Вчера президент Украины Петр Порошенко внес в Раду поправки об особом статусе Донбасса в конституцию страны. Теперь рассмотрением поправок займется Конституционный совет страны 16 июля.
Выступая перед депутатами, Порошенко подчеркнул, что предложенные поправки не содержат и намека на федерализацию. «Украина была, есть и будет унитарным государством. Проект изменений не предусматривает и не может предусматривать никакого особого статуса Донбасса, там его просто нет. Проект только допускает возможность специфического местного самоуправления в отдельных территориальных единицах Луганской и Донецкой областях, что определяется отдельным законом. Этот закон дважды принимала Верховая рада», — сказал он.
Напомним, что изначально в тексте проекта вообще не было никакого упоминания о Донбассе, они были только в пункте 8 в переходных положениях самого законопроекта о внесении изменений в Основной закон. В новой редакции эти положения были включены в «тело Конституции», однако лишь в ее переходные положения.
Реакция Донецка и Луганска на предложенные поправки не заставила себя долго ждать. «Петр Порошенко опять врёт и не соблюдает Минские соглашения — Донецк изучил сообщения СМИ о внесении в Верховную Раду проекта новой Конституции Украины с якобы особым статусом Донбасса и пришёл к выводу, что это — очередная уловка Киева и нарушение договоренностей», — заявил представитель ДНР в Контактной группе Денис Пушилин.
«Пункт 11 Комплекса мер обязывает Украину согласовать конституционную реформу с Главами Донецкой и Луганской Народных Республик. Этого не сделано. Поправки Порошенко-Гройсмана даже не были представлены на рассмотрение Контактной Группы и рабочей группы по политическим вопросам. Выдвинутые нами еще в мае официальные предложения по закреплению особого статуса Донбасса в конституции Украины полностью Киевом проигнорированы.
Порошенко не предлагает ничего конкретного. Только отсылочную норму, причем в переходных положениях. А переходные положения носят временный характер, и уже через год-полтора утратят силу. Между тем, Комплекс мер требует принятия постоянного законодательства об особом статусе.
Для нас, естественно, все эти киевские хитрости неприемлемы. Мы будем настаивать на развернутых формулировках особого статуса. Непосредственно в основном тексте конституции Украины. На закреплении в конституции особых прав Донбасса. Прежде всего, на праве равноправных договорных отношений с киевскими властями.
Я бы советовал Порошенко отозвать свои поправки и для начала передать их ОБСЕ, России и нам на согласование. Депутатам рекомендую сегодня не голосовать, поскольку это будет пустой тратой времени», — подчеркнул Пушилин.
В Москве отреагировали схожим образом. Председатель комитета Госдумы по делам СНГЛеонид Слуцкий заявил, что проект лишь имитирует выполнение Минских соглашений и является издевательством над ними.
«Если раньше Киев вообще не делал никаких поправок в Конституцию, и это было демонстративное нарушение Минских соглашений, то сейчас это — хитрое и коварное нарушение Минских соглашений, конечно, по совету Нуланд. Она сказала нечто в духе „слушайте, мы с вами совсем обнаглели. Уже даже европейцы возмущены нашей наглостью. Надо быть поаккуратнее — вешать будем потом, а сейчас надо обмануть“. Т. е.нужно было сделать вид, что Украина выполняет Минские соглашения», — считает российский политолог Сергей Марков.
На самой Украине поправки вызвали ожесточенную дискуссию не только в стенах Рады. Нашлись те, кто критиковал поправки, считая их предательством государственных интересов и капитуляцией перед «сепаратистами» под давлением Запада. Однако и здесь некоторые разглядели в них некий «хитрый план», направленный на то, чтобы поставить республики Донбасса в невыгодное положение, когда с предложениями Киева они никак не могут согласиться.
Так телеведущий принадлежащего украинскому президенту «5 канала» Виталий Гайдукевич считает, что голосование за предложенную Петром Порошенко новую Конституцию Украины — хитрый ход Киева под диктовку США, который оставит Россию в дураках.
