Широко разошлась в интернете, и в соцсетях в частности, одиозная запись выступления президента Порошенко, в котором он прямо указывает на то, что, в отличие от остальной Украины, мятежный Донбасс будет сидеть без воды, еды и электричества, уничтожаться социально и материально.
Как можно видеть, эта политика воплощается на практике, однако нынешним украинским властям крайне хочется реализации аналогичных сценариев и в отплывшем навсегда от Украины Крыму. Порой создается ощущение, что многие экономические меры по блокаде полуострова предпринимаются Киевом вопреки здравому экономическому смыслу, как бы в отместку за выбор крымчан.
Наиболее известными пакостями такого рода являются перекрытие Северо-Крымского канала, что поставило на грань выживания всю сельскохозяйственную отрасль степной части полуострова, и непрекращающиеся угрозы отключения электроэнергии. И если с водой проблемы более-менее оперативно удалось решить, питая поля от подземных артезианских вод и местных водохранилищ, то вопросы энергоснабжения Крыма и Севастополя по-прежнему приковывают к себе пристальное внимание федерального руководства. Идущее в настоящий момент строительство подводного кабеля, вкупе с подготовкой к возведению полноценного моста, дают возможность поговорить в целом о системно улучшающейся инвестиционной привлекательности региона.
Возвращаясь к проблеме электроснабжения, следует отметить тот факт, что рассматриваемые в прошлом году планы по созданию собственной генерации в Крыму натолкнулись на непомерный объем требуемого финансирования и существенный срок, необходимый на возведение таких сложных объектов, как электростанции. Как тогда заявил министр энергетики РФ Александр Новак, на все про всетребовалась сумма от 90 до 100 миллиардов рублей и несколько лет строительства, в первую очередь газопровода – ответвления «Южного потока». Генерацию планировалось строить на газе и питать от него три станции по 440 мегаватт каждая. В итоге оказалось значительно дешевле и быстреепостроить подводный кабель из Краснодарского края мощностью 403 мегаватта, причем первая очередь будет пущена уже в декабре 2015 года.
Все это сделает Крым существенно более привлекательным не только для туризма, но и для промышленных инвестиций. Наличие стабильной энергетической базы и в перспективе моста через Керченский пролив удешевляет производство и логистику, тем более, что по объективным причинам основным рынком для крымских товаров пока будет являться внутрироссийский.
Как раз недавно пришла новость о том, что турецкие инвесторы планируют вложить в проекты в Крыму до 12 миллиардов долларов. Турецкие инвесторы собираются открывать на полуострове производство мебели, развивать легкую промышленность. Кроме того, заинтересована турецкая сторона в развитии строительного сектора и туристической отрасли, в чем, безусловно, у турок имеется огромный опыт. Начать, кстати, планируется с возведения современного пятизвездочного отеля в Симферополе.
Между тем, активно развивается и внутреннее инвестирование. Так, по данным на 29 июня 2015 года подписано 22 соглашения между Советом министров Республики Крым и инвесторами о реализации инвестиционных проектов на территории республики в сфере сельского хозяйства, промышленности, энергетики и развития рыбного хозяйства.
Как подчеркивают в крымском правительстве, объем инвестиций по проектам составит 42,205 миллиарда рублей, планируется создание около полутора тысяч новых рабочих мест. Следует отметить и ряд интересных предложений, исходящих от самих инвесторов. Тут и проект реконструкции и строительства новых промышленных линий в Джанкое по переработке и консервации сельхозпродукции с объемом инвестиций в 19 миллионов долларов. И создание бумажно-картонажного производства в Симферополе с общей инвестиционной составляющей в 8 миллионов долларов. И создание современного производства синтетических лекарственных субстанций, сертифицированного по международному стандарту GMP в Сакском районе республики.
Примеры, на самом деле, можно множить и множить – инвесторы хотят вложиться в строительство инфраструктуры, и дорог в частности, есть интерес к модернизации литейных производств и строительству предприятий легкой промышленности. И все это – в основном за счет внутрироссийских источников финансирования. Хотя интерес к Крыму, помимо турецких инвесторов, проявляет и китайский бизнес. Также, как ни странно, имеется интерес к работе в Крыму и у европейских компаний, в частности у итальянцев, голландцев и финнов, многие из которых продолжают работать на полуострове, несмотря на давление своих правительств.
И на этом фоне все еще раздаются мнения о нецелесообразности существования специализированного Министерства по делам Крыма, о чем, в частности, заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Узкопрофильное министерство создавалось понятно под какие цели – способствовать максимально быстрой интеграции Крыма в российское экономическое и социальное пространство, для чего необходимо было иметь в правительстве специфический орган. Такие органы с задачей развития тех или иных регионов создавались и ранее, к примеру министерство по развитию Дальнего Востока или по делам Северного Кавказа. Говорить о целесообразности ликвидации МинКрыма пока рано, так как проблем на полуострове еще очень и очень много, однако по мере их разрешения необходимость в ведомстве действительно может отпасть.
В целом же можно уверенно говорить о том, что злорадные прогнозы украинских властей об экономическом коллапсе в Крыму оказались несостоятельными. Полуостров активно и динамично развивается, улучшается ситуация с инфраструктурой, начинают реализовываться амбициозные инвестиционные проекты. И роль государства в обеспечении условий для экономического роста в регионе нельзя переоценить – в рамках Федеральной целевой программы развития Крымского федерального округа, по которой выделено порядка 700 миллиардов рублей, которые направляются в первую очередь на модернизацию инфраструктуры, происходит формирование условий для прихода частных инвесторов. Думается, что инвестиционные результаты будут для жителей Крыма еще одним зримым подтверждением правильности сделанного в 2014 году выбора.
Фото Politrussia