Новости о космодроме Восточный появляются ежедневно. Это сегодня самый масштабный и скандальный проект в стране. Кажется, не осталось ни одного человека, который бы не пожелал нажиться за счет космодрома. То в Минске на Mersedes, инкрустированный стразами, задерживают некоего деятеля, имеющего отношение к Восточному, то в Москве ловят председателя думы Хабаровского края, которого подозревают в многомиллионных хищениях. Но это только самые последние из новостей.
Еще одно больше событие на космодроме — его уже в 42-й раз посетил зампред правительства Дмитрий Рогозин. Когда-то здесь считали число запущенных ракет, теперь подсчитывают сколько раз приземлился высокопоставленный чиновник. Грустно все это…
Ты помнишь, как всё начиналось?
Строительство космодрома на Дальнем Востоке началось более 20 лет назад. После того, как в 1994 году в Амурскую область прилетел Борис Ельцин. С идеей строительства космодрома выступил генерал-майор Александр Винидиктов, командующий 27-й Краснознаменной дальневосточной дивизией ракетных войск стратегического назначения. Эту идею он озвучил тогдашнему губернатору Приамурья, позже ставшему вице-премьером страны, Владимиру Полеванову. Идея была услышана на верхах. Еще бы, по ядерной мощи дивизия Винидиктова была круче, чем две ядерные державы — Англия и Франция вместе взятые. В шахтах вокруг военного городка Свободный-18 стояли на боевом дежурстве 60 стратегических ракет РС-10 с ядерными боеголовками. Так что Винидиктов знал, о чем говорил. Да и опыт осуществления запусков ракет в дивизии был.
Это место под городом Свободным еще когда-то обозначал, как самое удобное для запуска ракет, академик Королев.
Плисецк невыгодно использовать оттого, что он высокоширотный. С точки зрения космической отрасли, чем южнее место старта ракеты, тем экономически лучше. По ценам 1994 года экономия от запуска одной ракеты с космодрома Свободный составляла по сравнению с Плесецком 10 миллионов долларов.
Так была одобрена идея строительства космодрома Свободный. В марте 1996 года был подписан Указ. В первые же годы после этого с него удалось запустить пять коммерческих иностранных спутников и один наш. Если быть совсем точными, то первый запуск ракеты легкого класса «Старт-1» со спутником «Зея» состоялся через год после подписания Указа о создании космодрома, 4 марта 1997 г. В декабре 1997 г. с космодрома был запущен американский спутник Early bird («Ранняя пташка»). Его, к слову, могли запустить в июне 1996-го.
Но подробнее об этом чуть позже.
Не ожидая, пока государство даст много денег, здесь развернули настоящую космическую деятельность, параллельно ведя и строительство объектов на базе бывшей ракетной дивизии. В 2006 году в Свободном уже был запланирован старт ракет тяжелого класса «Ангара». И вот прошло почти десять лет, но «Ангара» никуда не полетела. И уже пятнадцать лет не запускаются коммерческие спутники.
В 2007 году Владимир Путин еще раз принял решение о строительстве космодрома. Все документы, которые готовились когда-то на космодром Свободный, были переделаны на Восточный. Можно ли было не терять эти годы, а уже давным-давно построить космодром и иметь в космической отрасли не такие печальные результаты? Об этом мы говорим с первым начальником космодрома Свободный генералом Александром Винидиктовым.
— Александр Николаевич, а как вы думаете, почему космодром до сих не достроен?
-Жаль, что слышно о нем сейчас только с точки зрения каких-то махинаций, коррупции и других неприглядных дел. В 90-е годы сама мысль о строительстве космодрома вызывала какие-то жизнеутверждающие настроения. Если строится космодром, значит не все в стране рушится. На базе нашей ракетной дивизии при мне было запущено четыре спутника и еще один уже после моего отъезда в Москву. Израильский, американский, шведский. Израиль вообще планировал запустить восемь спутников. Но тогда, к сожалению, не совпали по техническим параметрам. Их спутники весили 450 килограммов. А наши ракеты могли поднять не более 360. Так все это и приостановилось. Пока космодром стоял без задач, вышел Указ о его закрытии, а буквально через некоторое время появился новый — о его открытии, но уже как Восточного.
— Как Ельцин отреагировал на вашу идею о строительстве космодрома?
— Он сказал: «Ну хорошо, но где взять четыре триллиона рублей?». А я ему: «Товарищ президент, не знал тогда, что нужно говорить — господин президент, не надо сразу четырех триллионов, давайте эту сумму разобьем на десять лет и мы выведем с Байконура все наши программы за это время. Россия сделает шаг вперед». Тогда денег не нашлось. Это был 1994-й год. Начиналась война в Чечне. Потом я уже узнал из верных источников, что только за месяц на чеченскую войну вбухали 8 триллионов рублей. Начались неплатежи военным, другие неприятные моменты. Было не до космоса.
