Судя по результатам газовых переговоров на Петербургском экономическом форуме, Германия претендует на статус главного транзитера российского газа в Европу, технично отодвигая от «российской трубы» представителей Украины. Многоходовая сделка, которая вырисовывается на европейском направлении между Москвой и Берлином, очень сильно расстроит Вашингтон, Киев и, возможно, Анкару.
Подписание меморандума о создании еще одного северного морского трубопровода, которому журналисты уже присвоили имя «Северный Поток-2», вызвало бурю непонимания у диванных экспертов, которые пришли к выводу, что у России просто не хватит газа для того, чтобы использовать на полную мощность и «Турецкий Поток», и предполагаемое расширение «Северного Потока». Но в том-то и дело! Газпрому не нужно в краткосрочной перспективе полностью заполнять оба трубопровода. Гораздо выгоднее иметь резервную мощность, которая позволит не зависеть от одной транзитной страны или транзитного направления.
Тактика «конкурирующих газопроводов» уже дает первые плоды:
«Анкара наконец разрешила инженерные изыскания на морском участке «Потока». Документ предусматривает проведение исследований по первой нитке газопровода в исключительной экономической зоне, а также в территориальных водах Турции. Таким образом, можно считать, что реализация столь важного для России трубопровода, который должен окончательно решить проблему украинского транзита, начинает технически воплощаться». —
Меморандум по «Северному Потоку-2» лишил турецкую сторону гипертрофированного чувства собственной важности, и есть все основания полагать, что теперь работа над «Турецким Потоком» будет двигаться быстрее и не будет сопровождаться ненужным аккомпанементом из заявлений о том, как сильно страдают крымские татары в российском Крыму.
Если посмотреть на карту Европы, получается, что Путин берет ЕС в «газовые клещи», чем сильно мешает извечной американской мечте об отделении Евросоюза от российского газа. Миллиарды долларов, вложенные в Майдан, — это во многом инвестиции в срыв газовой торговли между Россией и Евросоюзом. А сейчас получается, что в перспективе нескольких лет об этом американском плане можно будет забыть.
Стоит напомнить, что США яростно сопротивлялись самой идее поставок газа из СССР в Европу, пытаясь сорвать советско-немецкую сделку «Газ в обмен на трубы», которую уже в 70-х года называли «Контракт века». Строительство «Турецкого Потока» и «Северного Потока-2» станет огромной проблемой для стратегии «газового сдерживания» России из-за того, что больше не будет существовать одной точки, надавив на которую можно будет резко ограничить возможности поставки российского газа в ЕС. Тут уже не поможет майдан в Македонии или еще какой-то точечный саботаж, а перекрывать все возможные направления поставки будет очень сложной задачей даже для США.
Очень показателен состав компаний, которые вписались в расширение Северного Потока —
Трудно предположить, что флагман немецкой энергетики, компания «E.On», вписалась в этот проект без соответствующего политического прикрытия. Еще невероятнее — предположение о том, что без соответствующего политического прикрытия в этот проект вписалась англо-голландская компания «Shell» («Шелл»). Наличие отменного политического чутья и соответствующей «крыши» у англо-голландских нефтяников доказывается легко, особенно если посмотреть на историю самой компании. Достаточно вспомнить, что «Шелл» — это компания, которой Ротшильды доверили продажу нефти, которая добывалась ими в Российской империи через «Батумское нефтепромышленное и торговое общество». Впоследствии Ротшильды даже продали само «Батумское нефтепромышленное и торговое общество» компании «Шелл» в обмен на значительный пакет ее акций, и с тех пор «Шелл» и Ротшильды считаются неразрывно связанными.
С учетом того, что маршрут нового балтийского газопровода пройдет по маршруту «Северного Потока», у Еврокомиссии будут очень ограниченные возможности в плане препятствования его строительству. Все нужные разрешения от Еврокомиссии уже есть:
Единственное возможное препятствие — разрешение от немецкого агентства по энергетике на подключение к немецкой газотранспортной системе, но «E.On» почти гарантированно продавит этот вопрос без особых усилий благодаря своему колоссальному политическому весу внутри Германии.
