Франция заплатит неустойку, но «Мистрали» России точно не отдаст. Об этом заявил глава французского Минобороны Жан-Ив Ле Дриан в Вашингтоне сразу после встречи со своим американским коллегой Эштоном Картером. Разрыв контракта с Россией обойдется Парижу в 1 миллиард 200 миллионов евро.
Напомним, что изначально Франция готова была вернуть России 785 млн. евро – деньги указанные в актах приемки работ. При этом она выдвигала условие: Москва разрешит продать корабли третьей стороне без каких-либо дополнительных условий и оговорок.
Россия, которая давно и с радостью была готова отделаться от ненужных ей вертолетоносцев, контракт на строительство которых был заключен при министре обороны Сердюкове, изначально выражала готовность идти на уступки. Москва заявила, что понимая, какое давление со стороны СШАоказывается на Францию, она не будет требовать выплаты неустойки и штрафных санкций. Однако Россия хотела бы вернуть не только 785 млн. евро, но еще и те средства, которые пришлось потратить на обучение экипажа, строительство инфраструктуры для базирования вертолетоносцев во Владивостоке, а так же на работы по созданию под вертолетоносцы палубных вертолетов Ка-52К – что будет вполне справедливым. А эта сумма, по оценкам российской стороны, составляет 1,163 миллиарда евро.
И вот теперь, как заявил Жан-Ив Ле Дриан, Париж готов вернуть Москве 1 миллиард 200 миллионов евро. Оценить эту сумму «МК» попросил исполнительного директора Союза российских оружейников Руслана ПУХОВА:
— Судя по всему, Россия победила в переговорном процессе. На ее стороне были все юридические и моральные права, французы же в этой ситуации выглядели жутко неприглядно. Они, безусловно, эти деньги выплатят, но впредь все их клиенты – покупатели французского оружия, будут примерять ситуацию с «Мистралями» на себя. Франция нанесла непоправимый ущерб свой репутации надежного поставщика вооружения и военной техники. А Россия при этом осталась еще и в серьезном выигрыше из-за разницы в курсе валют. И не только. «Мистрали» сами по себе в принципе хорошие корабли, но применение их в наших условиях, а тем более при нынешних санкциях и разрыве отношений с Западом, было бы очень сомнительным. А потому то, что произошло – это для нас лучший выход из сложившейся ситуации.
А вот у Франции дела обстоят куда хуже. Что делать с двумя построенными кораблями там, похоже, не знают. Очередь из желающих их купить не выстраивается. Потенциально возможные покупатели – Китай и Индия – видимо отпадают: Китай недавно спустил на воду собственный авианосец, а у Индии их уже два, и покупка третьего в ближайшее время не планируется. Правда, есть еще Бразилия, которая хотела бы пополнить свой флот подобным кораблем. И то одним. Однако для этого его придется основательно перестраивать, так как «Мистраль» был переделан и под российские погодные условия, и под нашу технику. А на это потребуются еще миллионы евро.
Надежды Франции на продажу этих кораблей США (что было бы справедливо, так как именно Штаты настойчиво толкали Париж к нынешнему решению), судя по всему, выглядят утопичными. Вашингтон явно дал понять, что не считает ситуацию с кораблями своей проблемой. При этом ежемесячное содержание двух бесхозных теперь вертолетоносцев обходится Франции в 5 млн. евро. В связи с этим версии, гуляющие во французских СМИ о том, что корабли, якобы, придется порезать, пустить на металлолом, или просто затопить, не выглядит теперь столь уж несерьезными.