«Минобороны сообщило о беспрецедентном конкурсе в военные училища», – пишет «КоммерсантЪ». – «Особенно высока конкуренция среди поступающих на службу девушек – более 30 человек на место». Далее в заметке цитируются мнения в той или иной степени известных людей, которые легко делятся на показательные категории.
Вот мнение патриотическое, от Ольги Ковитиди, председателя Союза юристов Автономной Республики Крым, члена комитета Совета федерации по обороне и безопасности от Республики Крым (входит в санкционный список, принятый ЕС): «Я уже давно в армии, я – солдат России. Служить Отечеству – почетный долг, в том числе и для женщины. У нас в вооруженных силах больше мужчин – это, наверное, правильно. Но и девушки стремятся в армию. Вообще привлекательность военной службы для молодежи растет. Я считаю, это результат слаженной работы руководства страны, Минобороны, Федерального собрания по поднятию авторитета армии, укреплению обороноспособности и материальной базы ВС, обеспечению социальных гарантий военнослужащим».
Второй вариант мнения, типичный для творческой интеллигенции, писатель Виктор Ерофеев: «Сам не пойду и дочь, если бы она захотела, не отпущу. Вообще хочется, чтобы наш милитаризм охладел. Я сейчас преподаю в Берлине и хочу заверить наших милитаристов, что в Европе никто не хочет воевать с Россией. Наоборот, все хотят скорее разрешить возникшие недоразумения». Не путать с писателем Венедиктом Ерофеевым, написавшим «Москва – Петушки»! Этот, который Виктор, сотрудничает с радио «Свобода», принял в 2013 году участие в эфире программы на телеканале «Дождь», где высказался о том, что Ленинград нужно было сдать немецким войскам для спасения жизней, и вообще активнонаслаждается русофобией.
И третий вариант, вице-президент Российской гильдии риэлторов Константин Апрелев: «Нет, мне в профессии военного свободы выбора не хватает. Я отслужил два года, и отслужил хорошо, но я сугубо гражданский человек. А молодежь в службе ищет стабильности и гарантий. Я думаю, высокий конкурс обеспечивают люди из дотационных регионов, а в армии – хорошие деньги плюс жилье на льготных условиях. Вообще это очень тревожно, что молодежь вслед за госслужбой начинает предпочитать и военную, это результат того, что бизнес в стране сворачивается, его доля в экономике сокращается. С другой стороны, наверное, патриотические соображения тоже не являются последними».
Первые две позиции не представляют интереса: первая, на мой взгляд, понятна и справедлива, вторая – противоречива, но не менее понятна. Противоречива потому, что сейчас «в Европе никто не хочет воевать с Россией» именно из-за того, что армия у нас есть, причём ее качество резко возросло. С такой и воевать не хочется. Россия тоже хотела бы «скорее разрешить возникшие недоразумения», вот только санкции-то не мы сами себе назначаем, не так ли? И американское вооружение и подразделения не просим поближе к нашим границам перебрасывать.
А вот третья позиция, «от бизнеса», показательна: мотивация сводится к «стабильности и гарантиям», хотя и про патриотизм дипломатично упомянуто. Непонятно, каким образом притянут за уши вывод: «Это результат того, что бизнес в стране сворачивается, его доля в экономике сокращается», – но этим наглядно показаны опасения бизнесмена, безотносительно того, что там на самом деле происходит с долями государства и частников в экономике.
Очень хотелось бы, чтобы частникам досталось побольше, включая природные богатства и т.д., тогда и армия не нужна, всё будет решать рука рынка зарубежных инвесторов. Помнится, в 2012 году былопубликован доклад Института современного развития, председателем наблюдательного совета которого являлся Д. Медведев (в то время президент РФ), который вообще крайне интересен в плане изучения желаний либералов по отношению к России (доклад подавался как рекомендательная программа для президента перед выборами). Но вот одна маленькая цитата, которой достаточно: «Серьезный вред российской модернизации наносит обладание остатками ядерного потенциала». Очень мудрый тезис: действительно, если не будет оружия, сдерживающего агрессию Запада, то модернизацию России можно будет проводить без особых проблем – вот как Ливию модернизировали, например.
Что же касается граждан России в целом, то показательны результаты прошлогодних социальных опросов.
