В Мире

Мина под статус Донбасса

Утром в четверг 16 июля стало известно, что президент Украины Петр Порошенко внёс в Верховную Раду доработанные поправки о децентрализации, которые закрепляют положение об особом статусе Донбасса в тексте Конституции страны.

Первоначально возникло ощущение, что, наконец, свершилось то, чего от Киева так долго ждали донбасские республики и Россия — он начал выполнять Минские соглашения. Хотя бы их политическую часть. Политологи даже заговорили, что этоофициальный представитель Госдепа США Виктория Нуланд, накануне прилетевшая в Киев, подтолкнула Порошенко к столь непростому решению. А значит, Запад уже не готов поддерживать нынешнюю киевскую власть в её стремлении «задушить Донбасс» и сохранить Украину унитарной.

Однако уже первое ознакомление с текстом поправок вызвало разочарование в Новороссии.

Полпред ЛНР Владислав Дейнего и полпред ДНР Денис Пушилин высказались примерно в одном ключе: проект поправок не был согласован с руководством непризнанных республик, хотя это напрямую предусмотрено минским комплексом мер. Кроме того, поправки Петра Порошенко носят характер «переходных». То есть особый статус Донбасса легко будет отменить через год или два, когда «переходный период» закончится. В то время как «Минск-2» предполагал, что Конституция Украины, прямо говоря, будет всегда содержать нормы об автономии ДНР и ЛНР.

Дейнего также напомнил, что в Конституции Украины отсутствует понятие отдельных районов Донбасса: «Конституция Украины не предусматривает такого понятия, как отдельные районы. В административно-территориальном делении страны такой единицы нет. Даже если закон об особом статусе будет принят, Конституционный суд сможет его опротестовать».

Денис Пушилин призвал украинских парламентариев не голосовать по предложенным Порошенко поправкам, а самого президента — отозвать их и передать их на согласование ОБСЕ, России и народным республикам.

«Мы будем настаивать на развернутых формулировках особого статуса. Непосредственно в основном тексте Конституции Украины. На закреплении в конституции особых прав Донбасса. Прежде всего, на праве равноправных договорных отношений с киевскими властями», — сказал представитель ДНР.

В свою очередь депутаты Верховной Рады жутко возбудились от самой мысли, что Донбасс хотя бы на время может получить некий особый статус.

Выступая с трибуны Верховной Рады, депутат Олег Ляшко начал взывать к патриотизму парламентариев и перешел на исполнение украинского гимна. Исполнив вступительные строки, депутат посмотрел на Петра Порошенко и начал дирижировать руками, ожидая реакции президента. На записи с заседания Верховной рады видно, как украинский президент тоже зашевелил губами.

В результате Порошенко не только вынужден был подпевать одиозному националисту, но и заявить, что Украина останется унитарным государством. То есть таким образом признать, что внесённые им поправки не дают реальной автономии Донецку и Луганску.

В конце концов из Верховной Рады «горе-поправки» были посланы в Конституционный Суд «на проверку».

— Минские соглашения, по большому счёту, поставили Порошенко в критическое положение, — комментирует ситуацию президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. — В них практически все пункты требуют согласования между Киевом и ДНР и ЛНР. Даже если бы Порошенко всерьёз решил выполнять это обязательство, он не смог бы этого сделать физически. Потому что тогда поток обвинений его в сотрудничестве с «сепаратистами и террористами» на Украине многократно возрос бы.

Поэтому мы наблюдаем закономерное развитие Минского процесса. Иначе быть и не могло. Порошенко, понимая, что на самом деле выполнить Минских соглашений не может, пытается увиливать. Соединённые Штаты ему в этом помогают. Нуланд прилетела и посоветовала всё-таки внести эти положения о «переходном» особом статусе Донбасса, которые заведомо не устроят ДНР и ЛНР. Понятно, что к «Минску-2» это отношения не имеет. Но зато теперь у американцев есть повод сказать, что Порошенко не бездействует, а реализует соглашения на практике. Правда, США формально в минском процессе не участвуют. Есть три страны-гаранта: Россия, Франция, Германия. Россия не признает данные поправки, даже если они будут приняты, как выполнение Минских соглашений. Посмотрим, что скажутМеркель и Олланд.

 — Насколько долго могут идти препирательства вокруг того, кто выполняет Минские соглашения, а кто нет?

— На мой взгляд, сейчас принципиально важный вопрос, кто первым начнёт боевые действия. Порошенко находится в ситуации, когда он не может без конца откладывать возобновление полномасштабной войны. Понятно, что США надо в очередной раз представить Россию агрессором, и они ведут через Киев политику провоцирования ДНР и ЛНР бесконечными обстрелами, экономической блокадойи т. д.

Однако нельзя без конца держать армию на переднем крае, рассказывать о том, что «на нас напали», но при этом ничего не делать. Какое-то время можно поиграть в Минские соглашения в надежде, что ДНР и ЛНР «сами сдадутся» или начнут наступление. Однако донбасские республики не сдаются, в самой Украине всё больше недовольных. Особенно среди военных. Часть солдат недовольна потому что их заставляют воевать. А нацисты в добровольческих батальонах наоборот недовольны, что им «не дают победить». Они, дескать, в шаге от победы, а сделать этот шаг не дают. И вообще власть на Украине — сплошные олигархи-предатели, которые с нами делиться не хотят. Ситуация на Украине таким образом постепенно идёт в разнос. Чтобы это остановить, нужны либо дипломатические победы, которых нет, либо военные.

