Специалист по вопросам международной безопасности и профессор государственного права Дэвид Оуалаалоу (судя по фамилии, он гаваец) предлагает Соединённым Штатам подумать дважды, прежде чем продолжать противостояние с Россией. У него сильные сомнения в том, что американское правительство понимает, что оно делает.
НАТО и Россия
Дэвид Оуалаалоу искренне удивляется реакции Запада, а особенно НАТО, на решение президента РФ Владимира Путина поставить на боевое дежурство более 40 новых межконтинентальных баллистических ракет. Разве это не является прямым ответом на собственные заявления Вашингтона о планах размещения тяжёлого вооружения в Восточной Европе — в непосредственной близости от границ России? Вопрос-то риторический.
На встрече с президентом Финляндии Саули Нийнистё Владимир Путин объяснил своё решение как раз действиями НАТО: «А как ещё-то действовать? Это НАТО приближается к нашим границам, а не мы двигаем свои войска повсюду». А финский президент просто констатировал, что Европа не находится в состоянии мира.
Вот американский аналитик и спрашивает: «О чём собственно думают Соединённые Штаты? Не думают ли они и их союзники по НАТО, что Россия станет приветствовать такие движения?» Мысль о том, чтобы двинуть тяжёлое оружие к границам России, кажется автору не просто недальновидною, а даже с признаками идиотизма внешней политики США, если не сказать больше.
Разумеется, напряжение между Западом и Россией за год только выросло. Но если ситуация и дальше будет развиваться по нарастающей, то это может подвести НАТО и Россию к войне, которая закончится только взаимным уничтожением.
Обращаясь к журналистам, пресс-секретарь Дмитрий Песков доказывал, что решение Путина о размещении новых межконтинентальных баллистических ракет оправдано. Российский аргумент основан на том, что военная инфраструктура НАТО вблизи границ России представляет угрозу для национальной безопасности. Дэвид Оуалаалоу предлагает поглядеть правде в глаза и представить, что делала бы его родная страна, если бы Россия разместила своё оружие вблизи США. Ответ был бы таким же.
Но нужно мыслить шире, предлагает Дэвид. Понятно, что позиция «око за око» опасна сама по себе. Она лишена конструктивности и чревата ростом конфронтации, которая потребует постоянных дипломатических усилий, чтобы не скатиться к открытому конфликту. Достаточно вспомнить, что наши страны уже были на грани ядерной войны во время Карибского кризиса 1962 года, который длился почти две недели и держал весь мир в напряжении.
Конечно, у Генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга есть серьёзные и законные основания обратить внимание на заявления Путина, в том числе и на его заявление о том, что Россия была готова применить при необходимости ядерное оружие в ходе операции по возвращению Крыма. Но тем не менее, как считает аналитик, вопрос выходит за рамки передвижений войск в Восточной Европе или увеличения ядерного арсенала. Он затрагивает геополитические интересы многих стран, а следовательно, и судьбы множества людей в их связи с экономикой и властью.
Цены на нефть
Резкое падение цен на нефть, вызванное рекордными объёмами её добычи, оказались среди прочих неблагоприятных факторов, которые нанесли ущерб российской экономике. Но этот ущерб оказался несмертельным, да и цены на нефть стабилизировались. А кроме того, американские нефтяники и газовики тоже понесли убытки и не согласятся на долгосрочные игры на понижение нефтяных цен.
Если обратиться к истории, то можно вспомнить, что в 1941 году Соединённые Штаты ввели нефтяное эмбарго против Японии, что лишило её 92% нефти и спровоцировало атаку на Пёрл Харбор. Независимо от роли, которую играют руководства США и Саудовской Аравии в снижении нефтяных цен, этот процесс вынудит Иран, Россию и Китай проводить более жёсткую политику против США на Ближнем Востоке, в Восточной Европе и в Азии соответственно.
Дэвид Оуалаалоу считает, что главным выгодоприобретателем от всего этого хаоса является Китай. Пока внимание США приковано к потрясениям в других регионах, Китай может посредством своего нового «Шёлкового пути» укрепить своё влияние на море и на суше. Благодаря экономическому превосходству и военной модернизации Китай, очевидно, сможет успешно противостоять Соединённым Штатам в тихоокеанском регионе.
Ближний Восток
Продолжающийся конфликт на Ближнем Востоке и переговоры Ирана с Западом по поводу ядерной программы служат региональным интересам России. Вашингтон, несмотря на свою близорукость, опасается, что невозможно будет достичь договорённости по иранской ядерной программе без помощи России. А провал в этом деле даёт ястребам в Вашингтоне столь необходимое им основание для абсурдных бомбардировок Ирана. Очевидно, что это втянет США в войну, которая сильно отвлечёт Вашингтон от дел в Восточной Европе. Безусловно, по мнению обозревателя, Россия воспользуется этим для того, чтобы вернуть себе позиции в регионе.
Дэвид Оуалаалоу предупреждает: «Вашингтон должен быть очень осторожным в противостоянии России». Америке нужно избегать таких действий, которые Москва воспримет как унижение. Соединённым Штатам и НАТО вовсе не нужна непредсказуемая и импульсивная Россия в мире, в котором и без того хватает политического хаоса, религиозных конфликтов, проблем безопасности и изменения приоритетов. Кроме того, ни одна другая страна не обладает таким ядерным потенциалом, как Россия, а это примерно 4500 ядерных боеголовок, включая 1800 на стратегических ракетах и бомбардировщиках, 700 – находящихся на хранении и примерно 2700 единиц тактического ядерного оружия.
«Подумайте дважды прежде, чем хлопать русского медведя по плечу!»
В конце статьи Дэвид Оуалаалоу обращает внимание своих американских читателей на дороговизну противостояния США и России. Соединённые Штаты Америки несут на себе основное бремя по финансовому содержанию НАТО. Их вклад составляет 75% всего бюджета альянса. Это 585 миллиардов долларов в год или 3,6% от ВВП страны. И при этом расходы этой суммы очень непрозрачны. Цели, на которые тратятся эти деньги, часто скрываются под грифом «Секретно».
Дэвид Оуалаалоу боится, что внешняя политика США становится зависимой от людей, которые предпочитают быстрые решения с краткосрочным результатом, забывая о стратегическом планировании. Они предпочитают конфронтацию дипломатии. Они больше заботятся о своей политической карьере, положении и власти, чем о том, чтобы делать правильные вещи, и ввергают свою страну в ненужную военную конфронтацию.
В заключение автор приводит слова одного из отцов-основателей США и третьего президента страны Томаса Джефферсона: «Я отрицаю войну и считаю её величайшим бедствием человечества». Хорошо, если бы вашингтонские ястребы чаще обращались к корням своей страны и чтили заветы её основателей.
Сейчас судьба мира зависит от благоразумия руководителей двух ведущих ядерных держав. И если Владимир Путин показывает себя ответственным главой ядерной державы, предпринимая только ответные и адекватные угрозам действия, то его заокеанский коллега раздувает миф о российской агрессии и беспричинно наращивает военную мощь в Европе.
Фото: Reuters.com