Первый вылет экспериментальной модели легкого многоцелевого самолета (ЛМС) был совершен 10 июня на аэродроме Новосибирского авиационного завода (НАЗ). Его разрабатывают специалисты СибНИА, пытаясь создать замену Ан-2 – знаменитому, но устаревшему «Кукурузнику».
«В отличие от классического бипланного крыла полностью отсутствуют расчалки, что позволит в полтора раза увеличить крейсерскую и максимальную скорость полета»
Как сообщили в компании «Сухой», первый полет прошел успешно, самолетом управлял директор СибНИА, летчик-испытатель Владимир Барсук.
«В конструкции самолета реализованы передовые технологии современного авиастроения. Панели, лонжероны и нервюры крыла бипланной схемы изготовлены из углепластика.
Экспериментальная модель легкого многоцелевого самолета / Фото Dmitry Rogozin
Два новых крыла биплана, изготовленные из композита, соединены в «этажерку» плавным переходом. В отличие от классического бипланного крыла полностью отсутствуют расчалки, что позволит в полтора раза увеличить крейсерскую и максимальную скорость полета», – сообщили в «Сухом».
В компании также отметили, что минимальная скорость, близкая к нулевой, была достигнута уже в первом полете, а в ближайшей перспективе – завершение проектирования и изготовление фюзеляжа из полимерных композиционных материалов, сообщается на сайте sibkray.ru.
Техническая справка
Ан-2 (по кодификации НАТО: Colt — «Жеребёнок», разг. — «Кукурузник», «Аннушка») — советский лёгкий многоцелевой самолёт. Представляет собой поршневой однодвигательный биплан с расчалочным крылом. Оборудован двигателем АШ-62ИР конструкции А. Д. Швецова.
Ан-2 используется как сельскохозяйственный, спортивный, транспортный, пассажирский самолёт и состоит на вооружении ВВС многих стран. На 2012 год в мире эксплуатируется 2271 Ан-2; в России имеется 1580 самолётов Ан-2, из них 322 пригодны к эксплуатации.
Многие самолёты летают более 40 лет и налёт некоторых из них достигает 20 тыс. часов. Ан-2 производился в СССР, Польше и продолжает выпускаться в КНР. Всего было построено более 18 тыс. Ан-2. Экспортировался в 26 стран мира. До появления самолёта Ан-3 был самым большим в мире одномоторным бипланом. Занесён в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолёт, который выпускается уже более 60 лет.
В СССР самолёт очень широко эксплуатировался на местных воздушных линиях для перевозки пассажиров и грузов (часто на линиях, связывавших областные центры с районными, а также сёлами), выполнения различных народнохозяйственных, в частности, авиационных химических работ.
Народное название «кукурузник» самолёт получил в наследство от По-2, поскольку заменил предшественника на сельскохозяйственных работах в период массового засева полей кукурузой.
Будучи простым в эксплуатации, пригодным для работы с неподготовленных грунтовых площадок и обладая малым разбегом и пробегом, самолёт был незаменим для работ на малоосвоенных территориях Сибири, Крайнего Севера, Средней Азии, где применялся повсеместно.
В 2012 году Министерство транспорта РФ сообщило о разработке программы глубокой модернизации от 500 до 800 самолётов Ан-2, включающей замену двигателей и аэронавигационной аппаратуры. Модернизация одного самолёта будет стоить от 600 тыс долл. до 850 тыс долл. Начало реализации программы намечено на 2015 год.
В июле 2013 года киевское авиационное производственное объединение «Антонов» объявило о начале лётных испытаний самолёта Ан-2-100 с турбовинтовым двигателем МС-14 производства украинской компании «Мотор-Сич». Самолёт заправляется керосином, а не бензином, что повышает его рентабельность. Планируется переоборудование ряда самолётов Ан-2 из стран СНГ в вариант Ан-2-100.
На Украине имеется 135 самолётов Ан-2, из них в состоянии лётной годности 54. В России 1580 самолётов Ан-2, из них 322 пригодны к эксплуатации. В Казахстане эксплуатируются 290 Ан-2, в Узбекистане — 143, в Туркменистане — 89, в Белоруссии — 82, в Азербайджане — 63, в Киргизии — 30, в Молдове — 13 и в Армении — четыре.
Технические характеристики
Экипаж, чел | 2 |
Пассажировместимость, чел | 12 |
Грузоподъёмность, кг | 1500 |
Длина, м | 12,4 |
Размах крыльев, м: | размах верхнего крыла — 8,425 размах нижнего крыла — 5,795 |
Высота, м | 5,35 |
Площадь крыла, м² | 71,52 |
Размеры грузовой кабины, м: | длина — 4,1 высота — 1,8 ширина — 1,6 |
Масса пустого, кг | 3400—3690 |
Максимальная взлётная масса, кг: | |
в пассажирском и грузовом вариантах: | при температуре воздуха у земли до +15°С — 5500 при температуре воздуха у земли свыше +15°С — 5250 кг |
в сельскохозяйственном варианте: | 5250 |
Объём топлива, л | 1240 |
Силовая установка | 1 × звёздообразный поршневой АШ-62ИР |
Мощность двигателей, кол-во х л.с (кол-во х кВт) | 1 × 1000 (1 × 735,45) |
Воздушный винт: | АВ-2 |
Диаметр винта, м | 3,6 |
Лётные характеристики | |
Максимально допустимая скорость, км/ч | 300 |
Максимальная скорость (при максимальной взлётной массе), км/ч | 236 |
Крейсерская скорость (при максимальной взлётной массе), км/ч | 180 |
Практическая дальность, км | 990 |
Практический потолок (при максимальной взлётной массе), м | 4200 |
Скороподъёмность (при максимальной взлётной массе), м/с | 2,4 |
Длина разбега (при максимальной взлётной массе) | 235 |
Длина пробега, м | 225 |
Вооружение | |
Неуправляемые ракеты: | 2 блока РО, 16 неуправляемых снарядов С-5М или С-5К |
Бомбы: | один балочный держатель БДЗ-57КУ или БДЗ-57КР с бомбой калибра до 250 кг |