Лидер «Правого сектора»* Дмитрий Ярош заявил о необходимости формирования параллельной армии на Украине. По его мнению, это изменит в лучшую сторону и ход войны в Донбассе, и внутриполитическую обстановку в стране.
«Нам нужно создать альтернативную систему вооруженным силам, в позитиве, альтернативную систему, которая была бы по многим параметрам лучше. Мотивированные люди, понятно, будут служить лучше, чем призванные люди. Добровольческая система сможет кардинально изменить положение в стране. Потому что это не только фактор противодействия внешней агрессии, но и фактор нормальной украинской стабильности в государстве», — сказал Ярош в интервью украинским журналистам.
Стоит вспомнить, что ранее Ярош выступал за создание параллельного Генштаба. «Генштаб ликвидируется как главный орган управления на неделю. Ничего на фронте это не поменяет все равно. Но весь генералитет, который есть, надо полностью сместить», — говорил лидер «Правого сектора» в начале года.
Аргументы у Яроша довольно простые. Мол, регулярная армия сражается плохо, командиры неумелые. И с этим трудно поспорить. Действительно, от мобилизации молодые люди бегут, преимущественно в Россию. Офицеры управляют частями так, что каждое очередное наступление заканчивается «котлами». Естественно, моральный дух даже у отправившихся служить низкий.
С другой стороны, добровольческие батальоны тоже особыми воинскими успехами похвастаться не могут. Во-первых, у них нет нормального командования, и каждый батальон действует на свое усмотрение. Во-вторых, на войну со своими согражданами идет обычно всякий сброд из алкоголиков и наркоманов. Понятно, что боевики хотят не столько воевать, сколько грабить, терроризировать мирное население или, на худой конец, выполнять роль заградительных отрядов для регулярных войск. В «доблести» добровольческих частей больше пиара, нежели боевых заслуг. Недаром многие полевые командиры уже стали депутатами Верховной Рады, включая и самого Яроша.
По всей видимости, Ярошу параллельная армия нужна не для восстановления «территориальной целостности» Украины, а как инструмент шантажа официальной власти. Боевики «Правого сектора» постоянно кричат о «новом майдане», «проданной революции» и готовности сместить Порошенко.
В то же время, Ярош, несмотря на свой антураж, зарекомендовал себя как осторожный политик. Ссориться с руководством страны без нужды он не будет. Тем более что спонсор многих добровольческих батальонов олигарх Коломойский оказался на обочине украинской политики…
Генерал-лейтенант в запасе Виктор Соболев считает, что никакая параллельная армия не может стать значительной силой в гражданской войне на Украине:
— Когда Ярош говорит о добровольцах, то неясно, будут ли они служить просто так, или за большие деньги? За большие деньги можно создать какие-то штатные структуры, иерархию, тогда люди пойдут туда служить. Но стоит учитывать, что украинцам несвойственно служить в наемной армии.
Добровольческие части будут исполнять, если называть вещи своими именами, карательные функции. Им будут хорошо платить, у них будет четкая идеологическая мотивация, так что части будут боеспособны. С другой стороны, мы помним историю дивизии СС «Галичина». Она зверствовала в операциях против мирного населения в Белоруссии, потом в Югославии. Но когда дивизию послали на фронт, то она была наголову разгромлена в первый же день.
Опять же, если вложить большие средства в регулярную украинскую армию, обеспечить ее техникой, то она будет вполне боеспособной. Мы помним, что Сербскую Краину удалось уничтожить только тогда, когда хорваты создали регулярные войска. По этому пути может постараться пойти и Украина.
Стоит учитывать, что как военный специалист Ярош абсолютно несведущ. Видимо, он заручился поддержкой американских кураторов. Если США дадут денег, то у него что-то получится. Но я считаю, что воевать его части смогут только с женщинами, детьми и стариками. А вот если они столкнутся с боеспособными частями ДНР и ЛНР, то вряд ли что-то смогут сделать. Более правильно для киевской власти было бы вложиться в укрепление имеющихся вооруженных сил.
— От мобилизации в украинскую армию многие уклоняются, а добровольцы мотивированы.
— Есть области Западной Украины, жители которых мотивированы. Поэтому нет смысла создавать какую-то параллельную армию. Ярош, прежде всего, думает о себе. Он хочет возглавить добровольческие части, чтобы диктовать Киеву свои условия.
Ярош хочет взять под контроль всю Украину. Ни о каком участии в боевых действиях речи быть не может.
