Чтобы понять суть предложенных поправок к конституции, нужно немного разобраться в специфике японских сил самообороны. Согласно японской конституции предыдущей редакции, они предназначены исключительно для защиты государства от внешнего врага: японцы не имеют права вести боевые действия за пределами страны, не могут иметь морскую пехоту и десантные подразделения.
Однако несколько дней назад Палата представителей парламента Японии одобрила законопроект, который позволит японским военным принимать участие в боевых действиях за пределами страны — впервые с окончания Второй мировой войны. Вооруженные силы Японии смогут небезосновательно угрожать недругам применением военного вмешательства, а также помогать союзникам «нести демократию» во все уголки нашей планеты, поскольку силы самообороны получают право участвовать в боевых действиях для защиты «дружественных стран».
Возможные последствия введения поправок к самой мирной конституции обсудим позже, а сейчас вспомним, каким образом Япония стала самым миролюбивым государством.
По окончании Второй мировой войны страна самураев оказалась на стороне проигравших. Мощное наступление советской армии и применение американцами атомного оружия остудило воинственный пыл японцев, которые, несмотря на потерю союзников в Европе, собирались сражаться до победного конца. По итогам войны страна потеряла часть территорий и оказалась в сфере плотного влияния США. Чтобы японский милитаризм более не являлся угрозой миру, под американским влиянием 3 мая 1947 г. была принята серия поправок к Конституции Мэйдзи. Фактически документ являлся отдельной Конституцией, которую стали именовать «Пацифистской».
Наиболее интересной для нашего разбора в этом документе является статья № 9:
«Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров.
Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается».
Именно из-за поправок к этой статье поднялся шум. За почти уже 70 лет, прошедшие после окончания Второй мировой войны, на Дальнем Востоке изменилось многое. Китай значительно усилился и вышел на первые роли в регионе не только в экономическом, но и в военном плане. Северная Корея испытала ядерную бомбу. Неизменным осталось только влияние на Японию Соединенных Штатов, подкрепленное военным присутствием.
Усиление оппонентов, возможно, и побудили правительство Абэ наконец-то избавиться от ограничений 9-й статьи. Наличие такого сильного потенциального противника, как Китай, не дает спокойно спать японским политикам как минимум с 2012 г., когда отношения между странами обострились из-затерриториального спора.
Японцы были бы не против усилить свои позиции в Южно-Китайском море, но китайцы и здесь задают тон. Политика КНР прагматична, поэтому всерьез считаться со страной, вооруженные силы которой могут использоваться только в пределах собственных границ, китайцы вряд ли станут.
На поправки к конституции Японии можно взглянуть еще и с другой стороны. Возможно, расширяя полномочия собственных вооруженных сил, японцы хотят продемонстрировать Соединенным Штатам свою самостоятельность. Все же, когда на островах есть полноценная американская армия, но нет полноценной японской, говорить о полном суверенитете не приходится.
Недооценивать силы самообороны Японии не стоит. Военные расходы страны в 2014 г. составили 45,8 млрд долл. По этому показателю Япония занимает 9-е место в мире.
В рейтинге армий мира Япония также располагается на 9-м месте. В распоряжении Японии сегодня 122 ударных вертолета, 289 истребителей, 16 подводных лодок. То есть, проблема для Японии сегодня заключается вовсе не в слабости армии, а в отсутствии возможности этой армией угрожать.
Говоря о возможных последствиях создания полноценных вооруженных сил в Японии, нельзя обойти стороной и потенциальные угрозы для России. Совсем оставлять без реакции такое событие не стоит. Китай уже выразил «серьезную озабоченность» сложившейся ситуацией и обвинил Японию в пересмотре итогов Второй мировой войны. Хотя можно предположить, что в действительности серьезную озабоченность Китая вызывает возможная военная угроза со стороны Японии. Военный потенциал у Китая выше, но, если в дело ввяжутся заокеанские союзники островитян, конфликт может перерасти в глобальный. Да и сугубо японско-китайский конфликт в непосредственной близости от наших границ — вещь малоприятная.
В случае вступления поправок к японской Конституции в силу возникает опасность и для российской территории. Воинственная риторика политиков из Японии по поводу Курил не представляет реальной угрозы, но в недалеком будущем нам, возможно, придется укреплять рубежи на Дальнем Востоке.
Конечно, вероятность нападения Японии на наши территории не слишком высока. Все же потенциалнаших вооруженных сил выше, к тому же Россия, в отличие от Японии, обладает ядерным оружием. А что это такое, японцы благодаря своим заокеанским друзьям знают лучше всех. Однако в любом случае противник, имеющий возможность применить силу, для нас хуже противника, такой возможности не имеющего. Кто знает, как бы поступили японцы в гипотетическом случае, если бы основные вооруженные силы России были заняты на другом направлении?
