Только-только кудринский Комитет гражданских инициатив (совместно с Горбачев-фондом) представил парадный доклад «Ценности перестройки в контексте современной России», и вот уже лично Алексей Кудрин дает развернутое интервью «Интерфаксу». Дуплет вполне логичный.
В докладе разговор идет без привязки к действующим персонажам: о том, как замечательно. А в интервью разговор получается уже вполне конкретный: реформы нужны – и вот он я, Алексей Леонидович Кудрин, готов ими серьезнейшим образом заняться, как только власть дозреет до понимания их необходимости. Но согласится он засучить рукава и приступить к работе только в том случае, когда «реально начнутся серьезные проблемы» и власть «будет настроена на реформы, как это было в начале нулевых».
Приятно, конечно, что опытный экс-министр считает, что про нынешнюю ситуацию еще нельзя сказать, что «реально начались серьезные проблемы»; это как-то, знаете, греет душу, а то многим кажется, что проблемы у нас уже немалые. Менее приятно кудринское ожидание, что власть вот-вот «будет настроена на реформы». Ведь эти слова в устах опытного экс-вице-премьера означают, что про какие-то конкретные вещи руководство страны будет совершенно уверенно, что их делать нужно. А в таких случаях власть позволяет себе не воспринимать никаких доводов против избранного курса. Именно в таких условиях и хочет работать опытный экс-министр Кудрин: чтобы хоть вся страна была против того, чтобы откачивать из отечественной экономики деньги и запихивать их в американские бонды, а он все равно бы откачивал и запихивал. Именно такой настроенности на реформы ожидает Кудрин от руководства страны. Не знаю, на что он при этом ориентируется, но, если предположить, что он прав, мне бы очень хотелось поскорее узнать, какие именно направления работы, по мнению опытного человека, получат вскоре статус неоспоримых.
К сожалению, в кудринском интервью конкретикой разжиться нельзя: нет там ее. «Сейчас ОНДП (Основные направления деятельности правительства) служит ориентиром, но не руководством к действию — вот, в чем беда». Или: «Наши госкорпорации работают неэффективно, и с ними надо что-то делать». Не слишком ясно, какого рода карт-бланш можно в этих смыслах дать или получить. Когда Алексей Леонидович говорит что-нибудь более конкретное, сразу возникает недоумение, Алексей ли Леонидович это говорит. Например, в интервью сказано: «Необходимо перераспределять доходы в пользу регионов, дать им больше бюджетных полномочий, чтобы у них были деньги не только на социальную сферу, но и на инвестиции». Отличная мысль! Но как ее совместить с тем общеизвестным фактом, что пока Кудрин заправлял в правительстве бюджетной сферой, доля регионов в консолидированном бюджете только падала, причем очень быстро? Или вот еще, в нынешнем интервью экс-министр говорит: «Чтобы создать современную инфраструктуру, потребуется лет 10-15, если всем навалится на решение этой проблемы. Но годы проходят, а никаких подвижек нет. К примеру, в этом году инвестиции в строительство дорог сокращаются». Надо же, как интересно. А вот вам цитата из первого попавшегося интервью Кудрина тех времен, когда он был еще не «экс», а просто министром. Его робко спрашивают: «А если пустить деньги стабфонда на строительство дорог, аэропортов, трубопроводов?» Он неумолим: ни за что! «Инвестиционные проекты не дадут сразу необходимый для сдерживания инфляции оборот в промышленности и торговле. Сначала мы получим инфляцию. И только много позже создадим какой-либо продукт, причем вполне неадекватный той инфляции, которую сами же и спровоцируем». Так давать деньги регионам? Строить дороги? Пока Кудрин у руля, ответ – нет, и не приставайте. Когда Кудрин хочет к рулю, ответ: а как же, обязательно и побольше, побольше.
Разумеется, Кудрин, как и любой человек, имеет право поумнеть и говорить сегодня более трезвые и правильные вещи, чем сам же говорил вчера. Но для такого объяснения бросающегося в глаза двоемыслия экс-вице-премьера, мне недостает важной детали. Признания ошибок, пусть даже и не ошибок, а просто цены, заплаченной за проводившуюся тобой прежде политику. Когда в юбилейном докладе о перестройке нет ни слова о цене, в которую обошлась стране перестройка, это еще хоть как-то можно понять: доклад юбилейный. Но когда экс-вице-премьер, собирающийся, по его же собственным словам, вернуться в правительство, не говорит ни слова о том, во что обошлась стране взращенная им, экс-вице-премьером, привычка ставить бухгалтерию выше живой экономики, хочется сказать только одно: очень хорошо, что пока его в правительство не зовут.
1 комментарий
тот еще смерд