«Оформив де-юре возможность некоего режима самоуправления в отдельных районах, Киев говорит: «ну-с, мы все сделали, будьте добры — меняем флаги, распускаем НВФ, возвращаем действие украинских законов ну и границу, извольте — нам бы контролировать…». Что отвечают Плотницкие-Захарченки? «Никогда». И тут наступает «де-факто» — Киев разводит руками и тыкает пальчиком: «мы сделали всё, а они опять ничего… эмммм, когда закрутим санкции ещё? Для особо непонятливых — некоторое де-юре стоит сделать исключительно для того, что бы доказать — де-факто его проигнорят…
То есть ничего не поменяется? Конечно же. Страна останется какой есть, никакого режима самоуправления в отдельных районах не будет. Хотя бы потому, что для выборов там, нужно поставить в центре Донецка агитационную палатку ВОС, ПС, БПП, НФ… борды развесить, встречи с избирателями ДЛЯ ВСЕХ сделать возможными, — пишет Гайдукевич на своей страничке в фейсбуке. — Для чего весь кордебалет? Киев показывает, что он готов не всё, ради мирного урегулирования, а Москва снова садится в лужу».
Стоит напомнить, что поправки были внесены во время визита на Украину госсекретаря Соединенных Штатов по вопросам Европы и Евразии Виктории Нуланд, которая вместе с послом США Джеффри Пайеттом присутствовала в зале заседаний.
Сама Нуланд заявила, что внесенные Киевом поправки в конституцию позволяют говорить о том, что Украина выполнила свои обязательства по Минским соглашениям.
По ее словам, на встрече с Петром Порошенко они обсудили вопросы важности соблюдения Украиной обязательств по Минским соглашениям. Особое внимание она обратила на необходимость законодательного закрепления особого статуса Донбасса. По ее мнению, оно необходимо ради восстановления мира и территориальной целостности на востоке Украины.
Особый статус Донбасса будет «ответом на любые вопросы относительно соблюдения Украиной минских договоренностей», подчеркнула она.
Политический обозреватель Виктор Шапинов отмечает, что для принятия изменений нужно конституционное большинство в 300 голосов депутатов (из 450), в то время как проект, предложенный Порошенко, набрал только 288 голосов, и теперь он будет направлен в Конституционный суд на экспертизу.
— Так что дело затягивается. Сам закон был принят под беспрецедентным давлением США. Виктория Нуланд лично приезжала в Верховную Раду дирижировать голосованием — случай неслыханный даже для таких марионеточных режимов как южновьетнамский. США, а тем более Евросоюз уже «достала» ситуация, когда киевский режим демонстративно не выполняет Минские соглашения. С другой стороны, под диктовку США киевский режим «выполнил» их в таком варианте, что Донбасс ни при каких условиях не может на него согласиться. Опять тупик, — что, видимо, устраивает вашингтонских стратегов. Удивляет реакция российских СМИ, некоторые из которых начали говорить, что предложения Порошенко — это именно то, чего добивались республики Донбасса. На деле население республик изначально было как минимум за федерализацию страны, а затем и вовсе высказалось на референдуме за полную независимость от Украины и создание собственных государств.
«СП»: — Принятые поправки и впрямь выглядят как насмешка над «Минском», что признают и в Донецке, и в Луганске, и в Москве. На что они рассчитывают?
— Так и есть. Даже Порошенко сказал, что его предложения предусматривают не особый статус для Донбасса, а «дополнительное положения об особенностях осуществления местного самоуправления в отдельных районах восточной Украины». Это прямое издевательство и над духом, и над буквой Минских соглашений.
Такой ход со стороны Киева выглядит очевидным — сымитировать выполнение «Минска», но на деле не оставить никаких шансов для ДНР и ЛНР согласиться со своими предложениями. Это попытка переложить ответственность за эскалацию на республики и поставить Россию в неудобное положение: либо она «впихивает» ЛНР и ДНР в Украину на неприемлемых условиях Киева, либо становится ответственной за новый виток войны.
Однако киевские власти не учитывают, что хвост не может вертеть собакой. Или если может, то недолго. Европейские старшие партнеры Киева уже не раз выражали недовольство срывом «Минска-2». Теперь своим сателлитом недовольны и в Вашингтоне. И они не стесняются это открыто показывать. Киев на наших глазах из удобного инструмента в руках Запада становится инструментом неудобным. За Киев стыдно. А от этого один шаг до прекращения поддержки, чего сегодняшний киевский режим явно не переживет.
