Как стало известно «Ъ», с просьбой об условно-досрочном освобождении (УДО) обратился пожизненно осужденный экс-милиционер Петр Стаховцев, приговор которому был вынесен в 1991 году. В случае отказа он станет первым из пожизненно осужденных, кто обратится в Конституционный суд, требуя признать дискриминационными нормы Уголовно-исполнительного кодекса, ограничивающие их право на УДО. Адвокаты господина Стаховцева планируют объединить его жалобу с жалобами других пожизненно осужденных, просивших о досрочном освобождении,— таких кроме Стаховцева уже двое. А скоро станет гораздо больше: в 2013-2014 годах для осужденных, которые когда-то первыми получили пожизненное, истек предусмотренный законом 25-летний срок, после которого появляется право на прошение о замене пожизненного заключения.
Как рассказал «Ъ» адвокат Петра Стаховцева Дмитрий Динзе, вчера в интересах своего подзащитного он подал прошение об УДО в Зубово-Полянский суд Республики Мордовия. «В 2014 году подошел 25-летний срок, после которого мой подзащитный получил право просить об УДО. Он ранее уже обращался в суд, но отзывал свое прошение»,— пояснил адвокат корреспонденту «Ъ».
Петр Стаховцев был осужден за разбой и убийства еще в Советском Союзе, в апреле 1991 года (при этом его срок исчисляется с 1989 года, с момента взятия под стражу). Тогда Иркутский областной суд приговорил его к расстрелу в соответствии с Уголовным кодексом РСФСР. Как говорилось в материалах дела, господин Стаховцев руководил бандой из пяти человек, занимавшейся налетами и убийствами. Майор милиции и его сообщники ограбили несколько отделов внутренних дел с целью завладения оружием, мясокомбинат, квартиру директора магазина «Детский мир» и т. д. Участники группировки обвинялись в убийстве трех человек, среди которых оказался член банды, уличенный в связях с правоохранительными органами. Сам господин Стаховцев ни во время суда, ни по сей день не признает своей вины, утверждая, что стал жертвой аппаратной борьбы в иркутских органах внутренних дел.
Пока бывший милиционер ждал расстрела, Советский Союз прекратил свое существование. Это в корне изменило судьбу господина Стаховцева: в 1994 году его помиловал президент Борис Ельцин, заменив ему смертную казнь на пожизненное лишение свободы. В 1997 году, после того как Россия, стремясь стать членом Совета Европы, ввела мораторий на смертную казнь и приняла новый Уголовный кодекс, приговор господину Стаховцеву был пересмотрен и приведен в соответствие с нормами современного российского права: он остался за решеткой пожизненно.
Как говорится в ходатайстве, поступившем вчера в Зубово-Полянский суд (есть в распоряжении «Ъ»), господин Стаховцев может быть освобожден, поскольку в силу преклонного возраста (Стаховцеву 70 лет) не представляет общественной опасности, а также может быть социализирован: на свободе его по-прежнему ждут родственники, и у него есть постоянный доход в виде пенсии. «Воспрепятствовать УДО могут разве что взыскания, которые ФСИН наложил на него ровно за год до подачи прошения. Часть срока он сидел в Карелии, где, наоборот, поощрялся, а затем был переведен в Мордовию, где на него и посыпались взыскания»,— сказал господин Динзе.
Как отметил адвокат, дело Петра Стаховцева может стать прецедентом выхода пожизненно осужденного на свободу. «В случае отказа мы обратимся в Конституционный суд, объединив эту жалобу с несколькими другими, которые обязательно появятся в ближайшее время»,— сказал господин Динзе. Пока практика ограничивается двумя неудачными попытками. В 2013 году Белозерский райсуд Вологодской области досрочно освободил 73-летнего Казбека Калоева, приговоренного в 1990 году к расстрелу за бандитизм и разбой, но помилованного до пожизненного заключения. Тогда вышестоящий суд отменил УДО из-за процессуальных нарушений. В 2014 году Соль-Илецкий райсуд Оренбургской области отказал в УДО 44-летнему Александру Скрипченко, который в 1990 году получил смертный приговор за изнасилование и убийства, позднее замененный на пожизненное.
Как поясняет глава правозащитной организации «Агора» Павел Чиков, в 2013-2014 годах пожизненно осужденные, отбывшие за решеткой 25 лет, впервые получили право просить об УДО. «Даже после этого закон оставляет им право просить об УДО лишь раз в три года. Никто не заинтересован в том, чтобы они действительно исправлялись и возвращались к нормальной жизни»,— добавил Дмитрий Динзе. По его данным, руководство ФСИН к 2014 году выработало официальную позицию по поводу УДО пожизненно осужденных, суть которой заключается в том, чтобы не поддерживать их прошения. В самой ФСИН «Ъ» заявили, что каких-либо специальных установок по поводу УДО такого рода заключенных нет. «Все регулируется конкретными статьями Уголовно-исполнительного кодекса, в котором четко оговариваются срок подачи таких прошений, поводы и возможности»,— сказали в ведомстве.