В своё время Советский Союз создавал уникальные военно-транспортные самолёты, которые прославили не только отечественную авиапромышленность, в частности, но и нашу страну в целом. Многие из них и сегодня эксплуатируются в разных странах мира.
Даже сейчас, изучая возможности советских транспортных самолётов, ясно, что при своевременной и глубокой модернизации они могут успешно эксплуатироваться ещё долгие годы.
Ил-76МД-90А (Ил-476)
Новый военно-транспортный самолёт Ил-76МД-90А является глубоко модернизированной модификацией Ил-76МД. Ил-76МД-90А предназначен для межрегиональной перевозки войск, тяжёлой крупногабаритной техники и грузов, а также десантирования личного состава, техники и грузов парашютным и посадочным способом. Самолёт может транспортировать весь перечень вооружения и военной техники, применяемой воздушно-десантными войсками России. Также Ил-76МД-90А может использоваться для перевозки раненых и тушения площадных пожаров.
Проект создания Ил-76МД-90А был утверждён ещё в 2007 году, однако из-за проволочек первый экземпляр новой машины был готов только через пять лет.
22 сентября 2012 года был выполнен первый полёт нового самолёта. По словам командира экипажа, заслуженного лётчика-испытателя, Героя России Николая Куимова, «полёт прошёл нормально, все системы самолёта работали штатно, без замечаний».
Основные конструктивные особенности Ил-76МД-90А от исходной машины заключаются в следующем:
- штатные двигатели Д-30КП2 заменены на значительно более современные и экономичные ПС-90А-76;
- в конструкции нового крыла применены длинномерные панели;
- топливная система доработана под новое крыло;
- на Ил-76МД-90А применена новейшая цифровая система автоматического управления САУ-76;
- самолёт оснащён так называемой «стеклянной кабиной». Вместо аналоговых приборов здесь установлено цифровое поле индикации самолётных систем и оборудования. В кабине самолёта восемь многофункциональных индикаторов (шесть у лётчиков и два – у штурмана). Такой вариант более информативен: пилотам гораздо проще воспринимать компактный кадр, где отражено пространственное положение самолёта, его скорость, высота и другие пилотажные параметры;
- доработаны самолётные системы для установки двигателя ПС-90А-76 и обеспечения индикации и контроля;
- на самолёте установлена новая ВСУ ТА-12А.
Новый пилотажно-навигационный комплекс, система автоматического управления, комплекс связи и кабина Ил-76МД-90А отвечают всем современным требованиям к авионике воздушных судов и значительно увеличивают безопасность полётов, точность самолётовождения и десантирования.
Грузоподъёмность нового самолёта достигает 52 тонны (вместо 40-47 тонн на более ранних модификациях). Максимальная дальность полёта при нагрузке в 20 тонн увеличилась до 8500 км (вместо 6700 км).
Тем не менее, проект Ил-76МД-90А продвигается с трудом. Первое, в настоящее время покупка новых военно-транспортных машин обходится ощутимо дороже, чем модернизация самолётов до уровня Ил-76МДМ; кроме того, кризис экономики может привести к пересмотру программы по серийному производству новых самолётов. Второе, срок сдачи первых серийных машин может сдвинуться из-за возможных проблем с доводкой аппаратуры РЭБ и другого специального оборудования. Наконец, испытания новой машины начались сравнительно недавно, при этом их ход отстаёт от графика; причём первый полёт Ил-76МД-90А изначально собирались провести ещё в 2011 году. Остаётся неясным, будет ли в дальнейшем программа испытаний и производства новых «транспортников» идти в точном соответствии с планом.
Ил-76МФ
Практически одновременно с принятием Ил-76 на вооружение, ещё 13 января 1976 года Министерство авиационной промышленности СССР дало указание провести проработку вопроса создания самолёта Ил-76МФ, имеющего намного лучшие характеристики по транспортной производительности. Однако для такого самолёта ещё не имелось подходящего двигателя, поэтому работы по созданию Ил-76МФ были приостановлены.
В конце 1980-х годов в Советском Союзе был создан новый двигатель ПС-90А, Ил-76МФ был готов к серийному производству, однако развал СССР нанёс тяжёлый удар по авиапрому России. Поэтому вследствие экономического коллапса новый самолёт выполнил первый полёт только 1 августа 1995 года. Командиром экипажа был заслуженный лётчик-испытатель, Герой России Анатолий Кнышов.