«СП»: — Говорят о совершенно беспрецедентном давлении Запада на принятие Киевом данного решения. Почему именно сейчас?
— Сейчас в Вашингтоне заговорили о необходимости сотрудничества с Россией по ситуации в Сирии и на Ближнем Востоке в целом. Видимо, за счет публичного «опускания» официального Киева Москве пытаются показать, что договоренности возможны, что украинский конфликт для США не такой принципиальный, и они готовы идти на компромисс. Другое дело, что компромисс будет гнилой.
«СП»: — Связано ли принятие поправок с интенсификацией боевых действий на Донбассе?
— Скорее, наоборот. Интенсификация боевых действий и была такой подготовкой. Теперь США показали, что они могут окоротить своего сателлита, если это нужно. Демонстрируют свой контроль над Киевом в торгах с Россией.
«СП»: — Могут ли принятые поправки усложнить ситуацию противостояния власти с радикалами, спровоцировав очередной путч?
— Пока что так называемые радикалы на примере Мукачево продемонстрировали очень ограниченный ресурс мобилизации. Без поддержки украинской олигархии и «отмашки» с Запада они вряд ли решатся на что-то серьезное. США же продолжают поддерживать Порошенко, а ЕС следует в их фарватере в этом вопросе. «Радикалы», нацисты — это лишь инструмент олигархии для подавления уличной оппозиции и инакомыслия. Сейчас их в качестве претендентов на власть никто в серьез не воспринимает, — в лучшем случае — лишь как младших партнеров.
Украинский журналист Андрей Манчук подчеркивает, что вчерашние события в парламенте показали, что иностранные политики управляют Украиной в ручном режиме — и, более того, никто не считает нужным скрывать от общественности этот факт.
— По сути, Нуланд и Пайетт оказали прямое давление на представителей правящей коалиции, чтобы заставить их прописать в новом варианте конституции особый статус для неподконтрольных Киеву территорий Донбасса. Конечно, это выглядит унижением для национального достоинства Украины, с которой поступили, как с какой-нибудь латиноамериканской «банановой» республикой прошлого века — хотя даже в Латинской Америке общество обычно куда более болезненно реагировало на подобные факты циничного внешнего диктата. И каждый может убедиться в том, что националистический по своей риторике и форме режим в итоге обернулся для нашей страны потерей суверенитета — что сейчас осознают даже многие из его идейных сторонников. Внутреннюю политику Украины определяют извне — причем, по всему спектру важнейших политических и экономических вопросов. И это делает отнюдь не Кремль.
«СП»: — Принятие поправок происходит на фоне конфликта властей с радикалами на западе. Есть ли связь между этими событиями?
— Конфликт с ультраправыми в сочетании с тем, что Порошенко не смог провести решение по Донбассу без личного вмешательства американских политиков и дипломатов, действительно показывает, что власть не контролирует в полной мере ситуацию на Украине. Другое дело, что это вполне отвечает традиционной политической линии американского госдепартамента, который всегда стремится выступать в роли внешнего арбитра между политическими силами в ослабленных внутренними конфликтами и зависимых от США странах.
«СП»: — Почему США вдруг решили надавить на Порошенко?
— Причины, по которым США заставили украинский парламент принять вчерашнее решение, скорее всего, имеют комплексный характер — то есть, определяются различными моментами американо-российских отношений, в широком спектре от иранского и сирийского вопроса до кулуарного диалога по украинской проблеме. Обе стороны маневрируют в условиях острого внешнеполитического конфликта, и до конца войны очень далеко — что показывают обострившиеся на фронте бои. Во-первых, несмотря на то, что большая часть жителей Украины ждут мира, политики правящей коалиции, а также чиновники и бизнесмены, которые зарабатывают на этой войне — не говоря уже об их клиентуре из числа ультраправых боевиков, «гражданских активистов» и работников провластных СМИ, — категорически не заинтересованы в завершении конфликта. И будут делать все, чтобы он продолжался как можно дольше. Во-вторых, внешние политические силы, которые определяют политику нашей страны, также видят в инициативе по особому статусу, который прописан крайне неопределенно и может быть дезавуирован в любой момент, не более чем элемент политического торга, где этот условный «пряник» уравновешивают предложения создания трибунала по «Боингу».
