Новым президентом Польши стал Анджей Дуда. Он принадлежит к числу ярых критиков России, по сравнению предшественник Бронислав Коморовский кажется куда умереннее. Есть риск, что и без того сложные российско-польские отношения упадут до нижнего предела. Недовольные выбором поляков найдутся и в ЕС, и в Германии.
В Польше 24 мая прошёл второй тур президентских выборов. По его итогам действующий президент Бронислав Коморовский, поддерживаемый партией «Гражданская платформа», уступил своему сопернику, представителю ультраконсервативной партии «Право и справедливость» Анджею Дуде. Победитель набрал порядка 53% голосов, проигравший – около 47%. Коморовский уже признал, что президентское кресло ему придётся покинуть.
Польша очевидно раскололась по географическому признаку. Раскол этот не столь драматичен, как на Украине, но всё же он имеется. Более бедные районы востока страны и жители села отдали предпочтение более консервативному и радикальному Дуде. В то же время жители зажиточных (по польским меркам) запада и севера, обитатели крупных и средних городов скорее склонны поддерживать Коморовского. Такое разделение существовало и пять лет назад, и вот картина повторилась.
Особенностью нынешнего голосования стала рекордно низкая явка, не дотянувшая и до половины. Однако народ приходил на выборы неодинаково. Для сельской глубинки выборы – огромное событие, крестьяне голосуют с большим удовольствием. В больших городах же существует множеством других развлечений. В конечном счёте, низкая явка сыграла на пользу кандидату от оппозиции.
Явка выдалась низкой по той причине, что поляки устали от одних и тех же действующих лиц. Бронислав Коморовский и его партия «Гражданская платформа» находятся у руля страны с 2007 года. Сам Коморовский был сначала председателем Сейма, затем – главой государства. Да и ранее выходец из знатного рода находился не на последних ролях. Особых успехов за пятилетку его правления Польша не добилась.
По сравнению с Коморовским Анджей Дуда – лицо относительно новое. Однако партия «Право и справедливость», которую он представляет, не так давно пребывала у власти. За Дудой маячил призрак братьев Леха и Ярослава Качиньских, известных своей радикальной риторикой. Да и сам он от них ушёл недалеко. Бесконечные нападки на Россию, Германию, Евросоюз, внутренних оппонентов – это явно не то, что свойственно ответственным политикам. Так что и Дуда многих отпугнул.
Символом первого тура стал относительный успех рок-музыканта Павла Кукиза, получившего свыше 20% голосов избирателей. В конечном счёте, от его электората и зависело, куда в итоге качнётся чаша весов. В итоге значительная часть его избирателей просто решила не приходить к урнам – ведь она хотела новизны, а получила выбор между хорошо знакомыми политическими силами. Но большинство тех, кто к урнам пришёл, всё-таки склонились к Дуде.
Если присмотреться к кандидатам, между ними немало сходства. И Коморовский, и Дуда проповедуют правые ценности – не очень высокие налоги, свободу рынка (правда, в сочетании с социальной ответственностью). И тот, и другой отстаивали консервативные ценности, не приемля однополых браков и других «издержек» современной Европы. Во внешнеполитических воззрениях обоих кандидатов также нетрудно найти общие нотки. Но степень радикализма всё же различается.
Симпатий к России не питает ни тот, ни другой. Оба они настаивают на сохранении санкций ЕС в отношении нашей страны. Но степень радикализма всё же различается. Дуда считал, что Коморовский недостаточно радикален, что мало требует от России. Он и его сторонники по партии настаивают, что в авиакатастрофе под Смоленском пятилетней давности, где погиб Лех Качиньский, повинна исключительно Россия. Она же, как провоприемница СССР, виновата и Катыни, и ещё много в чём. Россия, по мнению Дуды, опасность для Польши номер один. Коморовский всё-таки кажется умереннее.
И тот, и другой всячески поддерживали Украину. Но если Коморовский ограничивался антироссийскими санкциями и выражением политической поддержки, то Дуда был готов даже направить польские войска в Донбасс, чтобы помочь украинскому руководству. Правда, оба поумерили свой пыл. Под давлением польской общественности оба выразили недовольство тем, что Украина героизировала Степана Бандеру и их соратников, которых в Польше считают террористами и убийцами сотен тысяч поляков.
И Коморовский, и Дуда весьма положительно относятся к США и НАТО. Оба они выступают за размещение в Польше американских военных, противоракетных комплексов, ПРО и т.п. Ни один из них не высказал ни одного критического замечания в адрес американской внешней политики. Удивляться тут нечему: никакой руководитель Польши, начиная с 1990 года, не следовал против линии США. Польша снискала себе славу самой проамериканской страны Центральной Европы, и два кандидата в полной мере это подтверждали.
Но есть направления, где Коморовский и Дуда расходились – это отношения к Евросоюзу и Германии. Дуду и его однопартийцев считают евроскептиками, они всегда выступали против передачи Брюсселю слишком больших полномочий. Братья Качиньские в своё время постоянно ссорились с Германией, предъявляя ей, как и России, бесконечные исторические претензии. Да и Дуда к немцам относится прохладно. Потому его условно называли представителем «партии США», ибо он в большей степени ориентирован за океан.
Со своей стороны, Коморовский и его соратники по пока ещё правящей партии «Гражданская платформа» всегда относились к Евросоюзу как к основе внешней политике Польши, всячески поддерживали углубление евроинтеграции. Они придавали огромное значение развитию отношениям с Германией как с главным внешнеполитическим партнёром, соратником по «Веймарскому треугольнику» и просто главному инвестору в польскую экономику. Потому Коморовскому условно назовём «немцем».
Исход голосования во многом зависел от того, придут или нет на выборы польские гастарбайтеры, которых насчитывается около четырёх миллионов. Считается, что эти люди скорее поддерживают Коморовского и «Гражданскую платформу», поскольку от отношений с Германией и ЕС напрямую зависит размер их кошелька и возможность поработать где-нибудь в Берлине, Париже или Брюсселе. Особую активность они не проявили, чем помогли Дуде.
Представляется, что скучно с Дудой точно не будет. Учитывая его антироссийские выпады, есть большая вероятность, что отношения России и Польши скатятся до того же уровня, который имелся при братьях Качиньский – однопартийцах нового президента. То есть, горячая поддержка Украины, размещение американских объектов, и бесконечные претензии. Воевать за Украину или за что-то ещё Дуда едва ли начнёт – союзники по НАТО не позволят. Но неприятные эмоции нам пережить, по всей видимости, придётся.
Впрочем, недовольны таким выбором наверняка будут и в Германии, и в Евросоюзе. Дуда – евроскептик, ругающий немцев и евробюрократов, и выяснение отношений с ними может стать обыденным делом. Польша сделала выбор в пользу радикала. Разочаруется ли она в нём, и насколько быстро – покажет время.
Или не так страшен окажется Дуда, как представляется при первом приближении?
Посмотрим…
Автор:Вадим Трухачев
Фото:eu.thenews.pl