Российские миротворцы и военнослужащие оперативной группы российских войск (ОГРВ) в Приднестровье оказались в ловушке: в последнее время им практически невозможно добраться до места службы.
С одной стороны, власти Украины резко ужесточили режим пересечения границы для граждан РФ. На прошлой неделе Верховная рада денонсировала сразу пять соглашений о военно-техническом сотрудничестве с РФ, включая договор о транзите российских военных в Приднестровье.
С другой, режим пересечения границы негласно ужесточила Молдавия. По сообщениям СМИ, власти Молдавии задержали на границе и депортировали уже около сотни российских военных, направляющихся в Тирасполь. Правда, в Минобороны РФ эту цифру не подтверждают.
Последний из подобных случаев произошел 21 мая. В аэропорту Кишинева был задержан, а затем депортирован на родину россиянин Евгений Шашин. В документах, предъявленных сотрудникам молдавской погранполиции, указано, что он является сержантом запаса и направляется для службы по контракту в войсковую часть N13962 города Тирасполь в должности стрелка мотострелкового отделения. А две недели назад молдавские пограничники задержали в аэропорту и депортировали на родину еще двоих россиян.
По слухам, молдавская сторона по дипканалам потребовала от Москвы информировать за месяц о прибытии военных из РФ. Тех, кто прилетают в аэропорт Кишинева без предупреждения, задерживают и депортируют. Но в молдавских правилах, якобы, имеется существенная оговорка – по уведомлению пускают только тех, кто едет служить миротворцем, а военные попадают в категорию «нежелательных».
Напомним: на территории Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) располагается контингент российских миротворческих сил (один батальон – около 412 человек) и войсковая часть N13962 (или ОГРВ) – два батальона общей численностью около 1 тысячи человек. Военнослужащие ОГРВ занимаются охраной складов с боеприпасами в селе Колбасна, оставшимися после распада СССР и до сих пор не вывезенными из ПМР. ОГРВ и миротворческий батальон укомплектовываются как приднестровскими россиянами (150-160 тысяч жителей ПМР обладают гражданством РФ), так и командированными из России.
Смогут ли Молдавия и Украина совместно блокировать Приднестровье?
– Ситуация вокруг нашей оперативной миротворческой группировки в Приднестровье показывает, что и Киев, и Кишинев действуют по единому плану, и этот план им «спускают» из НАТО, – уверен академик Академии геополитических проблем, в 1996-2001 гг. начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ Леонид Ивашов. – Североатлантическому альянсу необходимо выдавить Россию из зоны ее интересов и влияния, в том числе из Приднестровья, и эта борьба разворачивается в рамках общей антироссийской операции.
На мой взгляд, Москва не должна оставлять без ответа попытки ограничить ее международные права, и этот ответ должен быть комплексным. Против Кишинева необходимо ввести санкции. Да, уже действует эмбарго на ряд молдавских продовольственных товаров, но их перечень можно расширить. Кроме того, разумно провести кампанию по депортации из России молдавских гастарбайтеров.
Нужно отвечать и Украине – симметрично или ассиметрично, но непременно отвечать.
– Нашу группировку в Приднестровье возможно полностью изолировать?
– Полностью изолировать ОГРВ не удастся. В Приднестровье, напомню, имеется Тираспольский аэропорт, и воздушным транспортом мы можем и производить замену военнослужащих, и пополнять группировку материальными ресурсами. Хотя, понятно, делать это будет непросто.
– Молдавия может перекрыть нам воздушное пространство?
– Теоретически – да. Но надо понимать, что это чревато серьезными ответными мерами. Напомню, наш контингент находится в Приднестровье с миротворческой миссией по договоренности с республикой Молдавия. Это решение закреплено на саммите ОБСЕ в 1999 году. Российское присутствие в Приднестровье – не просто желание Москвы, и разбирать ситуацию следует в международных правовых инстанциях…
– Киев в последнее время откровенно хамит и устраивает одну провокацию за другой, – отмечает декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. – Это касается и отказа платить России по долгам, и блокады транзита российских военных в Приднестровье. А сейчас к Киеву присоединился еще и Кишинев.
Надо сказать, что заблокировать Приднестровье вполне реально. И дело даже не в том, что у Украины и Молдавии есть для этого чисто технические возможности. Главное – имеется санкция на организацию такой блокады со стороны Вашингтона.
– Почему блокада Приднестровья началась именно сейчас?
– США пользуются удобным случаем. По ряду причин, Москва сегодня не может позволить себе пойти на жесткую конфронтацию с Киевом и Кишиневом. Именно поэтому Вашингтон науськивает своих сателлитов, а те стараются укусить Россию побольнее.
– Мы можем наладить снабжение нашей группировки в ПМР по воздуху?
– Это будет крайне дорогостоящий проект. Кроме того, всех проблем он все равно не решит.
Нужно учитывать, что инициативы Киева и Кишинева по введению блокады Приднестровья пока идут, так сказать, в тестовом режиме. Украина и Молдавия смотрят, насколько жестко отреагирует Россия на подобные выпады.
Если Москва не отреагирует – возможны еще более жесткие провокации, вплоть до попыток вторжения в Крым или создания военных баз США на территории Украины.
– Думаю, Москва прямо должна трактовать действия Кишинева как нарушение условий урегулирования Приднестровского конфликта, – считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. – Напомню, что соглашение предусматривает, в частности, гарантии российской стороне по обновлению миротворческого контингента и его обеспечению. На мой взгляд, в нынешней ситуации Москва должна официально заявить, что будет обеспечивать воздушный мост для своих миротворцев в Приднестровье, и если Кишинев будет препятствовать работе моста, это будет расцениваться как объявление войны.
– Не слишком ли это резкий шаг?
– Другого ответа просто не может быть. Либо мы должны капитулировать и экстренно эвакуировать из ПМР миротворцев – вне связи с соглашениями 1999 года, на каких основывается присутствие российского контингента в Приднестровье. Либо должны прочертить красными флажками линию, за которую наши молдавские партнеры не должны заходить.
Надо понимать, что миротворцы в регионе присутствуют на основе международного соглашения, которое носит обязывающий характер. Поэтому препятствовать деятельности миротворцев любым способом, включая блокирования снабжения группировки – значит, идти на серьезное нарушение.
– Почему Кишинев все-таки пытается идти на такое нарушение?
– Сейчас действительно возник чрезвычайно удобный момент, чтобы удушить Приднестровье. Украина и Молдавия могут, согласовано введя блокаду региона, поставить Россию в безвыходное положение.
– Что это означает для Москвы?
– Игру на обострение.
Фото: Сергей Карпов/ ТАСС
3 комментария
После полного запрета молдаванам отправлять заработанное в России на родину, проблема решится в считанные дни. Если не поймут и будут рыпаться, то за каждого раненного русского из Приднестровья в России отрезать правую руку у молдаванина, а за каждого убитого вешать 100 молдаван. И никак иначе. С «фашистскими недобитками» надо поступать жестко, ихними методами. С украми тоже самое. Сталина на них нет.
это не молдоване пуршат а румыны педики
педорастия в европе выросла за 3 года в 36.4 процента