Когда в России год назад принципиально был поднят вопрос импортозамещения, это вызвало шквал деструктивной критики со стороны фанатов Запада: от наукообразных рассуждений до откровенных кривляний в демотиваторах и анекдотах. Для такого рода публики iPhone был и остается верхом мировой технической мысли, и она просто не могла поверить, что «ватная» Россия может добиться успехов в IT или телекоммуникациях.
Хотя почему? В свое время советская наукоемкая промышленность, особенно в сфере ОПК, ничем принципиально не уступала Западу. При этом СССР на определенных этапах своего существования умудрялся по уровню обеспеченности отечественными средствами производства находиться на уровне ведущих европейских стран, уступая в этой сфере лишь изначально ориентированным на экспорт Соединенным Штатам Америки.
Сегодня, с учетом самого развития общества, резко выросла значимость информационных технологий, в которых, начиная с 90-х, наша зависимость от США была просто критичной. «Тревожные звоночки» по поводу недопустимости такого положения дел звучали не раз. Специалисты говорили о том, что, как американское программное обеспечение, так и IT-оборудование зачастую предоставляет возможность его создателям несанкционированно получать доступ к информации и вмешиваться в ее обработку. Однако истинные масштабы проблемы стали понятны лишь после публикации откровений бывшего сотрудника спецслужб США Эдварда Сноудена, рассказавшего миру, что ведущие IT-компании США практически полностью находятся под контролем американских властей и удовлетворяют их любые информационные потребности, как на территории страны, так и за ее пределами, в том числе грубо нарушая национальное законодательство. Тогда и стало ясно, что американской информационной продукции пора говорить «давай, до свидания», но последней каплей стали события, произошедшие в 2014 году в связи с государственным переворотом на Украине и воссоединением Крыма с Россией. Прекрасно понимая уровень зависимости российской экономики от западной информационной продукции, Вашингтон санкциями попытался повлиять на принятие Россией суверенных политических решений. Вот только реакция оказалась совсем не такой, которую ожидал Запад…
В июле 2014 года Президент России Владимир Путин делает стратегическое заявление:
«Наша задача — обезопасить от рисков невыполнения контрактов иностранными партнерами, в том числе речь идет о рисках политического характера. Необходимо обеспечить надежные и своевременные поставки необходимых узлов и компонентов, строго следить за их качеством. Для всех нас есть некоторые вещи, которые являются очевидными. Какие это вещи? Первое — мы отлично совершенно всё можем сделать сами, всё абсолютно. И второе — не менее важное — это цена. А третье — качество. Вот нам надо обеспечить, чтобы по ценам все было нормально, по качеству и самое главное — по срокам. Сложности, в конечном итоге, должны пойти нам на пользу, потому что мы должны развернуть собственное производство там, где его пока не было».
Серьезные наработки в сфере импортозамещения уже были, но теперь перед российскими учеными и промышленниками встала задача в сжатые сроки начать переводить их из теоретической плоскости в практическую. Причем президент не выпускал этот вопрос из поля зрения ни на минуту, делая порой резкие замечания в адрес отвечающих за импортозамещение лиц.
Уже в апреле 2015 Владимир Путин напомнил членам Военно-промышленной комиссии:
«В отечественном ОПК, работающем на нужды нашей армии и флота, местами сохраняется зависимость от внешних поставщиков. При осложнении международной обстановки эти участки могут давать сбои – здесь никакие комментарии не нужны, и так всем всё понятно, – поэтому нужно снижать риски этой зависимости и риски этой кооперации».
И сегодня уже можно говорить об определенных промежуточных результатах.
26 мая в городе Иннополисе (Республика Татарстан) стартовал форум «Информационные технологии на службе оборонно-промышленного комплекса», в котором принимают участие ведущие отечественные промышленные и ИТ-компании. Красной нитью по его содержанию проходит именно тематика импортозамещения. Среди участников: «Ростех» и «Росатом», Siemens, Huawei, IBM и ведущие игроки рынка программного обеспечения. «Ростех» представлен особенно широко: от него на форум прибыли представители «Рособоронэкспорта», «РТ-Информа», «Объединенной приборостроительной корпорации», «Национального центра информатизации», КАМАЗа, «Вертолетов России», концерна «Калашников», компании Yota Device.
С приветственным словом к участникам форума обратился «профильный» вице-премьер России Дмитрий Рогозин:
«Существенную роль играет внедрение и широкое использование отечественных информационных технологий, позволяющих обеспечить не только трансформацию инфраструктуры и создание новых современных производственных мощностей, но и уйти от импортной зависимости в критических сферах российской оборонной промышленности… В этой связи очевидна актуальность коллективного обсуждения стоящих перед нами задач реализации системного подхода к модернизации российского оборонно-промышленного комплекса».
В рамках форума в целом планируется подписание более 20 стратегических соглашений в сфере сотрудничества промышленников и айтишников. Первым из них стало соглашение между «РТ-Информ» и крупнейшей компанией на российском рынке ИТ-аутсорсинга MAYKOR. Оно предусматривает объединение усилий сторон «по развитию ИТ-аутсорсинга в производственной сфере, разработке алгоритмов перехода к сервисной модели с учетом специфики отрасли, а также сотрудничество в части подготовки ИТ-специалистов для реализации аутсорсинговых проектов». Проще говоря — привлечение российских гражданских специалистов, многие из которых сегодня реализуют преимущественно иностранные заказы, для развития российских технологий при поддержке государства.
Параллельно «Ростех» воспользовался площадкой конференции, чтобы объявить о своих достижениях и наработках, некоторые из которых можно назвать сенсационными.