— Деньги нашлись только на войну?
— Самое интересное, что именно в то время Конгресс США подготовил секретный доклад о развитии космической деятельности и конкретно о космодроме Свободный. Известно, что в докладе говорилось, что Свободный противоречит национальной безопасности США, создает конкуренцию коммерческого развития космической отрасли Америки.
— Так тем более надо было его развивать!
— Я в то время получал мешки писем. Люди готовы были ехать со всей страны, принимать участие в строительстве. Ко мне приезжали руководители крупных заводов из разных регионов, в том числе с Урала. Спрашивали, чем могут помочь. У людей появилась надежда, что хоть что-то начнет возрождаться, строиться. Другие просили помочь спасти землю от приближающегося астероида. Кто-то интересовался, почему номер нашей военной части 06660. Одни считали это дьявольским знаком, другие наоборот успокаивали и говорили, что эти цифры определяют людей будущего. Даже воры в законе приезжали и предлагали помощь. Говорили, мол, у нас несколько приисков есть, можем работу на земельных участках организовать. И даже просили запустить их спутник. Все готовы были предложить свою помощь. Это была настоящая национальная идея.
ЦРУ под видом НЛО
— И что, вы серьезно считаете, что происки американцев не дали осуществиться народной мечте?
— Расскажу вам сейчас интересную историю. Приезжаю поздно вечером откуда-то из командировки, а мне докладывают, что меня ждет какая-то женщина. Я удивился, не ждал никаких визитеров. Она вся в черном, и заявляет, что ее ко мне прислали жители других планет. Тогда все газеты про НЛО писали, популярная тема была. Я ей, мол, извините, это не по моей части, ничем вам не смогу помочь, но она буквально умолила уделить ей пять минут. Сказала, что она контактер и через нее со мной будут говорить представители тех самых внеземных цивилизаций. У нее была два конверта с письмами, одно из которых вроде было адресовано президенту страны, а другое мне.
Мне и правда стало интересно. И я ради эксперимента решил кое-что проверить. На стене у меня висела огромная карта СССР и я попросил показать на карте все ракетные дивизии страны. Это была сверхсекретная информация, но женщина показала все до одной. Тогда я у нее спросил, сколько было осуществлено учебно-боевых запусков с нашей ракетной дивизии? Она ответила, что 45. Понимаете?! Этого не знал никто. Она также сообщила всю мою биографию, которая тогда была доступна только отделу кадров Генштаба. Википедий тогда еще не было.
— А они чего от вас хотели?
— Чтобы именно я противодействовал строительству космодрома, якобы это могло нанести вред одной из галактик. Обещали за это раскрыть информацию о месторождениях золота и бриллиантов, но я сказал, что мне как-то ходить с лопатой — недосуг. Диалог, правда, был интересный. Но буквально: я как будто говорю через эту женщину-контактера представителям других цивилизаций: «вы бы лучше какое-то научное открытие мне в голову вложили». И мне отвечают: «Ну кто поверит простому российскому генералу, который вдруг начнет писать формулы? Это если бы вы статью в Устав караульной службы написали, тогда было бы все нормально».
— И это все вам вещает женщина в черном?
— Именно так. Мы с ней еще пару раз пообщались. Как-то мне она по телефону позвонила. И говорит: «Александр Николаевич, вы догадываетесь, с кем сейчас говорить будете?». И начинает вещать, якобы от имени инопланетян: «Вы должны позвонить начальнику космодрома Байконур и сообщить, что запуск спутника, который они готовят, будет неудачным, его необходимо отложить».
Я, конечно, не стал никуда звонить. Как бы я выглядел? Позвонил бы начальнику Алексею Александровичу Шумилину и сказал, что по информации инопланетян, нужно отложить запуск?! Хорош бы я был! Он бы мне, наверное, посоветовал выпить стакан водки и лечь спать… Но самое удивительное, там действительно состоялся запуск и он был неудачным. Его отложили на неопределенное время.
— С чем вы связываете такую осведомленность?
— Думаю что агенты ЦРУ так меня пытались убедить в том, что я действительно общаюсь с иными цивилизациями. Организовать неполадки при запуске ракеты они вполне могли. Их агентуры на Байконуре тогда хватало и вообще говорили, что космодром полностью находится под влиянием США.
Подарок президенту
— Но вы же тоже запускали американский спутник?
