23 июня в украинском издании «Европейская правда» появился материал «Минск версии 2.5″ — новая идея в Брюсселе на пользу Кремлю», в котором рассказывается о том, с какими предложениями на самом деле приезжал европейский комиссар Йоханнес Ханв Киев на прошлой неделе. В прессе Хан не делал громких заявлений и ограничился стандартными фразами о приверженности Минским соглашениям. Но в закрытых дискуссиях с украинскими парламентариями, в которых поучаствовал журналист, а также на встрече с президентом Петром Порошенко, еврокомиссар попытался убедить Киев выполнять свою часть соглашений, причем не дожидаясь выполнения всех пунктов противоположной стороной. Впрочем, похоже, что услышан он не был.
По мнению Хана, Киев должен предоставить особый статус для Донбасса уже сейчас, причем не на три года, как сказано в украинском законе «О статусе отдельных территорий», а на постоянной основе. Это продемонстрировало бы гибкость, добрую волю и готовность Киева к компромиссу, а также помогло бы снять претензии Москвы по невыполнению соглашений.
«Да, мы говорим о нарушении Минска со стороны России. Но делает ли Украина все для соблюдения требований Минска? Почему бы вам не сделать шаг к предоставлению Донбассу особого статуса? Ведь это можно делать уже сейчас, показав добрую волю Киева к выполнению Минска», — цитирует «Европейская правда» еврокомиссара.
Но предложения Хана вызвали у украинских депутатов бурное возмущение. По словам автора, парламентарии буквально принялись кричать на него, восприняли эту идею, как предательство, а одна из избранниц прямо обвинила еврочиновника в том, что он работает на Москву.
«Но даже категорически жесткая реакция Киева в первом раунде переговоров не помешала представителям ЕК поднять этот вопрос во второй раз», — негодует автор «ЕП». На встрече с Порошенко, по сведениям инсайдеров, Хан опять поднял эту тему. Но ни президент, ни депутаты не проявили ни малейшего желания идти на компромисс.
«Наша позиция твердая: Минские соглашения — это комплекс, и пока ни один пункт Минска не выполняется», — заявил источник издания в дипломатических кругах. «Европейская правда» также сокрушается по поводу того, что европейские партнеры посмели сделать такое возмутительное предложение и надеется, что Киев убедит Брюссель отказаться от задуманного, «публично указав на некорректность их предложений».
Украинские власти продолжают обвинять ополченцев в нарушении первых трех пунктов Минских соглашений — о прекращении огня, отводе тяжелых вооружений и мониторинге со стороны ОБСЕ — и заявляют, что пока эти положения не будут выполнены, процесс урегулирования дальше не пойдет. В то же время, представители ДНР и ЛНР также регулярно заявляют о нарушении режима прекращения огня, причем число жертв обстрелов постоянно растет.
Четвертый пункт Минских соглашений предусматривает начало диалога о проведении местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона. Но загвоздка в том, что хотя Киев и принял закон о временном самоуправлении, он вступает в силу только после выборов, проведенных по украинским законам. Эта хитрость Верховной Рады позволяет формально выполнить пункт соглашений, который требовал принять закон до определенного срока, но не реализовывать его на практике.
Очевидно, что если упираться в пункты о полном прекращении огня, минский процесс не сдвинется с места. Поэтому предложение европейцев выглядит рационально. Но способен ли Киев на такой шаг?
— Судя по моей информации, то, что изложено в статье, соответствует действительности, — говорит директор Украинского института анализа и менеджмента политик Руслан Бортник. — Европа пытается надавить на Киев в плане реализации Минских соглашений. Все стороны прекрасно понимают, что пункты о полном прекращении огня и отводе вооружений не получится осуществить на сто процентов. Невозможно проверить многокилометровую линию фронта, да еще и на глубину 40 километров в обе стороны. Просто нет такой технической возможности.
В Европе понимают, что если упираться в эти пункты, минский процесс не пойдет дальше. Поэтому они и настаивают на том, чтобы стороны продолжали реализацию дальнейших пунктов Минских соглашений. Они оказывают такое же давление на ДНР и ЛНР, чтобы двигаться вперед. Это единственный способ остановить боевые действия.
— Но судя по публикации, Киев отнесся к этой идее крайне негативно.
— Дело в том, что у всех сторон разные цели. Мне кажется, что если Европа хочет добиться прочного мира, то в интересах Киева сегодня — заморозка, а не решение этого конфликта. Если удастся добиться мирного урегулирования, придется восстанавливать Донбасс и тратить на это огромные деньги. В украинское электоральное поле вернутся 3,5 миллиона, мягко говоря, нелояльных к нынешней власти избирателей, которые всегда будут голосовать против нее. Все это сулит политические и экономические проблемы нынешнему руководству страны. Кроме того, нужно будет как-то обосновать мирный процесс и интеграцию с Донбассом радикальной части общества, а это будет очень непросто.
— Какие пункты Минских соглашений могут быть реализованы?
— Четвертый пункт Минских соглашений — это вопрос модальности выборов. Пока что все упирается в него. Модальность — это все правила от участников до подсчета голосов, по которым пройдут эти выборы. Но пока что эффективного диалога по этому вопросу нет.
