Глава «Российских космических систем» Андрей Тюлин рассказал корреспонденту «Известий» Ивану Чеберко, почему задерживалась сдача ГЛОНАСС в эксплуатацию, нужно ли покупать спутниковые системы за рубежом и какие возможности будут у российских перспективных космических аппаратов.
— Прояснилась ли ситуация с назначением генерального конструктора системы ГЛОНАСС?
— Дмитрий Рогозин, заместитель председателя правительства РФ, курирующий космическую отрасль, представляя в Думе законопроект «О государственной корпорации «Роскосмос» в первом чтении, сказал, что в отрасли сегодня планируется назначение четырех генеральных конструкторов — по боевым твердотопливным ракетным комплексам, жидкостным ракетным комплексам, пилотируемой космонавтике и автоматическим космическим комплексам.
— То есть будет генконструктор по всем спутникам вообще?
— Сейчас мы с конструкторами ОАО «Российские космические системы», занимающимся навигационной тематикой, готовим доклад руководству Роскосмоса по системе ГЛОНАСС в целом, где будем предлагать, чтобы у глобальной навигационной системы с учетом ее значения был генеральный конструктор. Хотелось бы, чтобы он полностью сопровождал создание конкретных систем на всём их жизненном цикле. Пока не совсем понятно, как один генконструктор сможет отслеживать создание и эксплуатацию всех космических комплексов. Ведь создается не просто спутник, а космическая система. У каждой космической системы свое предназначение, свой функционал. Довольно трудно найти человека, который одинаково хорошо разбирается в вопросах навигации, дистанционного зондирования Земли, связи и во многих иных аспектах космической деятельности.
— Система ГЛОНАСС до сих пор не принята в эксплуатацию. По словам представителей Минобороны России, основная причина задержки — «долги» возглавляемой вами организации в части создания наземного комплекса управления (НКУ). И при этом незавершенные проекты финансировались еще в рамках той ФЦП ГЛОНАСС, срок действия которой завершился в конце 2011 года. То есть задержка составляет уже 4 года. Чем это объясняется?
— Ситуация такова: в свое время за НКУ отвечало ОАО «Российские космические системы» и его руководитель (Юрий Урличич, покинувший компанию в 2012 году. — «Известия») был генконструктором всей системы ГЛОНАСС. При этом за космический комплекс отвечало АО «ИСС имени Решетнева». Затем было принято решение передать работы по НКУ в АО «ИСС имени Решетнева», хотя львиная доля работ по НКУ (более 90%) всё равно оставалась в ОАО «Российские космические системы». Это организационная проблема. Есть и технический аспект: на НКУ было выдано техзадание, как перед началом любой работы. В ходе его выполнения оказалось, что реализовать все заложенные технические характеристики не представляется возможным. Понятна позиция Минобороны России как заказчика системы — в том виде, в котором НКУ ему пытались сдать, они принять не могли. Надо было выпускать ряд дополнений к техзаданию. Это привело к доукомплектованию опытного образца НКУ. Испытания системы были приостановлены, заказчик дал возможность промышленности доукомплектовать систему. Сейчас все эти недоразумения сняты, подписаны сетевые графики, которые находятся на особом контроле. И в ближайшее время мы получим результат.
— В этом году?
— Да.
— То есть уже в этом году система ГЛОНАСС может быть официально принята в эксплуатацию?
— Принятие в эксплуатацию — это компетенция заказчика. Со своей стороны мы завершим тот комплекс работ, который должны выполнить.
— По идее, когда система ГЛОНАСС будет принята в эксплуатацию, ее пользователем станет Минобороны России. Не помешает ли «военный» статус ГЛОНАСС взаимодействию с зарубежными поставщиками? Ведь спутники «Глонасс» комплектуются сейчас в основном импортными деталями…
— ГЛОНАСС — система двойного назначения, и вопрос о том, кто должен заниматься ее эксплуатацией, действительно очень серьезный. Исторически сложилось так, что спутниковая навигация получила толчок к развитию от Минобороны России, первая аппаратура разрабатывалась для военных. Лично я считаю, что ГЛОНАСС должен сохранить статус системы двойного назначения. Вопрос о будущем системы ГЛОНАСС необходимо решать взвешенно, с позиции «не навредить», сейчас однозначного ответа нет.
— Серия аппаратов «Глонасс» нового поколения будет создаваться на основе аппарата «Глонасс-К1», в ходе летных испытаний которого были выявлены проблемы с ключевым элементом навигационного спутника — атомными часами производства ОАО «Российский институт радионавигации и времени» (ОАО РИРВ). Эти проблемы удалось решить к сегодняшнему дню?
— Проблемы решаются. Отмечу, что РИРВ львиную долю работ делает для предприятий Роскосмоса.
— В спутниках «Глонасс-М» применяются цезиевые стандарты частоты, в аппаратах «Глонасс-К» цезиевые и рубидиевые. Планируете ли вы переходить на водородные стандарты частоты, у которых по идее возможна наивысшая стабильность в сравнении с цезиевыми и рубидиевыми?
