92 процента призывников проигнорировали возобновленный призыв в армию
Восстановление военного призыва в Литве аукнулось для властей неприятным открытием: среди здешней молодежи, оказывается, маловато патриотов. Из 36 тысяч юношей в возрасте до 26 лет, которые были обязаны явиться на призывные пункты, пришло лишь 8 процентов. А в добровольцы записалось лишь 1800 человек.
Такой результат предугадывался еще в апреле. Тогда в Литве впервые проверили систему мобилизации резервистов. Разослали повестки с указанием явиться на призывные пункты тем, кто завершил срочную службу в литовской армии в 2000—2008 годах (в 2008-м срочная служба была отменена). Явилась лишь половина…
Но вот, после начала кризиса на Украине, Сейм Литвы восстановил военный призыв. И социальные сети переполнились жалобами юношей: это, дескать, разрушает планы учиться, строить семью, вести бизнес и т. д.
В Интернете даже прошла акция «плачущих призывников» под девизом «Они выиграли в лотерею». Были размещены фотографии парней со слезами на глазах. Почему — лотерею? Потому что имена 36 тысяч призывников выбирал компьютер. В этом году в августе-сентябре заберут в армию только 3 тысячи из этого списка — тех, кто поздоровее и не сможет «отмазаться». Но нужен «запас». Ведь призывать будут каждый год в течение пяти лет на 9 месяцев.
Не увильнуть от службы даже молодым эмигрантам. Они все равно обязаны явиться на призывной пункт, пройти медкомиссию, предоставить все документы, необходимые призывнику. Многие в шоке: за рубежом учеба, бизнес, новая жизнь. Комиссии будут принимать решения по каждому призывнику индивидуально.
В акции «плачущих призывников» принял участие даже муж внучки бывшего президента Литвы Альгирдаса Браузаускаса. Организаторы выступили за профессиональную армию, которая, собственно, сейчас и есть в Литве.
Между тем, призыв был отменен по инициативе министра обороны, социал-демократа Юозаса Олекаса. И, по иронии судьбы, сейчас, когда призыв восстановлен, этот политик снова оказался главой военного ведомства республики.
Но как же так? Почему парни не спешат на службу? Ведь в Литве чуть ли не каждый день говорят о предстоящей агрессии со стороны России?
Правда, еще пару лет назад литовские политики говорили о том, что страна находится под «зонтиком» НАТО. Да и сейчас, в связи с возможным размещением тяжелой техники США в Европе, в том числе в странах Балтии, Юозас Олекас во время встречи с командующим силами НАТО в Европе генералом Филипом Марком Бридлавом заявил: «Эти меры необходимы для того, чтобы остановилась Россия». Литовский министр подчеркнул: страны Балтии «заботятся о своей безопасности». Участвуя в НАТО, сказал Олекас, они «обладают гарантиями и поддержкой со стороны государств альянса», который, по его словам, будет их защищать.
Возможное размещение американских танков и БМП в странах Балтии, Восточной Европы активно поддержала президент Даля Грибаускайте. Но зачем же тогда Литве военный призыв?
Обосновали его тем, что если Россия нападет, то до подхода основных сил альянса все равно придется обороняться самим. В период обсуждения вопроса о возвращении призыва Даля Грибаускайте сказала: «До 2008 года у нас была обязательная военная служба, мы думали, что это больше не потребуется. Но рядом с нашими границами изменилась геополитическая ситуация, мы поняли, что угроза очень реальна. Угроза реальна для всего региона, стран Балтии. Наши соседи стали мало прогнозируемыми, я имею в виду Россию. Нам известны процедуры НАТО. Силы быстрого реагирования могут начать действовать самое малое через 72 часа. Страны Балтии довольно небольшие. Мы сами должны обороняться в течение 72 часов, а может и дольше».
Еще в феврале, после встречи Ангелы Меркель с Владимиром Путиным, президент Литвы заявила: «Хочу ясно сказать: доверяю и верю, что Меркель никого не предала. Она всегда ищет выход и никого не предает, поскольку предать Украину, украинских людей, сегодня означает предать себя. Поскольку после Украины настанет наш черед…»
В тот период, правда, премьер Альгирдас Буткявичюс отрицал наличие военной угрозы Литве, однако сейчас, видимо, его отношение изменилось. Он тоже одобрил вероятную дислокацию в республике тяжелой техники США.
Публично почти никто в Литве не смеет хотя бы задать циничный вопрос: а зачем вообще России эта Литва с ее недружественным населением, почти полным отсутствием полезных ископаемых и ненужными портами? Есть же теперь свои — в Усть-Луге и Калининграде.
Разве что первый министр обороны независимой Литвы Аудрюс Буткявичюс недавно публично раскритиковал власти своей страны за то, что они, по его мнению, ошибочно ведут дело к тому, что война может произойти на территории Литвы. Но тогда встает и другой циничный вопрос: если уж так, то сможет ли литовская армия продержаться эти 72 часа? Пусть даже при поддержке пяти американских танков и 150 солдат и офицеров США, которые присутствуют в Литве на ротационной основе?
Оказалось, что несколько батальонов литовской армии укомплектованы на 54−72%, а некоторые и вовсе на 18−20%. О чем недавно с горечью доложил генерал Витаутас Йонас Жукас. Это тоже стало поводом для возобновления призыва.
Местные СМИ цитируют известного здесь эксперта по обороне Александраса Матониса: «Ситуация действительно довольно трагичная. В Литовской армии 10 батальонов, и их не удается заполнить только профессиональными военными, как планировалось в 2008 году».
Правда, остается вопрос обучения: смогут ли юноши, вырванные из мирной жизни (не из числа добровольцев, мотивированных на войну с Россией), как следует обучиться за 9 месяцев?
Вопрос, впрочем, гипотетический, так как никаких признаков подготовки нападения России на европейские страны, в том числе на балтийские, не видно. О чем говорят не только военные эксперты. Владимир Путин заявил, что допустить нападение РФ на НАТО могут только «нездоровые люди».
Отсутствие патриотической активности со стороны литовских призывников, похоже, говорит о том, что хотя бы психически они, в основном, здоровы.
Премьер России поставил происходящему в Литве свой политический диагноз: «Наиболее простой метод политического управления заключается в создании образа врага, он всегда срабатывает, в любой стране. Чем больше ты нагнетаешь, тем больше консолидация», — сказал Дмитрий Медведев. Он констатировал, что «со многими грандами европейскими» России удалось установить продвинутые, особые, добрые отношения, «которые даже в период санкций остаются таковыми». «К сожалению, со странами Балтии этого не получилось», — заметил премьер.
Сергей Орлов
Фото: PA