Какая же нелегкая, какая нечистая сила понесла на субботу 11 июля глядя вооруженный до зубов (автоматами, гранатометами и т.д.) спецназ «Правого сектора» из «Добровольческого украинского корпуса» (ДУК) в Мукачево? Что они там могли не поделить в каком-то тамошнем кафе с вооруженной охраной местного народного депутата Украины Михаила Ланьо, бывшего ранее в Партии регионов, а после февральского госпереворота 2014 года перешедшего в «Оппозиционный блок»? А затем еще — и с мукачевской милицией? Более десятка погибших в результате перестрелки, включая гражданских лиц, массированная переброска сил Национальной гвардии в Закарпатскую область… Что, собственно, происходит?
Среди самих «правосеков» распространяется информация, что их бойцы вступили в перестрелку с контрабандистами, которых «крышевал» Ланьо, намеревавшийся с помощью этих криминальных элементов провозгласить «Закарпатскую Народную республику». «Блок-посты» на украинских дорогах, акции протеста практически во всех крупных городах, признающих власть Киева, угрозы привести батальоны к правительственным зданиям, требования отставки Авакова из окружения Дмитрия Яроша, который призвал своих «соратников» не сдаваться, — и требования роспуска Верховной Рады с новыми досрочными выборами из рядов оппозиции. По всем признакам, «едина Украина» переживает в эти дни острейший политический кризис.
Но почему – Закарпатье? И почему — именно сейчас?
Попытаемся расставить точки над «ё».
Жители Закарпатской области с центром в Ужгороде — это, по преимуществу, не украинцы, как следует из официальных данных национальной переписи 2010 года (свыше миллиона человек, или около 80% населения), а русины (которых украинские статистики насчитали «аж» десять тысяч, 0,8%). Но, по словам активистов русинского движения, никуда русины из региона не делись, их по-прежнему более 800 тысяч человек, и ничего общего с галичанами и прочими украинцами они не только не имеют, но иметь не желают.
В регионе давным-давно, с 2008 года, формально провозглашена Республика Подкарпатская Русь, регулярно проводятся (кстати, именно в Мукачево) всемирные конгрессы русинов, налажены контакты с венгерским меньшинством (свыше 150 тысяч человек), так что в отношениях с Киевом русины и венгры выступают «единым фронтом». Заметим, что Республика Подкарпатская Русь, которую действительно провозгласили русины, и Закарпатская народная республика, которой сейчас пугают официальный Киев и «единоукраинское» общество «правосеки», — это далеко не одно и то же. Но политические моменты конфликта всё-таки следует признать второстепенными, хотя для киевской власти сторонники суверенного Закарпатья, как бы они себя ни называли, — такие же «сепаратисты», как и жители Донбасса. Даже хуже. И вот почему.
Если Донбасс был «промышленным сердцем» Украины, то Закарпатье является её «транзитным сердцем». «Незалежная» экспортная «труба» нефте- и газопроводов, которая начинается от российской границы, заканчивается именно в этой области, граничащей одновременно с Польшей, Словакией, Румынией и Венгрией.
Чтобы понять ситуацию с транзитом, например, того же газа, можно сказать, что через ГИС Ужгород в июне 2009 году за сутки проходило 41,2 млн кубометров газа, через ГИС Берегово — 30,7 млн, через ГИС Теково (Виноградовский район) — 2,6 млн, через ГИС Дроздовичи (Старосамборский район Львовской области) — 2,1 млн. Как говорится, почувствуйте разницу. При этом Мукачево расположено аккурат между двумя крупнейшими узлами газового транзита из России в Европу: от него до Ужгорода по трассе – чуть больше 40 километров, а до Берегово — 31 километр.
И если «правосеки» создают в этом городе свою опорную базу, они де-факто получают возможность контроля за двумя крупнейшими газоизмерительными станциями. Технологии отработаны. Сотрудников ГИС будут шантажировать и подкупать. То есть американцы, стоящие за «Правым сектором», получают в свои руки мощнейший инструмент давления на «Газпром» и на его акционеров.
Ни гипотетический наркотрафик, ни куда более реальная контрабанда потребительских товаров, ни какой-либо иной бизнес — любой степени криминальности — через территорию Закарпатья по своему масштабу принципиально несопоставим с потоками углеводородов, текущих из России в Европу. Одни только «серые» газовые схемы, по мнению экспертов, могут приносить их бенефициарам до 10 млрд. долл. ежегодно.
Конечно, не исключен (и даже вполне вероятен) вариант, при котором «правосеки» Яроша выступили всего лишь в роли «затравки», а конфликт с их участием будет использован как предлог для насыщения Закарпатской области киевскими силовыми структурами с переходом контроля за ГИС от ставленников «Газпрома» к ставленникам «вашингтонского обкома». А от успеха этой операции будет зависеть судьба ведущих персоналий нынешней киевской власти, о чем они, несомненно, должны быть извещены своими кураторами из посольства США. Если всё пройдет как надо – получат кредитные транши и смогут еще какое-то время усидеть в своих креслах, если же нет…
Поэтому страсти, которые разгорелись на Украине вокруг, казалось бы, незначительного инцидента в одном из мукачевских кафе, и размах сил, внезапно пришедших в движение по данному поводу, ничуть не должны удивлять.
Александр Маслов
Фото: k-z.com.ua