Мы говорили об отношении к сложившейся ситуации в Китае, прикинули потенциальные опасности для России, но совсем забыли упомянуть об отношении рядовых японцев к затронутой проблеме. Оказалось оно неоднозначным. Рейтинг инициатора поправок С. Абэ упал до 39%. Более половины населения несогласны с решением министра. Активисты собрали 1,65 млн подписей против внесения поправок. Десятки тысяч рассерженных японцев вышли на улицы в день голосования. Около 100 000 жителей страны пришли на манифестацию к стенам парламента, чтобы выразить свой протест.
Как бы ни казалось странным, но действующий режим Абэ можно назвать в какой-то мере благоприятным для нас. В отличие от своих предшественников, этот премьер действительно хочеткомпромиссно решить Курильский вопрос. Поэтому отставка на волне поднятого оппозицией шума была бы России ни к чему.
Вероятно, не всем читателям может быть понятно, зачем нам нужно решать территориальный спор с Японией, ведь острова фактически находятся у нас. Решение Курильского вопроса России нужно в первую очередь для того, чтобы одним серьезным потенциальным противником стало меньше. В период обострения геополитического противостояния в мире это важно. Однако никто не говорит, что решать вопрос нужно за счет территориальных уступок. Возможно, в качестве компромисса японцы согласятся на получение каких-либо экономических преференций в регионе.
Разобрав потенциальные угрозы для России, стоит задуматься и о предполагаемых выгодах. Может ли нам принести какие-то дивиденды изменение концепции сил самообороны Японии?
Казалось бы, ничего хорошего для нас тут нет. Однако если брать в расчет, что Япония, внося поправки в конституцию, хочет продемонстрировать Штатам свою самостоятельность, ситуация становится совершенно иной. Конечно, даже в таком случае Япония автоматически не станет ближайшим союзником России. Но стоит учитывать, что задачей внешней политики РФ является построение многополярного мира:
«Россия придает большое значение обеспечению устойчивой управляемости мирового развития, что требует коллективного лидерства ведущих государств мира, которое должно быть представительным в географическом и цивилизационном отношениях и осуществляться при полном уважении центральной и координирующей роли ООН».
И если Япония выйдет из-под влияния США, а также будет отстаивать свои интересы, стремясь к построению многополярности, это в определенной мере облегчит жизнь нашей стране.
В расширении возможностей сил самообороны Японии можно постараться отыскать и экономическую выгоду. Вполне вероятно, что, приняв поправки, страна начнет модернизировать свои вооруженные силы. Россия как один из главных экспортеров вооружения могла бы ей в этом помочь. В нынешней неопределенной ситуации продавать оружие Японии было бы неразумным. Но в случае урегулирования Курильского вопроса, а также уменьшения влияния «Вашингтонского обкома» на Токио почему бы не расширить географию нашего экспорта? Ведь поставляем же вооружение в Индию, Китай, Алжир. На отечественном бюджете это отразилось бы позитивно, а если вести торговлю в национальных валютах, выгода может стать очень серьезной.
Но другой вопрос, сумеет ли Россия предложить Японии что-то особенное в плане вооружения. Японский ВПК не является отсталым и в значительной мере обеспечивает страну техникой. Частично авиационную технику японцам поставляют США и некоторые европейские страны. Поэтому предлагать Японии можно либо продукцию лучшего качества, либо более привлекательную по цене, чем у американцев и европейцев. Падение рубля поспособствовало удешевлению нашего оружия. Да и в плане передовых разработок, пожалуй, нам есть что предложить азиатам. Вряд ли островному государству нужны в большом количестве танки, но мы имеем в наличии и другую продукцию. К примеру, японский автомат Howa Type-89 староват и уступает по характеристикам нашему АК-12. Также японцам, возможно, будут интересны российские подводные лодки, вертолеты, истребители, боевые роботы.
Подводя итог, хочется сказать, что испытывать большие надежды по поводу Японии не стоит. Сегодня это близкий союзник США, поэтому расширение полномочий сил самообороны считать позитивным явлениям для России как-то не получается. Однако даже в не самом приятном событии можно отыскать позитивные моменты. И если глава МИД Японии после встречи с Владимиром Путиным поймет, что жить под крылом Штатов менее выгодно, чем проводить самостоятельную политику, для нашей страны это станет значительным успехом.
Фото Politrussia