Американское издание The Wall Street Journal со ссылкой на собственные источники сообщило, что руководство Евросоюза в ближайшие недели примет решение о том, чтобы продлить экономические санкции против России до конца 2016 года. Издание отмечает, что эти планы пока не окончательны, но в Брюсселе, якобы, наблюдается растущая уверенность в том, что страны Евросоюза едины в отношении подхода, который не предусматривает смягчения давления на Россию, пока Москва полностью не выполнит свои обязательства, касающиеся реализации Минских договоренностей.
NYT пишет, что финальное решение будет выработано накануне саммита ЕС, который состоится 25-26 июня. До этого руководство Евросоюза будет оценивать, как Россия выполняет соглашения. Впрочем, в издании не сомневаются, какое решение примут в Брюсселе.
Как известно, ряд стран Европейского союза, например, Венгрия, Кипр и Греция, выступают против продления антироссийских мер. 2 июня премьер-министр Словакии Роберт Фицо призвал отменить санкции, так как они не приносят никакой пользы, а лишь вредят экономикам России и ЕС. «Нам не нужны ни санкции, ни бряцание оружием, но нужен мирный диалог и конкретные результаты. Если Минские соглашения будут выполняться, я стану первым, кто проголосует за дальнейшую поддержку их имплементации через послабление санкций», — подчеркнул словацкий премьер.
Но очередной виток обострения ситуации в Донбассе, который начался на следующий день после заявления Фицо, вполне возможно, позволит европейцам заявить о нарушении соглашений. Ведь Запад традиционно обвиняет в несоблюдении договоренностей только ополченцев и Москву, закрывая глаза на то, что Киев вообще не собирается реализовывать политическую часть документа.
Председатель комитета по международным делам Госдумы Алексей Пушков уже связал нынешнее обострение конфликта с приближением европейского саммита. «Чем ближе к дню, когда ЕС решает, продлить ли санкции против России, тем сильнее обстрелы Донбасса со стороны Киева. Жесткая закономерность», — написал он в своем Twitter.
Гендиректор Центра политической конъюнктуры РФ Сергей Михеев убежден, что санкции против России будут продлены вне зависимости от того, как будет развиваться ситуация в Донбассе.
— К сожалению, в Европе свое мнение о происходящем в Донбассе составляют по версии событий, которую им предоставляет Киев. А по этой версии мы сейчас видим обострение ситуации, в котором Украина обвиняет ополченцев и Россию. Очень вероятно, что нынешний виток эскалации спровоцировали именно для того, чтобы в конце июня было принято однозначное решение о продлении санкций и чтобы ни у кого в Европе не возникало сомнений по этому поводу.
Прошлый пакет санкций, напомню, был принят под впечатлением от сбитого «Боинга», который «повесили» на Россию. Хотя прошел год, и никто так и не сделал внятных выводов по этой катастрофе. Сейчас в Донбассе организовано обострение войны, чтобы обеспечить соответствующий информационный фон для продления санкций.
Европа находится под доминирующим давлением Штатов, которые втянули ее в ситуацию на Украине. Вашингтон с помощью своих союзников – Польши, прибалтийских стран – обеспечивает информационную обработку евросообщества.
— Но ведь некоторые страны ЕС говорят об отмене санкций, могут ли они выступить против их продления?
— Теоретически возможно, что Греция или Чехия вдруг возьмут и выступят против продления санкций. Но понятно, что американцы сделают все, чтобы заставить их проголосовать «за».
С одной стороны, когда лидеры Венгрии или Кипра говорят о необходимости отмены санкций, это не пустые слова, они отражают их реальное мнение. Эти политики понимают, что санкции наносят ущерб экономикам их стран. Но мнения мало, нужны действия. А на действия у них не хватает силы воли. Они не могут проявить самостоятельность и пойти против всего Евросоюза и США.
— Будут ли последствия для российской экономики от продления санкций еще на полгода?
— Негативные последствия будут, но они не станут фатальными. Год назад многие говорили, что последствия будут настолько тяжелыми, что все развалится и рухнет. Понятно, что это были «страшилки». Россия – слишком большая и богатая страна для того, чтобы экономика вот так взяла и развалилась.
Но какие-то негативные тенденции, несомненно, будут, и американцы на них рассчитывают. Они считают, что на фоне этих последствий должна рано или поздно обостриться социальная ситуация в стране. Думаю, они надеются, что это произойдет к 2016 году, то есть к выборам в Госдуму.
Но дело не столько в ущербе, который могут нанести санкции, сколько в том, насколько мы сами внутренне консолидированы и готовы терпеть временные трудности и понимать, чем они вызваны. Убежден, что как минимум до выборов в Государственную Думу санкции будут действовать, что бы ни случилось. Даже если в Донбассе все будет идеально, их никто не отменит, потому что американцы поставили на то, что санкции настолько ухудшат экономическую ситуацию, что вызовут социальный протест в России. А так как эта протестная активность вряд ли окажется настолько серьезной, чтобы удовлетворить американцев, то санкции будут действовать и после выборов 2016 года.