-Да. С этим связана очень интересная история. Это было в 1996 году. Запуск запланирован был на июль. А где-то в марте мне звонят и интересуются, не мог бы я сделать запуск пораньше. В конце мая — начале июня. Нужно было приурочить к выборам президента. Кто-то из его приближенных захотел сделать сюрприз Борису Николаевичу, каждый хотел, чтобы этот подарок был как можно весомее. Меня даже попросили составить бумагу, что нужно для запуска спутника. Я собрал своих замов, очень хороших специалистов, приехавших в Свободный с Байконура и Плесецка. Настоящих энтузиастов, которые просто горели идеей космодрома. Хотя я объяснял звонившим из Москвы, что так просто вопрос не решается, нужно согласовывать со всей мировой общественностью, предупредить тех же американцев. Все же спутник — это серьезно. А вдруг кто-то бы подумал, что на нашей ракетной дивизии случайно осталась одна ракета и мы ее решили запустить?
Я позвонил главнокомандующему посоветоваться, и он срочно отправил меня в отпуск, пожелав уехать так далеко, чтоб никто не знал, где я отдыхаю. Я так и сделал. Американский спутник, в итоге, запустили только через год.
Хотя думаю сейчас, что это, правда, был бы хороший подарок, и не только одному президенту. Именно в то время, когда в стране царила полная разруха, запуск спутника был бы олицетворением надежды на возрождение страны.
— Александр Николаевич, идея не померкла и сейчас. А вот что делать с коррупцией? Я понимаю, что это вечный вопрос.
— Большие деньги порождают большие аппетиты… Я знаком немного с деятельностью Федеральной службы оборонзаказа. Одно время у них был принцип: мы вам не платим, крутитесь сами, делайте, что хотите. Все и крутились. Лет через 10 спохватились, кто-то совсем загнулся, а кто, наоборот. Расцвел. Как, например, ижевский завод «Купол» Калашникова. И не он один, есть еще успешные предприятия. А ведь как все осуществлялось? Нужно отремонтировать сто орудий, объявляется конкурс. Побеждает в нем тот, кто предложил самые выгодные условия. При этом законом даже не оговаривалось, что участники конкурса должны работать строго по профилю. Есть производственные площади, значит, даже сапожная мастерская, грубо говоря, могла предложить свои услуги в ремонте орудий. Потом это предприятие перепродавало заказ другому. Поскольку никаких условий для работы у него реально не было. Госборонзаказ при этом всегда делается на год. Цены в течение года у нас всегда растут, причем значительно. А гособоронзаказ считается выполненным, если потрачены все деньги. И не беда, что пока все бумаги оформлялись, этих денег уже не хватило на ремонт ста орудий. Здесь выхода два: просить денег еще, или отремонтировать меньшее количество. Денег, конечно, уже никто не даст. Значит — нужно меньше отремонтировать. И так из года в год. Деньги потрачены — заказ выполнен. Так и с космодромом. Тем более, за последний год, тут не то что металл и бетон, помидоры в три раза подорожали. А деньги выделены год назад. Остается что? Сокращение объектов. Хотели построить три площадки, построили две. Отсюда и задержка зарплат, и финансовая неразбериха. Каждый начинает выкручиваться как может. Я тут прочитал даже, что на космодроме была создана специальная фирма, которая готовила обоснование выполненных работ. Представляете до чего дошло? Например, вы используете при строительстве площадки песок и грунт. Фирма напишет, что был сложный грунт. А кто потом под бетоном проверит?
Я все это знаю по своему опыту. Примерно так же целый год работал с бригадой железнодорожных войск, возглавлял которую Виктор Дмитриевич Федина. Они мне выполняют работы. Потом спрашивают: «Где деньги?». Я начинаю объяснять, что сам понимаешь, государство обещало, оно не обманет, а ты же обещал построить и то, и это, давил на совесть. Они продолжали строить. Денег не было. Но они выкручивались. Строили еще где-то налево, зарабатывали себе деньги. А нам деньги так и не пришли. Такая история. А сейчас, конечно, на космодроме другие масштабы. Я видел, как все мощно развернуто. Очень хочу, чтобы это был настоящий космодром. Несмотря ни на что.
Досье «СП»
Александр Николаевич Винидиктов на этой неделе отметил 65-летний юбилей. Он родился 10 июня 1950 года в городе Кизеле Пермской области. Школу закончил с серебряной медалью. Большой знаток литературы. Наизусть знает первый том «Мертвых душ» Гоголя и всего «Евгения Онегина» Пушкина, а также «Гамлета» Шекспира. В 1972 году окончил Пермское высшее командно-инженерное училище, в 1980 — военную академию им. Дзержинского, служил в дивизии ракетных войск стратегического назначения под Красноярском, в 1990-м окончил академию Генштаба.
С 1990—1993 — командир 27-й ракетной дивизии, с 1993—1996 — начальник главного центра испытаний и применения космических средств. С 1996 по 2001 год — начальник космодрома Свободный. В 2001 избран депутатом Государственной Думы РФ, член Комитета по государственному строительству. С 2005 в отставке. Сейчас Александр Николаевич — начальник Управления информационных программ Секретариата ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности).
Фото: Игорь Агеенко/ТАСС