По своим транспортным возможностям Ил-76МФ на 40% превосходит Ил-76МД, объём грузовой кабины увеличен с 326 м2 до 400 м2, в грузовой кабине установлена новая система напольной механизации, обеспечивающая перемещение и крепление международных авиационных поддонов и контейнеров с грузами.
Все эти изменения позволили:
- увеличить грузоподъёмность нового самолёта до 60 тонн;
- обеспечить возможность перевозки длинномерных грузов (до 31 м);
- увеличить дальность полёта на 20%;
- снизить удельный расход топлива на 15%;
- выполнить требования ИКАО по уровню шума на местности и эмиссии (выбросам вредных примесей при сгорании топлива);
- снизить уровень прямых эксплуатационных расходов.
На Ил-76МФ значительно увеличена номенклатура перевозимых боевой техники и грузов. Если Ил-76МД брал на борт две боевые машины типа БМП-3, то Ил-76МФ – уже три. За счёт значительного удлинения грузовой кабины удалось увеличить число перевозимого личного состава и обслуживающего персонала. Конфигурация грузовой кабины в хвостовой части Ил-76МФ обеспечивает свободную и быструю загрузку самолёта и свободный выход грузов при сбрасывании их на парашютах в полёте.
Установленный на Ил-76МФ комплекс бортового транспортного оборудования позволяет выполнять погрузку и выгрузку с помощью лебёдок и электротельферов, в том числе и крупногабаритной техники без применения специального наземного оборудования, что даёт возможность автономно работать на аэродромах различного класса. Четыре подтрапника, переставляемые по ширине рампы, помогают экипажам боевой техники с любой колеёй самостоятельно въезжать в самолёт. Грузовая кабина, как и кабина экипажа, герметичная и обеспечивает поддержание нормального атмосферного давления, комфортное пребывание десанта на борту.
У Ил-76МФ отличная аэродинамическая компоновка крыла с надёжными трёхщелевыми закрылками, многоколёсное шасси повышенной проходимости с высокоэффективной тормозной системой колёс. Этот уникальный самолёт может эксплуатироваться в высокогорье, в жарких и холодных климатических условиях, на бетонных и грунтовых аэродромах с короткой взлётно-посадочной полосой.
На Ил-76МФ установлен новый пилотажно-навигационный комплекс «Купол-3». Спутниковая навигационная система существенно расширила возможности самолёта. Новый «Ил» может выполнять задачи в любой точке мира, в местах, которые не оборудованы радиосвязными и навигационными системами. И сегодня это – новый шаг в модернизации авиалайнеров, в том числе и Ил-76МФ.
Однако, несмотря на расширенные возможности Ил-76МФ, в строю ВВС России его нет до сих пор. Зато этим воспользовалась Иордания – в 2011 году авиакомпания «Jordan International Air Cargo» получила два таких самолёта; иорданские лётчики эксплуатируют их – не нарадуются. Кроме того, мало кто знает, что после крушения социалистического блока именно Ил-76-е пополнили авиапарк Военно-воздушных сил США. Комментарии, как говорится, излишни…
Ан-124-100М-150
Несмотря на уникальные качества транспортного гиганта, становилось ясно, что со временем Ан-124 необходимо оснастить обновлённым комплексом БРЭО; вместе с тем было нужно усилить конструкцию фюзеляжа для обеспечения загрузки-выгрузки и перевозки моногрузов массой до150 тонн. Поэтому с начала 2000-х годов в АНТК «Антонов» велась работа по модернизации машины, получившей индекс Ан-124-100М-150.
На новом самолёте модернизированы комплекс десантно-транспортного оборудования, бортовая система автоматизированного контроля технического состояния систем и оборудования на 1000 точек. Две вспомогательные силовые установки с электрогенераторами и турбонасосами обеспечивают автономность эксплуатации самолёта.
Модернизированное бортовое оборудование позволяет выполнять транспортно-десантные задачи днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при противодействии ПВО противника, а также в длительном отрыве от аэродрома основного базирования. Самолёт оснащён новым погрузочно-разгрузочным оборудованием, бортовыми передвижными кранами (БПК) общей грузоподъёмностью до 30 тонн, швартовочным оборудованием.