Левада-центр» делает вывод: «За годы, прошедшие с разгара ельцинского «безвременья», число однозначных патриотов России не изменилось — и составляет около 40 процентов населения. Но при этом в полтора раза выросло количество тех, кто хоть и не склонен рассматривать армейскую службу в романтических тонах «истинно мужского дела» – однако готов относиться к ней как пусть к «повинности», но все равно необходимой для блага страны и общества. Негативизм к армии относительно выше у более образованных и богатых граждан, но все равно не достигает среди них сколь-нибудь значимого уровня». При этом «оказалось, что при разном отношении к службе в армии 80 процентов россиян при угрозе Родине готовы взять в руки оружие».
Нет здесь никакой сенсации. Если человек умен и образован – то понятно, что ему не хочется идти в армию, понимая, что развиваться в ему привычном направлении будет сложно. Даже если удастся устроиться по специальности, то армейская муштра все равно не каждому по нутру. Кроме того, многие студенты уже вынуждены работать, и «перерыв на армию» создает проблемы и для учебы, и для работы – дело тут даже не в армии как таковой. Однако если на Родину напали – это совсем другая постановка вопроса!
Опрос ВЦИОМ показал, что «абсолютное большинство (85–86%) опрошенных граждан страны уверены в том, что современные Вооруженные Силы в настоящее время вполне могут защитить свободу, независимость и территориальную целостность России… Основные чувства, которые вызывает российская армия у населения страны – надежда (38%), уважение (34%), гордость (27%) – свидетельствуют о ее возросшей поддержке гражданами России. Показательно, что у 15–16% респондентов российская армия вызывает восхищение».
Таким образом, в настоящее время к армии России у граждан присутствует здоровое патриотическое отношение – причем даже в том случае, если сами респонденты в армию идти желанием не горят. Соответственно растет и престиж армии, тем более что в современных условиях, когда агрессия НАТО очевидна, а на территории Украины идет гражданская война, армия для России – далеко не формальность.
Обратите внимание: вероятность того, что придётся воевать, растет – и при этом конкурс тоже растет. Странно в таких условиях списывать патриотизм на желание «стабильности и гарантий».
Показательно, что информационные вбросы против армейской службы начали появляться в разных СМИ ещё в 2013 году, когда пошли слухи о том, что срок службы будет повышен с 1 года до 2 лет и более. Были даже вбросы о том, что будут призывать девушек, которые не имеют детей до определенного возраста.
Связано это с тем, что в 2013 году министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что «призыв в армию сохранится, но будет с каждым годом сокращаться, поскольку вооруженным силам прежде всего необходимы специалисты… для подготовки таких специалистов необходимо возрождать работу в вузах. “Студент 1-2 года будет проходить подготовку на военной кафедре, а затем три месяца в наших учебных центрах”».
Следует отметить, что, по словам начальника 4-го направления 2-го управления Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Алексея Князева: «Благодаря сокращению срока службы по призыву до года в армии практически исчезла дедовщина. …«Старослужащими» молодые люди теперь становятся всего спустя полгода службы: за это время у них «не накапливается столько негативных эмоций, чтобы захотеть унижать, ущемлять или обижать» новобранцев. Кроме того, по мнению представителя Генштаба, дедовщины стало значительно меньше из-за роста уровня образованности призывников, примерно пятая часть которых до службы в армии сейчас успевает получить высшее образование. Восемнадцатилетний «дед» не станет доказывать свое превосходство над 25-летним выпускником вуза, только оказавшимся в армии». Таким образом, осталось лишь решить проблему с «землячествами».
Заявления о снижении призыва не голословны. По итогам осеннего призыва 2014 года в войска были отправлены 154 тысячи призывников, в том числе укомплектованы восемь научных рот, а каждый пятый призывник имеет высшее образование. В этом году в приказе о весенней призывной кампании заявленплан в количестве 150 145 человек.
Таким образом, обвинения России в милитаризме со стороны журналистов и политиков беспочвенны – армия постепенно переходит на контрактную основу. Ей требуются именно профессионалы, умеющие работать с современной техникой, которой в армии становится все больше и больше. Образ военных кардинально изменился в сторону профессионалов, которые действительно могут не гибнуть за свою Родину, а заставлять это делать противников. Но в случае большой войны подавляющее большинство граждан готовы защищать Родину – и это тоже очень показательно в плане возрождения России.
Фото Politrussia