Напряженность вокруг ситуации с Грецией, похоже, достигла пика. Как заявил греческий Центральный банк, Греция выйдет из зоны евро, и, возможно, из Евросоюза, если правительству не удастся договориться с международными кредиторами по вопросу долга.
Дедлайн приближается. 30 июня Греция должна внести 1,5 млрд евро Международному валютному фонду (МВФ), а 20 июля — еще 3,5 млрд евро в Европейский центральный банк (ЕЦБ). И все это — на фоне нулевых успехов переговоров с Евросоюзом и МВФ об отсрочке платежей. Напомним: речь идет об урегулировании долга более чем на 240 миллиардов евро, который образовался после спасения греческого бюджета от дефолта в 2010 и 2012 годах.
В четверг, 18 июня, в Люксембурге прошло очередное заседание Еврогруппы — органа министров финансов стран еврозоны — по греческому вопросу. Кредиторы позиций не смягчили: они требуют от Афин дополнительных мер экономии на 3,6 миллиарда евро. В частности, урезания социальных обязательств государства, уменьшения размера пенсий и повышения налоговой нагрузки на население. Для правящей левой коалиции СИРИЗА такой вариант чреват политическим кризисом и потерей власти.
Если стороны не найдут общего языка, Грецию ждет дефолт. В стране уже начинается финансовая паника: за три дня, с 15 по 18 июня, греки сняли со счетов в банках более 2 млрд евро.
В целом, складывается впечатление, что сценарий выхода Греции из еврозоны становится все более реальным. Неслучайно глава Еврогруппы Йерун Дейсселблум заявил, что готов к такому повороту событий.
Согласен с ним и российский экс-министр финансов Алексей Кудрин. «Проблема Греции не в том, что нет денег. Само население не готово ужимать дальше свои возможности, плюс Европа не готова упрощать свои программы. Скорее всего, Греции придется выйти из еврозоны», — сказал Кудрин, отметив, что это приведет к дальнейшему снижению уровня жизни греков.
Но что более важно — выход Греции способен спровоцировать распад зоны евро и вызвать глобальный финансовый кризис. Так считает, например, глава Федеральной резервной системы США Джанет Йеллен.
«Я вижу в греческом кризисе потенциал для колебаний, которые могут повлиять на экономические перспективы в Европе, и оказать негативное влияние на мировые финансовые рынки», — заявила Йеллен 17 июня в Вашингтоне.
И надо понимать: не одна Йеллен так думает. Об опасности греческого кризиса для мировой финансовой системы говорилось, например, на саммите G7 в Баварских горах. Аглава Минфина США Джек Лью недавно прямо заявил, что соглашение между Грецией и кредиторами — единственный способ предотвратить турбулентность в глобальной финансовой системе.
Словом, ставки в игре повысились до небес. 22 июня лидеры 19 стран еврозоны проведут экстренный саммит, чтобы попытаться предотвратить дефолт Афин.
Что на деле ждет Грецию, и как сложится судьба ЕС, если Афины выйдут из еврозоны?
— Выхода Греции из еврозоны не допустят, — уверена научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ) Анна Лубоцкая. — Да, многие представители ЕС заявляют, что риски на случай демарша Афин застрахованы — рынки не обрушатся и с экономикой стран-членов ЕС все будет нормально. Но на деле, точно просчитать последствия выхода Греции из еврозоны невозможно, и это чревато непредсказуемыми последствиями.
Именно поэтому ЕС будет до последнего биться, чтобы Греция осталась в зоне евро. За это будет выступать и Германия. Канцлер ФРГ Ангела Меркель, несмотря на то, что на нее давят избиратели и собственное правительство, не хочет войти в историю как политик, при котором начался развал еврозоны. По мнению многих аналитиков, при неблагоприятном сценарии по стопам Греции могут пойти и другие страны так называемой группы PIGS — Португалия, Италия и Испания.
Кроме того, Греция для ЕС — важный геополитический партнер. Ее приняли в Евросоюз, зная ее экономические недостатки, ради выгодного геостратегического месторасположения. Нет, в возможность выхода Афин из зоны евро я не верю.
— Почему, в таком случае, переговоры греков с кредиторами не сдвинулись с места?
— Кредиторы жестко прессингуют новое греческое правительство. С точки зрения евробюрократии, к власти в Греции пришли политические выскочки, которые не принимают во внимание ни мнения кредиторов, ни государственных финансовых обязательств собственной страны. Другими словами, играют не по европейским правилам. Поэтому «выскочек» нужно урезонить.
