Уже больше года прошло с того момента, как началась война санкций, и год, как Россия нанесла свой первый ответный удар в этой войне. И, что характерно, именно после этого контрудара европейский бизнес и ряд политиков завыли белугами по поводу глупости и неразумности санкционной войны. Не было бы этого ответа, сидели бы и по сей день молча, и не задумываясь ни о чем. Правду говорят, Запад понимает только силу. Но что-то я не в ту степь уже полез. А дело в том, что, несмотря на то, что прошло уже много времени с момента начала войны санкций, данный вопрос остается все еще актуальным.
Особенно острым он становится в связи с истечением срока европейских санкций в отношении РФ и истечением срока российских контрсанкций относительно Запада. А ведь Западу придется сделать непростой выбор в июле, потому что санкции надо либо продлевать, либо отменять, вопрос ужесточения на повестке уже не стоит. Но единства в ЕС уже нет, премьер Словакии в открытую говорит, что санкции надо отменять.
Санкции не дали ожидаемого эффекта. Они навредили как Европе, так и России. Не знаю, кого может устраивать этот взаимный ущерб.
Фицо Роберт
Немецкие промышленники и бизнесмены также не рады санкционной войне, о чем прямо заявляют все громче и громче с каждым днем. Масла же в огонь подлило решение Ангелы Меркель не приглашать российскую сторону на саммит бывшей «Восьмерки», а теперь «Семерки». Президент Чехии, хоть и осторожно, но намекнул о необходимости снятия санкций и прекращения этой вакханалии, от которой все несут только убытки. Польша же напоминает химеру, разрываемую противоречиями, так как, с одной стороны, традиционно русофобский политикум выступает за ужесточение санкций, а с другой, польский бизнес, в первую очередь, аграрный, плевать хотел на политиков и желает выстраивать долгосрочные экономические связи с российским рынком. Французы же сами уже не знают, что им делать, они на фоне санкций так попали с «Мистралями», что все остальные побочные эффекты санкций их уже не так и заботят. Два вертолетоносца, с которыми непонятно что делать, но деньги за них отдать придется, висят над французами как дамоклов меч.
Нет единства и в евроатлантическом лагере, ведь европейцы, на фоне потерь от санкционных войн, прекрасно видят, что товарооборот России и США не только не сократился, но и вырос на 7%. И это при том, что именно США громче всех кричали о необходимости ввода санкций против России, да пожестче. Американцы таким образом вытеснили часть европейских конкурентов с российского рынка и урвали себе еще кусочек пирога. Европейцы недовольны таким положением вещей, но с упорством маньяков-самоубийц продолжают делать себе невыгодно. И, конечно, понятно, что большая часть европейских правительств являются марионетками США, но благодаря этому диссонансу все большую популярность набирают оппозиционные партии, выступающие за снятие санкций, дружбу с Россией и отдаление от США, по крайней мере, от таких отношений с США. Мы говорим, например, о «Народном фронте» Марин Ле Пен во Франции.
В России, тем временем, все уже привыкли жить в условиях санкционных войн. И хотя благосостояние россиян несколько снизилось, это не особо подломило российский боевой дух и жажду справедливости. Все продолжают работать, возможно, даже больше, чем вчера, и попросту поменяли места отдыха. Да и в целом, все рассчитывают на лучшее, и небезосновательно, ведь даже агентство Bloomberg признало, что недооценило потенциал России. В то же самое время российская власть смотрит на вещи достаточно здраво и прагматично. Сергей Лавров, например, абсолютно ясно осознает, что санкции не будут сняты, а потому надо готовиться жить в таких условиях долго: «Мы сконцентрированы на том, как мы можем использовать эти обстоятельства, чтобы диверсифицировать нашу экономику. И мы оцениваем возможность работы в подобном режиме очень долгое время», — сказал Лавров в интервью Bloomberg TV. Также министр иностранных дел РФ подчеркнул, что благодаря санкциям Россия диверсифицирует свою экономику, что со временем даст очень положительные результаты. Аркадий Дворкович был резче и конкретней.
Если санкции не будут отменяться, то значит и эмбарго не будет отменено. Нам, естественно, никакого резона отменять это нет. Какие-то точечные корректировки могут быть, но они были и в прошлом году, когда мы часть продуктов выводили, часть вводили. Такие точечные вещи возможны, но никаких радикальных решений не планируем.
Дворкович Аркадий Владимирович
Экспертное же сообщество вовсю работает над программами того, как эффект от санкций конвертировать в пользу стране. То есть, наши политики дают четкий и ясный сигнал западным партнерам: «Или мы дружим и снимаем друг с друга санкции, или же мы продолжаем эту конфронтацию, от которой в большей степени страдаете только вы, а играть в одни ворота мы вам не позволим». И действительно, несмотря на некоторые потери от санкций, Россия консолидируется, экономика России диверсифицируется, импортозамещение имеет место быть. США тоже в шоколаде, конкурента подвинули, товарооборот увеличили, зарабатывают больше денег. Азия, само собой разумеется, чувствует себя прекрасно после русского поворота на восток. И только Европа страдает от этой глупой санкционной войны по полной. У них нечего диверсифицировать, сложная система квот держалась во многом за счет российского рынка, бизнес теряет деньги, растет недовольство, и даже нечем похвастаться, кроме того, что они сами себе выстрелили в ногу. Время покажет, сколько они еще готовы терять свои деньги, гордость и суверенитет ради США, но, надеюсь, что уже недолго.
Фото: Reuters