Вслед за Великобританией референдум по выходу из ЕС может провести Франция
Пока Украина, Грузия и Молдавия тщетно пытаются добиться членства в ЕС, государства-старожилы, наоборот, заявляют о намерении покинуть союз. Власти Великобритании уже сформулировали главный вопрос, который будет вынесен на референдум — целесообразно ли сохранить Соединенное королевство в составе Европейского союза? Во Франции ультраправая партия «Национальный фронт» призвала руководство страны к проведению аналогичного референдума.
Про референдум о выходе Франции из Евросоюза лидер «Фронта» Марин Ле Пен уже заявляла осенью прошлого года. Тогда речь шла о том, что голосование может состояться после возможной победы Ле Пен на президентских выборах в 2017 году, но, кажется, «час икс» может наступить и раньше.
«Если я буду выбрана президентом Республики, я возьму на себя обязательство перед французами через шесть месяцев организовать референдум о выходе из Европейского союза», — пообещала лидер «Национального фронта», подчеркнув, что покинет президентское кресло, если большинство французы проголосуют «против».
Также политик добавила, что прежде, чем решиться на такой шаг, поставит ультиматум европейским инстанциям о возвращении французскому народу территориального, законодательного, экономического суверенитета и суверенитета в валютной сфере. Сейчас «Национальный фронт» надеется, что к инициативе прислушается правительство республики.
Валентин Катасонов, профессор кафедры международных финансов МГИМО, считает, что основания для выхода Франции из Евросоюза прежде всего носят экономический характер.
«Дело в том, что растет внешний долг у разных членов Европейского союза, а спасать слабое звено приходится другим. После Германии Франция считает себя одной из тех стран, на кого ложатся эти издержки», — объясняет Катасонов.
Яркий пример здесь Греция, которая сейчас ведет переговоры с ЕС и МВФ об урегулировании долга более чем на 240 млрд евро. С другой стороны, по мнению Катасонова, у Франции есть тоже значительный дефицит бюджета, и выход из ЕС — необходимое, но недостаточное условие для возрождения страны. Также эксперт отмечает, что критическое отношение к Евросоюзу во Франции набирает обороты одновременно с усилением националистических настроений.
«Партия «Национальный Фронт» своей целью ставит возрождение Франции. Позицию Марин Ле Пен можно понять и относительно отказа республики от опеки ЕС, и нежелания вносить членские взносы в общую кассу. Но ей нужно понимать, за счет чего будут компенсироваться возможные экономические риски после выхода из ЕС», — рассуждает Павел Тимофеев, научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН.
«Став членом Евросоюза, Франция действительно поступилась своим суверенитетом, особенно в вопросах внешней политики — теперь ее приходится согласовывать с Брюсселем», — продолжает Тимофеев. По мнению эксперта, заявления «Национального фронта» — попытка привлечь внимание к реальным проблемам отношений ЕС и Франции, евробюрократии и эмиграции.
К слову, по итогам прошедших в мае выборов в Европарламент «Национальный фронт» получил наибольшее среди французских партий количество голосов с результатом 25,4 %.
Кто следующий
На данный момент существует целый ряд стран, в которых растет недовольство членством в Евросоюзе. Успех евроскептиков на выборах в Европарламент это наглядно проиллюстрировал.
Читайте в рубрике «Власть» Потомок Аттилы из ГосдумыОт депутата Фатиха Сибагатуллина требуют извинений за оскорбления чувств верующих Потомок Аттилы из Госдумы
«Партии евроскептиков есть практически во всех странах ЕС, и наиболее яркие из них в Голландии и Польше. Однако, кроме Великобритании, нигде больше идея проведения референдума не вышла на уровень согласованной государственной политики», — замечает Сергей Уткин, заведующий сектором политических проблем европейской интеграции ИМЭМО РАН.
На недавно состоявшихся в Польше президентских выборах победил Анджей Дуда, также критически настроенный к ЕС, вслед за ним еврокритики ЕС могут прийти и в польский парламент. Аналогичные взгляды разделяет и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. В правительстве Финляндии впервые оказались партии евроскептиков, левые движения активно действуют в Испании и Португалии.
«В то же время евроскептики евроскептикам рознь», — подчеркивает Сергей Уткин. Так, Великобритания стремится сократить свои взносы в общий бюджет. Польша и Испания пока получают экономическую выгоду от членства в Евросоюзе, но считают его виновным во всех своих проблемах. Южноевропейские страны требуют от ЕС совместного обслуживания долгов. Греция, которая фактически банкрот, и вовсе готовится покинуть еврозону.
Вероятный выход Греции из еврозоны и возврат к драхме уже получил название Grexit. Термином Brexit называют «отделение Великобритании от Европейского союза». Возможно, скоро появится термин Frexit.
Процесс запущен
Согласно распространенному мнению, в Великобритании предстоящий референдум может и не привести к выходу страны из ЕС. Его реальная цель — показать евроскептикам реальный расклад сил. Во Франции, по мнению экспертов, даже проведение референдума пока не представляется возможным.
«Единственная политическая сила во Франции, которая выступает за выход страны из Европейского союза, — «Национальный Фронт». Но большинство населения не разделяет этой позиции. Даже если референдум и будет, то большинство выскажутся против», — уверен Павел Тимофеев.
Сергей Уткин полагает, что, несмотря на проблемы, связанные с евро, ЕС на сегодняшний день остается устойчивым объединением. Франции, одной из его основателей, будет тяжело свернуть со своего более чем пятидесятилетнего пути развития.
«Даже для Великобритании решение о референдуме было тяжелым шагом, а это наименее интегрированное в ЕС государство в силу и географического положения, и наличия своей собственной валюты», — считает эксперт.
Но тенденцию к распаду Евросоюза уже нельзя игнорировать, процесс запущен. Еще пару лет назад никто и предположить не мог ни успеха евроскептиков на выборах в Европарламент, ни проведения подобного референдума в Великобритании. В то время серьезные экономические проблемы, которые есть у Евросоюза, с учетом стремления стран-членов скорее не решать их, а дистанцироваться от них, никуда не исчезнут и будут только усугубляться. И евроскептики перейдут от идеи к действию.
«Пока Евросоюз был на подъеме, действовали центростремительные силы, а теперь центробежные. Это бегство с «Титаника»», — констатирует Валентин Катасонов.
Фото: Jacques Brinon / AP