Что только не делали Вашингтон и Брюссель с целью раздавить непокорную Грецию, которая решилась сказать «нет» западным кредиторам на референдуме 5 июля. Во время переговоров о погашении задолженности в Брюсселе использовали против нее метод запугивания и шантажа. Так, Еврогруппа пригрозила временно исключить греков из еврозоны сроком на пять лет. Эта угроза висела, словно Дамоклов меч, на протяжении всех 16 часов, пока лидеры ЕС искали компромисс по греческому долгу.
На фоне переговоров средства массовой информации старательно тиражировали сообщения французского обозревателя Николя Бонналя о том, что Вашингтон готов пойти на организацию греческого «майдана» по украинскому сценарию. Визитпомощника госсекретаря Виктории Нуланд в Афины сразу после референдума, казалось бы, подтверждал эти предположения. Во время встреч с греческими политиками она пригрозила тем из них, кто не хочет «отказаться от популизма». То есть, выступает за развитие отношений с БРИКС и Россией.
Некоторые американские и европейские СМИ пошли еще дальше — опубликовали сообщения о возможном военном перевороте. Якобы на него готов пойти министробороны Греции Панос Камменос (Panos Kammenos), человек правых взглядов. В случае если правительство левых не пойдет на соглашение с кредиторами, сторонники праворадикальных идей якобы выведут армию на улицы.
Ситуация нагнеталась бы и дальше, но греческий премьер-министр сдал, заявил, что подпишет соглашение с кредиторами. Сделал это спешно, неожиданно.
Хотя первым звонком послужил уход в отставку (на следующий день после голосования!) министра финансов Яниса Варуфакиса, который пообещал «скорее отрубить себе руку», чем подписать новое соглашение с кредиторами. А когда греческое правительство направило в Брюссель «программу финансового оздоровления страны» с инициативами по выходу из долгового кризиса, которые фактически полностью копировали те самые предложения, против которых народ проголосовал на референдуме 5 июля, все стало предельно ясно.
Но даже на этом фоне такого финала, когда греческий премьер-министр 13 июля принимает даже те условия, которых не было раньше, не ожидал никто. Одним из ключевых условий нового соглашения стало проведение масштабной приватизации, учреждение для этих целей независимого фонда, базирующегося в Афинах. В управление этой структуре будут переданы наиболее ценные греческие активы на общую сумму в 50 млрд евро. Половина из этих средств после монетизации будет использована для рекапитализации греческих банков. Оставшиеся 25 млрд. предполагается направить на сокращение коэффициента «долг/ВВП», который в настоящее время находится на уровне 177%.
Фактически это открывает путь к тотальной распродаже греческой собственности с целью пополнить капиталы банков. Интересно, что именно против такого сценария была прежде направлена вся политическая риторика Ципраса.
Теперь же, когда читаешь пункты нового соглашения, невольно закрадывается мысль о том, что, скорее всего, мы имеем дело с типичным договорным политическим актом, когда одна из сторон упорно сопротивляется, а в последний момент по условному сигналу соперника уступает. Именно на такую трактовку событий наводят обстоятельства поездки Алексиса Ципраса в США в начале 2013 года.
Во время этого визита, организованного, к слову сказать, мультимиллионером и творцом «цветных революций» Джорджом Соросом, лидера греческих левых представили политическому и деловому истеблишменту Соединенных Штатов в качестве будущего премьер-министра Греции. Тогда же, по данным авторитетного немецкого делового еженедельника WirtschaftsWoche, американские правящие круги получили от Ципраса заверения, что он будет выполнять все требования кредиторов.
А сегодня, когда греческий политик выполнил взятые на себя два с половиной года тому назад обязательства, Греция превратилась в страну одномоментно рухнувших надежд. Несложно предугадать, что на фоне дальнейшего усиления социально-экономических проблем политические настроения будут еще больше поляризоваться. И на первый план выйдут те политические силы, которые 15 июля в парламенте собираются голосовать против соглашения с кредиторами — ультраправая «Золотая заря» (Хриси Авги) и ультралевая Коммунистическая партия Греции. Именно им будут перетекать голоса разочаровавшихся избирателей «СИРИЗА» и «Новой демократии».
Учитывая, что коммунистов к власти Вашингтон никогда не допустит, будущим фаворитом избирательной гонки на следующих парламентских выборах может стать «Золотая заря». Партия, у которой в уставе прописано, что «только арийцы по крови и греки по происхождению могут претендовать на ее членство», уже заняла третье место в ходе последней избирательной кампании и выйдет на первые позиции, в случае низкой явки избирателей.
Но рост влияния «Золотой зари» принесет только усиление противостояния в обществе. На международной арене эта партия выступает за более агрессивную внешнюю политику. В первую очередь — по отношению к Турции. А значит, в случае ее прихода к власти, Афины будут балансировать на грани военного конфликта с Анкарой, что для Москвы не предвещает ничего хорошего (даже с учетом настроенности «Золотой зари» на укрепление отношений с Россией). Это противостояние может похоронить надежды на реализацию «Турецкого потока».
Еще более опасным мировым вызовом является стремление Вашингтона руками Берлина и Брюсселя показательно уничтожить греческую модель общества. Греция, современный государственный фундамент которой выстроен в конце 1970-х годов, еще недавно обладала мощным госсектором (до 2008 года — более 50%) и высоким уровнем социальной защищенности граждан. Сегодня же греческую социальную модель методично разрушают на глазах у всего мира. Как это делали с Советским Союзом двадцать пять лет тому назад.
Посыл, который содержится в этом акте Вашингтона для всего мира, разгадать несложно: в условиях, когда борьба за ресурсы становится все жестче, эпоха мечтаний об «обществе всеобщего благоденствия» закончилась.
На фоне гибнущих оливковых плантаций восходит зарево новой, жестокой и циничной эры — плутократии.
Фото: Zuma/ ТАСС
1 комментарий
Вот я поражаюсь! Уже третью неделю у нас закрыты банки. Но жизнь идёт своим путём. Работают супермаркеты, люди покупают одежду на сезонных скидках. Есть продукты, овощи и фрукты на рынках. Деньги крутятся в стране. Есть негласный договор о сборе мелочи, что бы не остановилась торговля. Все и вся расплачиваются между собой наличными Продал,- поехал купил новый товар у поставщиков. И спрашивается! На кой чёрт нам этот Евросоюз с его банками? У большинства населения наступило прозрение. Вооооо….. как нас прокатили.