 — То есть стоит ждать новой агрессии Киева против Донбасса?

— Это, скорей всего, произойдёт в момент, когда ситуация выйдет из-под контроля Киева и Вашингтона. Можно долго сдерживать руководителей нацистских батальонов, но тысячи вооружённых людей, рвущихся в бой, рано или поздно своего добиваются. При этом на Украине, по некоторым оценкам, на руках находится больше 4 миллионов нелегальных «стволов». Речь идёт об автоматах, пулемётах, гранатомётах. Можете представить, что это значит. А у власти всё меньше ресурсов, чтобы нравится хотя бы части своего населения.

 — Чем может закончиться очередная серия гражданской войны на Украине? «Минском-3»?

— Вряд ли. Если масштабные боевые действия начнутся по инициативе Киева, он окончательно распишется в своей недоговороспособности. Кроме того, российские статусные политики, вплоть до заместителя председателя Госдумы, не раз уже делали публичные заявления о том, что если Украина вновь начнёт войну, то наступление ополченцев может не закончиться даже в Киеве. А политики такого ранга, как правило, ребята очень осторожные, и я думаю, что Порошенко стоит всерьёз прислушаться к этим словам. «Минск-3» может быть заключён уже не с нынешними киевскими властями, а с нашими западными «друзьями и партнёрами». И в нём будет фиксироваться новая геополитическая реальность.

— Политическое решение всего украинского кризиса может быть достигнуто только на уровне договорённостей между Россией и США, — считает руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Борис Шмелёв. — Причём придётся договариваться в целом о системе европейской безопасности, и всём комплексе российско-американских отношений. Без внешнего давления ДНР и ЛНР с Киевом не договорятся никогда.

В значительной мере украинский кризис порождён столкновением геополитических интересов США и России. Если будет найден баланс между ними, то решение по статусу Донбасса и прочие более мелкие вопросы тоже будут решены.

Если приемлемую для обеих сторон формулу найти не удастся, то стоит ждать бесконечной политической пикировки между Донбассом и Киевом, которая будет сопровождаться локальными военными действиями.

Подобных примеров немало. Посмотрите, по сирийскому кризису было два Женевских совещания. Казалось бы, на них обо всём договорились. Но реального значения это не имело. Поскольку Башар Асад и Запад так и не согласовали свои позиции.

Так и на Украине мы можем получить вялотекущую гражданскую войну, которая будет изматывать и Донбасс, и Украину, и в какой-то степени — Россию.

Надо понимать, что донбасские республики и остальная Украина, заключая Минские соглашения, пошли на определённые компромиссы. Ясно, что ДНР и ЛНР хотят максимально возможной независимости в рамках бывших административных границ Донецкой и Луганской областей. А Киев, наоборот, хотел бы полностью уничтожить автономию Донецка и Луганска.

Думаю, украинской власти нужно пройти ещё определённый путь, чтобы понять, что интересы Донбасса всё же придётся учитывать.

Поэтому наиболее вероятным мне представляется замораживание конфликта в Донбассе, примерно, как это было в Южной Осетии и Абхазии. То есть Донецк и Луганск, несмотря на непризнанный статус, будут жить отдельно от остальной Украины. Хотя в данной ситуации, учитывая нестабильность ситуации на самой Украине, не исключён и форс-мажор с непредсказуемыми последствиями.

Мне кажется, украинской политической элите, как впрочем и американской, давно пора понять, что-либо Украина будет если не дружественным, то хотя бы нейтральным для России государством, либо она окончательно превратиться в пространство противостояния геополитических интересов России и Запада. А это в свою очередь чревато полной деградацией государственных институтов в этой стране.

— Нет ли в недавнем визите Нуланд в Киев признаков того, что позиции России и США по Украине начинают сближаться?

— Пока я не вижу серьёзных подвижек в позиции США по Украине. Надо понимать, что в США действуют очень разнонаправленные политические силы. Есть более взвешенная позиция президента Барака Обамы, а есть в целом жёсткая позиция Конгресса США, в особенности так называемых ястребов в Сенате. Система принятия решений в США гораздо сложнее, чем в России. И от воли президента там зависит меньше, чем у нас.

Очевидно, что основная часть американского истеблишмента настроена в отношении России весьма радикально. Они готовы поставлять летальное оружие на Украину и усиливать давление на нашу страну. Европа настроена более взвешенно, но основной политический мейнстрим и здесь — антироссийский. Да, визитВиктории Нуланд, видимо, подтолкнул Петра Порошенко к внесению поправок в Верховную Раду. Но мы видим, что украинский парламент не подконтролен Порошенко и поправки об особом статусе Донбасса даже в таком половинчатом виде, как сейчас, не одобрит. Поскольку настроения украинской политической элиты в отношении Донбасса вполне определённые — не идти ни на какие компромиссы, задавить «сепаратистов», вернуть «украинство» в Донецк и Луганск. Какие-то сдвиги в общественном сознании украинского общества происходят, но решающих политических последствий они пока не имеют.

Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня

Источник

Фото: EPA/ ТАСС

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.