве над Соединенными Штатами не идет. Америка располагает мощнейшей на планете армией, обширными ядерными арсеналами и развитой инфраструктурой для поддержки своих сил в любой точке планеты.

Однако появление у потенциальных жертв систем ПВО российского производства поднимает цену агрессии выше психологически приемлемого уровня. Если за 9,999 Штаты еще согласны впутываться в очередной вооруженный конфликт, то за 11,285 уже не очень.

Своими зенитными системами, которые Россия сегодня продает всем нуждающимся, мы вынуждаем США впустую тратить многие и многие миллиарды долларов на поддержание в рабочем состоянии огромной армии, использовать которую для американцев уже дороговато. А радикально изменить сложившуюся ситуацию, поступившись собственными принципами и амбициями, у американских лидеров не хватает политической воли.

При этом сама Россия надежней других защищена от военной агрессии со стороны Соединенных Штатов и сохраняет за собой возможность нанесения ответного удара. Это ли не ассиметричный ответ, обещанный в Мюнхене? 
Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.