После завершения строительства «Северного Потока-2» Германия может занять нишу Украины, став главным транзитером российского газа в Евросоюз. Да-да, вот за это и стояли украинцы на Майдане. Их, конечно, никто об этом не предупредил, но тут ничего не поделаешь. Сейчас в публичную сферу проникают реальные причины, по которым зампред Газпрома Александр Медведев сделал уже ставшее знаменитым заявление:
«После окончания транзитного контракта с Украиной ни продления, ни заключения нового транзитного контракта не будет ни при каких обстоятельствах. Ввиду экономических, коммерческих, технологических, инвестиционных и политических рисков для транзита газа, украинского транзита больше не будет, даже если солнце поменяются с луной местами».
Скорее всего, в недалеком будущем ЕС будут обслуживать два трубопровода: северный и южный, без того чтобы кто-то имел статус монопольного транзитера российского газа. Дедлайн понятен — 2019 год, а до того времени, пока не будет решен вопрос с киевским режимом, Евросоюзу придется платить в том числе и за украинский газ, просто для того чтобы обеспечить собственную энергетическую безопасность и не замерзнуть зимой:
«Евросоюз готов дать денег Украине, чтобы она смогла оплатить газ на осенне-зимний период. Об этом сообщает агентство Reuters со ссылкой на документы немецкой делегации в Еврокомиссии». —
«Газовые клещи Путина» уже оказывают положительное воздействие на политику ЕС, и это не может не радовать.
2 комментария
Эль-Мюрид о Турецком потоке:
http://el-murid.livejournal.com/2418478.html
23.06.15.… Судьба проекта остается неясной, причем речь идет о рисках политического свойства, которые невозможно прогнозировать. Стратегия «Потоков» находится в жестком противоборстве с европейской стратегией «Южного газового коридора», согласно которой альтернативой российскому газу должен стать иранский, туркменский и азербайджанский газ….
Евросоюз совершенно не шутит. Его вице-комиссар Шефчович еще весной заявил о том, что Европа готова вложить в «Южный коридор» до 65 миллиардов евро — это невероятно большая сумма для одного проекта. Кроме того, он же предупредил, что для подключения «Турецкого потока» к европейским сетям все равно придется получать разрешение Еврокомиссии, а это и есть тот самый политический риск…. В случае, если Европа откажет Газпрому, «Турецкий поток» попросту «съежится» до одной нитки…
За баталиями вокруг трубопроводного газа остается несколько в тени вопрос сжиженного. В Европе уже построены терминалы по приему 186 млрд кубометров, вводятся мощности по приему еще 22 млрд кубометров….
Все сказанное говорит о том, что европейцы намерены жестко привязывать Россию к украинской трубе, так как мощностей российских труб не хватит, а принципиальная позиция, касающаяся либерализации европейского рынка и запрета на владение трубой и монопольной прокачкой по ней газа, остается ключевым принципом энергетической стратегии ЕС.
Как бы ни пытался Газпром уйти от того места, где он откровенно говоря, нашкодил и полностью все завалил, его практически за шкирку тащат к Украине. Логика Европы — разгребать последствия антироссийского государственного переворота на Украине должны русские и за счет России. Если российский бизнес действует по принципу национализации убытков и приватизации прибыли, то Европа предпочитает убытки перекладывать вообще на других, забирая себе весь доход….
Лучше бы Путин взял в клещи не ЕС, а своих «киевских друзей», которые уже год на кремлёвской нефти проводят геноцид Русского Народа. Но пока он действует наоборот. В начале весны 14 года он про киевскую власть говорил, что это «хунта». В конце весны, после встречи с президентом Швейцарии, когда нацисты убили ещё не очень много Русских Людей, он говорил уже «украинские партнёры», а осенью, когда его «украинские партнёры» убили уже много Русских Людей, он назвал их «киевскими друзьями». Такое впечатление, что чем больше нацисты убивают Русских, тем у Путина крепче с ними дружба.