Политолог и историк Андрей Марчуков считает, что заявление Яроша связано с желанием США надавить на Порошенко:
— Мы знаем, что националистические батальоны испытывали стойкое нежелание подчиняться нынешним киевским властям, да и вообще каким-то властям. Боевики считают только себя носителями истинной украинской идеи. Порошенко и Яценюкавоспринимают как ставленников олигархии, которая захватила власть на волне так называемой «народной революции». Отсюда нежелание подчиняться и постоянные угрозы организовать новый майдан.
Всё-таки режиму Порошенко, очевидно, не без участия американского посольства, добровольческие батальоны удалось как-то подчинить, часть полевых командиров вошли в структуры МВД, армии, СБУ.
Но мы имеем основания предполагать, что американские кураторы ставят на некую биполярную систему. С одной стороны, они поддерживают Порошенко и Яценюка, играя на противоречиях между ними. С другой стороны, Штатам нужны и отряды националистов, как некая «щука в реке», чтобы «караси» вроде Порошенко не дремали. Националисты нужны нынешней политической системе Украины, и будут нужны еще какое-то время. Именно как инструмент давления на официальные власти. В то же время, добровольческие батальоны необходимы как резерв для «третьего майдана», если Порошенко и Яценюк осмелятся ослушаться своих заокеанских хозяев.
Нужны националисты и Порошенко. С ними проще поддерживать милитаристские настроения в обществе. Если исчезнут батальоны, то исчезнет и костяк карательной операции в Донбассе.
Сам Ярош, когда была политика на подчинение карательных батальонов Киеву, подсуетился и даже получил пост советника главы Генштаба. Теперь, судя по всему, он почувствовал, что есть запрос внешних сил на яркие заявления, за которые его не покарают. Видимо, внутриукраинская ситуация изменилась, и потребовалось «щуке» высунуть морду, чтобы напугать жирных «карасей», которые правят в Киеве.
Что касается самого предложения создать параллельную армию, то логику Яроша понять можно. В украинской армии, которую набирают по призыву, много явного и скрытого дезертирства. США и ЕС вооруженные силы Украины рассматривают как очень ненадежные. Националистические отряды могли бы стать опорой русофобской политики и карательных операций в Донбассе.
Но сделать Ярошу параллельную армию без прямой отмашки Запада не дадут. Ведь если возникает альтернативная армия, то довольно скоро она совершит госпереворот и подменит собой официальные силовые структуры. То есть, будет крах самих государственных институтов.
— Может, Ярош делает свои заявления, чтобы как-то напомнить о себе? Ведь его влияние стремительно падает.
— Если бы ему не оставалось ничего делать, то он бы ничего и не говорил. Ярош — очень хитрый и осторожный человек. Если он делает заявления, значит, на них есть запрос.
После прихода к власти Порошенко националистические батальоны стали нужны для карательной операции в Донбассе. Но одновременно они мешают президенту страны делать какие-то заявления о соблюдении Минских соглашений. На самом деле, Минский формат больше выгоден Украине, но боевики не понимают этого.
Что националистов отставят в сторону, стало ясно еще летом 2014 года. С весны 2014 года началось укрепление украинской государственности. В этом одновременно были заинтересованы США с ЕС и российское руководство, которое тоже ставило на укрепление Украины как государства.
И тот факт, что сейчас Ярош сделал свое заявление, свидетельствует о внешнем запросе. Вашингтон хочет немного попугать киевскую власть.
— Может ли Ярош собрать под своим началом всех боевиков?
— Сам по себе «Правый сектор» — это некая конфедерация самых разнообразных организаций. Однако это не мешало им действовать в общем направлении, ведь у них одна идеология и цели. Если гипотетически предположить, что Ярош получает право на формирование параллельной армии, то объединить всех националистов он смог бы. Возможно, под неким коллегиальным органом управления из полевых командиров, где Ярош был бы первым среди равных.
— Если Ярош начнет создавать параллельные структуры, то для каких целей, прежде всего, он их будет использовать?
— Прежде всего, для карательных операций в Донбассе. Другая цель — контроль за регулярной армией, в виде заградотрядов. В планах Яроша поставить своих людей на офицерские места в ВСУ, чтобы взять эту структуру под контроль.
— Велика ли вероятность, что в один момент батальоны Яроша повернут штыки против Киева?
— Пока до сих пор они штыки не повернули, а только говорят о такой возможности. Но это своего рода сигнал киевским властям. Возможно, есть желание у заокеанских кураторов обострить ситуацию в Донбассе. Киев надо стимулировать на продолжение милитаризации общества и возобновление войны. Заявление Яроша — это шантаж украинских властей.
* «Правый сектор» решением Верховного суда РФ был признан экстремистской организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня
Фото: Евгений Котенко/ РИА Новости