Кроме того, Евросоюз в переговорах с Грецией должен продемонстрировать твердую волю. Если сейчас ситуация для Афин разрешится слишком легко, по греческому пути тут же пойдет Испания, где на выборах победила левая партия Podemos.
Надеюсь, компромисс на переговорах с кредиторами все же будет достигнут. Думаю, в последний момент стороны пойдут на взаимные уступки: кредиторы выделят Афинам деньги, а взамен потребуют проведения лишь части реформ.
В настоящее время на греческих избирателей направлена массированная психологическая атака как со стороны иностранных СМИ, так и внутри страны. Греков запугивают тем, что выйдя из зоны евро, им придется совсем туго, что будет намного хуже, чем сейчас — усилится безработица, экономическая разруха. Подобное психологическое давление можно было наблюдать и в 2011 году. В итоге греки вздохнут спокойно, если правительство пойдет на компромисс…
Впрочем, есть и другая точка зрения.
— На мой взгляд, выход Греции из еврозоны — вполне реалистичный сценарий, — считает независимый эксперт Дмитрий Тратас. — Греческое правительство ни в какую не хочет идти на снижение бюджетных трат, а без этого страну не вывести из кризиса. В этой ситуации единственный логичный выход — выход Греции из еврозоны. И чем дальше и сильнее упирается греческий премьер Алексис Ципрас, тем этот вариант становится более реальным.
Чисто технически, думаю, едва греки откажутся платить МВФ, произойдет одномоментное отключение греческих банков от межбанковской системы SWIFT. Такой сценарий в 2013 году уже был опробован на Кипре, когда тамошнее правительство объявило о дефолте и ликвидации «Кипрского народного банка», действовавшего под торговой маркой Laiki Bank. После отключения от SWIFT между Афинами и кредиторами произойдет фиксация баланса — кто кому и сколько должен. На этот момент, скорее всего, греческие банки прекратят работу. После этого греческое правительство введет в обращение драхму.
Греческие СМИ уже озвучили этот сценарий — именно поэтому сейчас в Греции наблюдается паника среди населения: люди пытаются снять деньги со своих банковских счетов.
— Переход на драхму позволит Афинам наладить экономику?
— С моей точки зрения, ввод драхмы очень позитивно скажется на греческой экономике. Если, конечно, у руля экономического блока правительства будут стоять вменяемые люди, а не нынешние популисты, которые плохо разбираются в финансовых реалиях. По идее, переход на драхму запустит и процесс девальвации, что сделает греческие товары и услуги конкурентными на европейском рынке.
Как мы знаем, основной вклад в ВВП Греции вносит турбизнес. Если греческие пляжи, острова и гостиницы резко подешевеют, туристы повалят валом, что, безусловно, будет способствовать подъему греческой экономики.
— Греция может в этом случае повторить аргентинский сценарий — оказаться в международной финансовой изоляции до тех пор, пока не рассчитается с инвесторами?
— Афины могут выйти из еврозоны, но признать долги, реструктуризировать их и постепенно выплачивать. Причем, при правильной политике греческие власти могут выкрутиться из положения — перевести все внешние долги в драхму, а потом драхму девальвировать.
— Если греческая экономика вне зоны евро начнет расти, и это подтолкнет другие страны группы PIGS последовать примеру греков, что будет с ЕС?
— Действительно, выход Греции из еврозоны создает опасный прецедент и может породить эффект домино. За спиной греков стоят Италия и Испания — у них тоже многомиллиардные долги. Если Афинам удастся не только относительно безболезненно выйти из зоны евро, но и отказаться от долгов, я не исключаю, что Евросоюз начнет распадаться. И такой сценарий для европейской валюты, бесспорно, убийственен.
— США могут надавить на МВФ и ЕС, и принудить греков остаться в зоне евро?
— Не совсем понятно, зачем это самим США. Еврозона и евровалюта — мощные соперники доллара. Возможно, Америке — с экономической точки зрения — более выгодно убрать этих соперников.
— А России выгодно, чтобы еврозона начала трещать по швам?
— Думаю, сегодня это в наших интересах. Это позволит отвлечь внимание ЕС от нынешнего противостояния с Россией. Однако это не очень хорошо с точки зрения нормальной экономики и взаимовыгодного сотрудничества — а рано или поздно, я верю, мы вернемся к партнерским отношениям с Европой…
Фото: Daniel Kalker/dpa/Global Look Press