— Почему они так на это надеются, ведь в случае с Кубой Вашингтон признал, что десятилетия санкций и блокады были напрасными?
— Потому что есть страны, в отношении которых эта тактика была весьма удачной. Куба и Иран – это исключения из правил. А в основном экономические санкции американцев приносили желаемые результаты, в крайней случае, в сочетании с военной операцией. Куба и Иран выстояли, в первую очередь, благодаря высокой степени идеологической мотивации и сплоченности внутри общества. На Кубе это антиамериканская и социалистическая идея, в Иране – идея исламской революции, религиозная мотивация. В странах, где таких факторов нет или они слабы, воздействие санкций было эффективным.
Во-первых, американцы считают, что в смысле состояния общества Россия – намного более рыхлая страна, чем Куба или Иран, и в чем-то они правы. В конце концов, мы видели и развал Советского Союза в 1991, и Болотную площадь совсем недавно. Во-вторых, американцы ничего не теряют. Они хотят попробовать такую тактику и ждать, что будет. Против Кубы санкции длились несколько десятков лет. Может быть, и против нас они тоже будут действовать не меньше. А по истечении этих десятков лет в Вашингтоне признают, что санкции не помогли. Им все равно, они практически не несут от них убытков.
— Но их несет Европа…
— А на Европу им наплевать. На сегодняшний день Евросоюз не может считаться самостоятельным субъектом международной политики. Это союзник США по блоку НАТО, и в этом военно-политическом альянсе американцы играют ведущую роль. Может быть, через какое-то время что-то изменится, тогда будет меняться и общая ситуация, и политика США, и наша политика. Но сегодня американцы свободно манипулируют мнением европейцев. Даже те, кто недоволен происходящим, не осмеливаются напрямую противостоять этому диктату. Максимум, что они могут – это говорить и давать интервью в газетах. Но взять и проголосовать у них пока не получается.
Заместитель директора Центра политической информации Алексей Панин считает, что переубедить европейцев в отношении продления санкций будет практически невозможно.
— Такой сценарий развития событий предрекался достаточно давно. Еще полгода назад многие говорили, что обеим сторонам нужна пауза, чтобы отдышаться, восстановить силы, но конфликт будет возобновлен в преддверии ключевых европейских решений в отношении антироссийских санкций. Так оно и произошло. Эскалация уже началась, и, вероятней всего, будет раскручиваться до тех пор, пока самые упорные апологеты России – Кипр, Венгрия, Италия – не признают необходимость движения в едином европейском, точнее, американском фарватере и не продлят санкции как минимум до января.
— Почему в нарушениях Минских соглашений обвиняют Россию, а не Киев?
— Однобокость европейской риторики в отношении Минских соглашений уже давно очевидна. Она прямо возлагает всю ответственность за их реализацию только на Россию, и такая политика будет продолжаться и в дальнейшем даже на самом высоком уровне. Мнение о том, что неплохо бы, коль скоро Европа поддерживает режим Минских соглашений, ввести санкции и против Украины, которая их не выполняет, услышано не будет. Порошенко, хотя и вызывает все большее раздражение европейских лидеров, все равно пользуется расположением Брюсселя и остается если не желанным гостем, то вполне рукопожатной персоной в Вашингтоне. Никакой смены риторики в его отношении, по крайней мере, до осени ожидать не стоит.
— А мы можем что-то сделать, чтобы помешать развитию этого сценария – обострения ситуации, усиления обвинений в адрес России, продление санкций?
— Не думаю. Уже не раз имели место ситуации, когда голос России вообще не был услышан. И на этот раз будет то же самое, потому что избирательность западной риторики в том, что касается зачинщиков конфликтов, в том числе локальных, не меняется, независимо от ситуации. Если в начале конфликта можно обвинить ополченцев, они мгновенно это делают. Если же зачинщиком очевидно выступает Киев, они говорят: «Нужно разбираться». И несмотря на все визиты Керри в Россию, двусторонние переговоры, нормандские, минские или любые другие форматы, эта ситуация изменению не подлежит.
— Как продление санкций скажется на российской экономике?
— Вряд ли все будет хуже, чем сейчас. Дело не столько в ущербе, который принесет пролонгация санкций, сколько в отсутствии позитивного импульса, который могла бы дать их отмена. В случае отмены ограничений иностранный капитал хлынул бы в Россию, были бы запущены некоторые замороженные проекты, чего европейские и американские компании хотят не меньше наших. Естественно, если этого не произойдет, то не будет мощного драйвера роста, который нам сейчас откровенно нужен. С другой стороны, серьезного деформирующего эффекта сверх того, что уже есть, не будет.
Фото: dpa/ Globallookpress