«СП»: — Есть ли у конфликта в принципе хоть какой-то вариант решения невоенным способом? СМИ часто пишут о перспективах приднестровского или боснийского сценария…
— Донбасс — не Босния и не Приднестровье, а экономическая и политическая ситуация в Европе и во всем мире сейчас далеко не во всем похожа на ситуацию в начале 90-х. Мир в Донбассе возможен — вопрос лишь в том, сколько месяцев или сколько лет войны отделяют его от нас сегодня, и не станет ли этот конфликт прологом к более глобальным потрясениям Не думаю, что в Вашингтоне, Брюсселе или Москве знают точный ответ на этот вопрос.
Политолог Владимир Корнилов считает, что дальше продолжится игра в то, кто «больше выполняет Минские соглашения».
— Киев будет настаивать на том, что предоставил Донбассу «особый статус» (что сам Порошенко усиленно отвергал перед депутатами во время дебатов в Раде). Запад будет этому вторить. Донбасс будет указывать на то, что вопреки Минским соглашениям не был приглашен для дискуссии по поводу этого статуса
«СП»: — Почему именно сейчас говорят о беспрецедентном давлении Запада на принятие Киевом данного решения? Вашингтон действительно захотел что-то изменить в сложившейся ситуации или это очередная попытка тянуть время с сохранением лица?
— Вашингтону действительно нужен был какой-то ход для того, чтобы, во-первых, вернуть внимание Запада к Украине, о которой начали подзабывать, во-вторых, продолжить давление на Европу с тем, чтобы не ослаблялись санкции против России. Для этого надо было продемонстрировать хоть какой-то жест в сторону выполнения Минских соглашений
«СП»: — Принятие поправок происходит на фоне конфликта властей с радикалами на западе, интенсификации боевых действий на востоке и вновь поднятой темой малайзийского «Боинга». Связано ли это как-то между собой?
— Поправки принимались бы вне зависимости от того, были бы бои под Мукачево или нет. А годовщина трагедии «Боинга», как вы понимаете, отмечалась бы в любом случае. И в любом случае, мы знаем, кого называли бы «виновными» Киев и Запад. Так что привязка всех этих трех событий вместе искусственна
«СП»: — Есть ли у конфликта вариант решения невоенным способом?
— Если у этого конфликта и есть какое-то решение, то оно только невоенное. Как раз военным способом данный конфликт неразрешим.
По мнению обозреватель МИА «Россия сегодня» Ростислава Ищенко, голосование в Раде за закон о внесении поправок в конституцию ничего не меняет, поскольку эти поправки не соответствуют ни духу, ни букве минских соглашений.
— Минский процесс будет продолжаться до начала очередного этапа активных боевых действий. В рамках Минска стороны будут перекладывать друг на друга ответственность за начало очередного этапа войны. Минск следует рассматривать именно как механизм дипломатического маневрирования. Не более, но и не менее.
«СП»: — Чем вызвано такое давлении со стороны Вашингтона?
— Американцы упустили момент, когда минский процесс начался без них. А Франция и Германия самостоятельно заняли куда более конструктивную позицию. Теперь Вашингтон желает перехватить контроль над ситуацией. Поэтому он склоняет Киев к неким формальным действиям, которые не являются выполнением Минска, но могут трактоваться США, как выполнение Минска. Во-первых, Америка таким образом показывает своим европейским вассалам, что те без нее не в состоянии ничего добиться даже от Украины. Во-вторых, американская дипломатия получает, пусть и лживые, предлоги для требования усилить давление на Россию.
«СП»: — Непримиримые говорят о предательстве Порошенко. Возможен ли новый путч?
— Путч возможен, так же, как возможно и подавление нацистов властью. Но обе силы до последнего будут стараться договориться и избежать развития событий по конфронтационному сценарию, поскольку являются двумя частями одной системы, и, кто бы ни победил в их противостоянии, победитель, уничтожив побежденного, сам критически ослабеет. Да и США не надо, чтобы правая рука ломала левую. Впрочем, внутренние противоречия режима зашли так далеко, что рано или поздно (причем скорее раньше, чем позже) взрыв все равно произойдет и война частей режима между собой все равно начнется. Но, повторяю, попытки избежать этого сценария будут продолжаться до последнего.