— Две российские компании уже предложили для использования на спутниках водородные стандарты частоты собственной разработки. Мы готовы с ними сотрудничать, но об использовании тех или иных устройств в составе аппаратов ГЛОНАСС можно будет говорить после того, как производители докажут квалификацию своих изделий по ресурсу. Они сейчас демонстрируют высокую точность, стабильность, нужно только испытать их на долговечность. Необходима летная квалификация аппаратуры в реальных условиях функционирования в космосе.
— Весной 2013 года в Бразилии в торжественной обстановке была открыта станция системы дифференциальной коррекции и мониторинга ГЛОНАСС. С тех пор она никак и никем не используется. Почему ее не демонтируют?
— Не знаю, откуда у вас такая информация. Измерительная станция, которая была нами развернута в городе Бразилиа, функционирует непрерывно в составе системы дифференциальной коррекции и мониторинга (СДКМ), созданной ОАО «Российские космические системы». Благодаря данной станции и еще трем станциям в Антарктиде решена задача глобального непрерывного контроля функционирования космических аппаратов системы ГЛОНАСС. Кроме того, мы сейчас совместно с ЦНИИмаш отрабатываем новую программу по корректирующим станциям для ГЛОНАСС. Эту программу в ближайшее время представим в Роскосмос. И тогда имеющуюся инфраструктуру можно будет использовать уже с новым функциональным наполнением.
— На уровне правительства в последнее время обсуждалась идея передачи заказов на строительство спутников вещания в АО «ИСС имени Решетнева», которое выступает в альянсе с франко-итальянской компанией Thales Alenia Space. Что вы думаете об этой инициативе?
— Есть опыт, показывающий, что монопольное присутствие компании на российском рынке чревато последствиями. Самый яркий пример — когда тот же Thales вошел на российский рынок в рамках проекта Sukhoi Superjet и отодвинул на второй план всех российских производителей. Мне понятна ситуация, когда по ряду коммерческих контрактов у АО «ИСС имени Решетнева» партнером является Thales. Мы в ОАО «Российские космические системы» со своей стороны сейчас предпринимаем все возможные усилия, чтобы восстановить утраченные компетенции и стать достойным конкурентом Thales на российском рынке. Для нас это задача номер один.
— У РКС есть совместное предприятие с EADS Astrium — крупнейшим конкурентом Thales в Европе. Можем ли мы представить себе ситуацию, когда на рынке коммуникационных спутников сложится конкуренция в следующей конфигурации: ОАО «Российские космические системы» в партнерстве с EADS и АО «ИСС имени Решетнева» в партнерстве с Thales?
— Конкуренция с компанией Thales — да. Но только в области бортовой аппаратуры. Производство космических аппаратов связи не является компетенцией ОАО «Российские космические системы».
— До обострения отношений с западными странами и введенных ими антироссийских санкций Минобороны России готовилось приобрести у одной из европейских компаний спутниковую систему радиоэлектронного наблюдения из пяти космических аппаратов. Контракт оценивался в 70 млрд рублей, но так и не был реализован. Как вы в принципе относитесь к идее закупать такие системы за рубежом?
— Я против таких контрактов. Тут могла бы повториться ситуация, аналогичная той, которая сейчас сложилась с кораблями «Мистраль».
— Но у нас пока свои радарные системы получаются не самыми надежными — взять, к примеру, тот же спутник «Кондор»…
— Чтобы получился достойный продукт, надо дать время на отработку системы. Могу сказать, что по заказу Роскосмоса мы в ОАО «НИИ ТП» (дочернее предприятие ОАО «Российские космические системы») сейчас разрабатываем радар с АФАР (активная фазированная антенная решетка. — «Известия») космического базирования. Мы сделаем его за 3 года, если не будет приниматься решений, препятствующих реализации проекта. Частая смена соисполнителей, решения о новых схемах кооперации — всё это препятствует нормальной работе и достижению результата. Чтобы вновь созданный образец техники стал хорошим, его необходимо, что называется, доводить.
— ОАО «Российские космические системы» проводило исследования возможности поиска полезных ископаемых из космоса. Как далеко продвинулась эта работа?
— В ОАО «Российские космические системы» создана аппаратура, позволяющая точно измерять температуру земной поверхности и анализировать ее многоспектральные характеристики, что дает возможность определять наиболее вероятные места залегания ресурсов. Эта система нам пока не заказана, но, на наш взгляд, эта технология весьма перспективна. Она позволяет не только находить ископаемые, но также прогнозировать землетрясения. Потому что сейчас уже доказано, что еще до проявления первых признаков сейсмической активности повышается температура Земли в тех местах, где возможно землетрясение, и выделяется в атмосферу специфический газ, который также фиксируется со спутника. Такое оборудование в перспективе может устанавливаться на аппараты дистанционного зондирования Земли, так что с новейшими технологиями у нас всё нормально. Задача — быстрее внедрять их, чтобы они начинали приносить реальную пользу здесь, на Земле.