Проблема в том, что каждая из сторон видит наиболее важными разные пункты Минских соглашений. Киев настаивает на первоочередном контроле над границей. ДНР и ЛНР считают, что на первом месте должно стоять экономическое восстановление региона. Между ними идет постоянный спор, что важней.
— Могут ли европейцы надавить на Киев в этом вопросе?
— В Европе давно бытует мнение, что цена разрешения этого конфликта в виде предоставления автономии Донбассу — это самая низкая цена, которую можно заплатить за мир. Нечто подобное сказал министра иностранных дел Италии несколько месяцев назад. В Европе считают, что автономия Донбасса на любых условиях — это выгодная сделка, которая позволит им получить стабильную Украину, стабильную экономику, которую не нужно финансировать, российские энергоносители в зимний период и восстановление экономического поля, пострадавшего из-за конфликта. Поэтому Европа давит на Киев. Сейчас украинские власти настроены бескомпромиссно, но время играет против них.
— То есть они могут стать более уступчивыми?
— Мне кажется, что реальное решение конфликта возможно уже в следующем году. Минские соглашения хороши только тем, что в них прописаны дедлайны. Крайний срок реализации договора — конец 2015 года. После этого сторона, не выполнившая это международное соглашение, окажется в невыгодном положении. Может быть принята соответствующая резолюция Совета безопасности ООН. Приближение этой даты будет стимулировать переговорный процесс и поиск компромисса, а реальные переговоры начнутся уже после ее истечения в следующем году.
Директор Фонда гуманитарных стратегий Михаил Павлив считает, что на практике реализовать европейские предложения будет крайне затруднительно.
— Можно рассуждать в рамках реальной политики, а можно в рамках идеалистичных прожектов. В теории это замечательное предложение, логичное и органичное. Если бы оно еще сочеталось с созданием буферной зоны, было бы вообще прекрасно. Но, как видите, украинский политикум в этой ситуации настроен более чем воинственно, и на такие компромиссы на сегодняшний день идти не готов.
— Могут ли европейцы все же продавить эту идею?
— Учитывая то, насколько они бессубъектны и находятся в рамках общего американского дискурса, у меня есть большие сомнения в том, что они смогут отстоять эту идею.
— Почему тогда Европа выступила с таким предложением?
— Они понимают, что обе стороны несут ответственность за ситуацию. Первые пункты о полном прекращении огня и отводе вооружений не могут быть реализованы без полноценной буферной зоны. Это объективная ситуация, которая не может быть решена.
Поэтому логика предложения европейцев очевидна. После его реализации достигается практически максимум того, что гипотетически могут требовать непризнанные республики. После этого любая эскалация с их стороны выглядела бы либо субъективизмом, либо глупостью. Предоставление областям особого статуса не позволило бы двойных толкований ситуации.
Но такой сценарий по каким-то причинам не является приемлемым для официального Киева. По имиджевым, электоральным и другим соображениям, о которых мы можем только догадываться, Киеву выгодно поддерживать нынешнее состояние — ни войны, ни мира.
— А что могло бы изменить ситуацию?
— Исключительно позиция Соединенных Штатов. Все остальные участники этого процесса находятся в ситуации догоняющих.
Президент Центра политической конъюнктуры России Сергей Михеев также считает, что все упирается в позицию Вашингтона.
— Пока что у европейцев не хватает духу серьезно продвигать какие-то инициативы. Киев в основном ориентируется на американцев. А последние, складывается ощущение, пытаются дискредитировать минский процесс, как таковой. Хотя на сегодняшний день это единственный более-менее работающий формат урегулирования, альтернатива которому — война. Но сейчас и Киев, и Вашингтон минский процесс игнорируют или пытаются создать такие условия, при которых он не может развиваться.
Пока что я не вижу перспектив этого европейского плана. Тем более что этот план появился в виде утечки в украинской газете. Мне кажется, относиться к этой информации нужно с изрядной долей скепсиса.
— Но разве у Брюсселя нет рычагов воздействия на Киев?
— Повторю, что при всех кампаниях о европейском выборе и евроинтеграции, Киев совсем не ориентируется на Европу. Политику Киева определяют американцы. Об этом пишут даже так называемые либеральные украинские журналисты вроде Мустафы Найема. Они признают, что всем руководит посол Соединенных Штатов АмерикиДжеффри Пайетт.
Поэтому европейцы могут предлагать все, что угодно, это не имеет особого значения. Может быть, им кажется, что они живут в равноправном мире и что-то могут решать, но это не так. Киев прислушается к этим предложениям, только если им прикажет это сделать Вашингтон.
— Но ведь Европа и США вроде как партнеры?
— Нет там никакого равноправия. Европа очень хочет казаться самостоятельной. Признание своей вторичности означает для них потерю лица. Но американцы на самом деле относятся к ним так же, как к любым странам третьего мира. Конечно, оформляют они это по-другому, и европейцы могут думать, что они особенные. Но на самом деле это не так. Только американцы определяют, что и как должно быть.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня
Фото: Zuma/ТАСС