Так, «Объединенная приборостроительная корпорация», входящая в «Ростех», объявила, что находится на завершающем этапе разработки российского микропроцессора нового поколения — 8-ядерного «Эльбруса-8С» ( выпуск начнется уже в 2016 году). Его архитектура и схемотехника полностью разработаны специалистами Института электронных управляющих машин (ИНЭУМ) имени И.С. Брука и МЦСТ.
Генеральный директор корпорации Александр Якунин подчеркнул:
«Применение техники с зарубежными ключевыми компонентами создает большие угрозы в критически важных для страны сферах управления и производства. Прежде всего, с точки зрения защиты данных и скрытых возможностей влияния на работу оборудования извне. Появление у России собственных чипов на современном 28 Нм техпроцессе – это огромный шаг вперед с точки зрения развития российских технологий и возможностей создания полностью защищенных решений в области вычислительных машин, телеком-оборудования».
На форуме продемонстрировали уже и отечественные тепловизоры для танка «Армата», разработанные в Татарстане и не уступающие самым лучшим западным аналогам.
Общее впечатление от форума и от того, что говорят его участники, более чем позитивное: импортозамещение — дело непростое, но вполне реальное. И прогнозы отечественных экспертов, говоривших о том, что к 2020 году доля российской электроники на нашем рынке будет составлять не менее 25%, выглядят вполне реалистично. Тем более, что организаторы разработок и производства корректируют сегодня саму философию работы. Научно-технологический процесс будет делаться с прицелом не только на военное, но и на гражданское применение «новинок». Этакая глобальная социальная кооперация. Государственная поддержка служит гарантом самой исследовательской работы, а потом массовая реализация продукции в гражданской сфере будет снижать издержки. В определенном смысле гражданский сектор будет оплачивать оборонные расходы, удовлетворяя при этом свои потребности (если продукция, конечно, будет соответствовать конкуретным требованиям — рынок строг).
Руководитель департамента информации, коммуникации и аналитики «Ростеха» Василий Бровко:
«Благодаря госзаказу отечественные продукты станут более конкурентоспособными, поскольку появятся средства на развитие производства. Будет возможность разрабатывать продукты не только для гражданской сферы, но и для военной. Раньше было принято говорить, что новые технологии рождаются в военной области и потом идут в гражданскую. Однако сегодня гражданский рынок очень велик, на НИОКР направляются большие объемы инвестиций, частный производитель использует лучший опыт, накопленный в мире, он сегодня доступен в условиях информационного общества. Поскольку гражданский рынок намного шире, то выше и тиражирование: это тысячи и миллионы копий. А в военной сфере нужны сложные, но штучные продукты. Поэтому базовый заказ, разработка софта и платформ для гражданских нужд, пусть и государственных (а это все равно рынок с большим количеством других игроков, где нужно быть конкурентоспособным, побеждать, доказывать), позволит сформировать команды, способные разрабатывать продукты для оборонно-промышленного комплекса. То есть НЦИ будет концентрироваться на продуктах для коммерческого рынка с возможностью в отдаленной перспективе на этих решениях разрабатывать, возможно, продукты для оборонно-промышленного комплекса».
В общем, форум показал, что процесс импортозамещения в высокотехнологических сферах, которыйвысоко оценили эксперты уже осенью 2014 года, сегодня совсем не сбавляет обороты, а скорее даже наоборот. Уже в ближайшее время его результаты мы сможем в буквальном смысле «потрогать руками».
Кстати, место проведения форуме выбрано не случайно. Иннополис — возводимый с нуля наукоград, входящий в агломерацию Казани, обещающий быть весьма успешным. На постсоветском пространстве таких проектов реализуется всего два. Идея его возведения зародилась в 2010 году. А реализовывать ее на практике начали в 2012. Сейчас в Иннополисе уже стоит здание университета, административно-хозяйственные и жилые корпуса. По плану, здесь будут проживать 155 тысяч человек, а производство запускаться будет в три волны — каждая предполагает создание десятков тысяч новых рабочих мест. Государство обеспечит в новом городе строительство всей социальной инфраструктуры. Для работы и проживания российских технических дарований в Инноплисе будет все необходимое.
О достижениях Татарстана хорошо отзываются и представители «Ростеха».
Василий Бровко:
«Татарстан, безусловно, один из лидеров в области ИТ в нашей стране наряду с Москвой, Санкт-Петербургом. В республике уделяется большое внимание этой работе. Тот факт, что конференция «Информационные технологии на службе оборонно-промышленного комплекса» проходит в Татарстане, определяется тем, что Иннополис в ближайшее время станет ИТ-столицей нашей страны, где сосредоточатся лучшие умы и будут вырабатываться ключевые технологии. Мы тесно сотрудничаем с коллегами в этом направлении, в Иннополисе будет локализована соответствующая компетенция «Ростеха», там разместятся структуры госкорпорации, специализирующиеся на разработке и внедрении ИТ-решений. Будут собраны научные кадры «Ростеха» для создания прорывных продуктов. Этот проект интересен, поскольку предполагает создание целого города, удобного для жизни и работы ИТ-специалистов и разработчиков. Туда, возможно, захотят вернуться специалисты из-за границы».
В общем, процесс импортозамещения в России только начался, а ёрничаний стало уже куда меньше. Причем, как показали успехи отечественных ученых и айтишников, идет этот процесс далеко «не моцареллой единой», а с акцентом на самые важные наукоемкие сферы, и главное, чтобы он не остановился. Увы, наши иностранные партнеры доказали свою ненадежность, и обеспечение страны качественным высокотехнологическим продуктом стало жизненно важной задачей и одним из залогов нашего суверенитета.
Фото Politrussia