Главные конструктивные особенности Ан-124-100М-150 от исходной машины:
- максимальная нагрузка увеличена до 150 тонн;
- увеличена дальность полёта с грузом 120 тонн с 4650 км до 5400 км;
- на самолёте модернизированы навигационный комплекс и локатор;
- установлены новые цифровые тормозные блоки и разработана система торможения, что позволяет на 30% сократить посадочную дистанцию;
- уменьшен состав экипажа с шести до четырёх человек и повышен комфорт кабины отдыха;
- установлены усиленные колёса и шины;
- установлена более совершенная система молниезащиты самолёта;
Ан-124-100М-150 способен брать на борт до 440 десантников или 880 солдат с полным снаряжением. Кроме того, без специального разрешения возможна перевозка моногрузов весом до 50 тонн. Самолёт имеет систему централизованной заправки под давлением через четыре заправочные горловины, расположенные в левой и правой гондолах главных стоек шасси. Также возможна заправка самотёком через две заливные горловины, расположенные на верхних частях правой и левой консолей крыла. Простота, надёжность и безопасность эксплуатации самолёта обеспечиваются резервированием систем и их компьютеризацией.
Возможности «Руслана» так поразили генералов из Пентагона, что в марте 2006 года началось использование «транспортников» в рамках программы НАТО и Европейского Союза SALIS (Strategic Airlift Interim Solution). Ан-124 применяется для обеспечения частей НАТО в Средней Азии и Афганистане (правда, Россия недавно закрыла свой воздушный коридор для авиации НАТО), а также в районе Персидского залива для перевозки зенитно-ракетного комплекса РАС-3 «Пэтриот».
После развала Советского Союза американские специалисты тщательно изучили возможности Ан-124, но ничего подобного они так и не сумели создать. Однако экономический кризис в России и события на Украине сделали своё чёрное дело – в составе российских ВВС эксплуатируются всего лишь два Ан-124-100М-150…
Ил-112
Ил-112 — проектируемый российский лёгкий транспортный самолёт нового поколения, предназначенный для замены устаревших Ан-26. Планируются к выпуску две модификации: военно-транспортный самолёт Ил-112В и транспортная машина для гражданской авиации Ил-112Т.
Согласно проведённому ещё в 1990-х годах анализу, спрос на лёгкий транспортный самолёт в военной и гражданской модификациях оценивался в России приблизительно в 300 машин (однако учитывая бездорожье и старение инфраструктуры, реальная потребность транспортной авиации в Ил-112 составляет в 500-600 самолётов).
Ил-112 предназначен для эксплуатации на небольших малооборудованных аэродромах, имеющих как бетонированные, так и грунтовые покрытия взлётно-посадочных полос. Для Ил-112 проектируют принять систему эксплуатации по техническому состоянию без капитальных ремонтов, которая обеспечивает поддержание требуемого уровня лётной годности при минимальных эксплуатационных расходах и срока службы 35 лет.
Вначале Госпрограммой вооружений на период до 2020 года предусматривалось производство 62 серийных самолётов Ил-112В; однако впоследствии заказ на закупку нового военно-транспортной машины был уменьшён, сообщил агентству «Интерфакс» источник в оборонно-промышленном комплексе, не уточнив при этом, на сколько единиц он сокращён.
Первые серийные Ил-112В, по словам источника, ВВС России получат в конце 2018 — начале 2019 годов. Ранее сообщалось, что весь комплекс НИОКР по созданию Ил-112В будет закончен к 2020 году, а первые две опытные машины появятся уже в 2016 году. Всего, по оценкам специалистов ОКБ им. С.В. Ильюшина, до 2030 года компания планирует построить до 200 самолётов Ил-112 всех модификаций.
Однако проект продвигается с большим трудом из-за хронического недофинансирования и проблем с двигателями, не развивавшими установленной мощности. Ранее Минобороны уже отказывалось финансировать доводку Ил-112 и закупать эти машины, однако в 2013 году работы были возобновлены. Посмотрим, удастся ли в России начать серийное производство новых машин…
Крупная и боеспособная группировка военно-транспортной авиации — жизненно необходимое условие сохранения боеспособности Вооружённых сил России и самой России, как единого целого. Чтобы убедиться в справедливости этого тезиса, достаточно взглянуть на карту автомобильных и железных дорог России: значительная часть территории нашей страны доступна только с помощью авиации.
Константин Фёдоров