Решение окончательное и обжалованию не подлежит: Франция всё-таки заплатит неустойку, но «Мистрали» России точно не отдаст.
Новость о «Мистралях» прилетела не с французского побережья, где дует ветер с этим красивым названием, а из-за океана. Министр обороны пятой республики Жан-Ив Ле Дриан, отвечая на вопрос журналистов о будущем вертолетоносцев, раскрыл все карты с высокой трибуны Пентагона. Американцам, вероятно, понравилось. Ключевые заявления звучат на их земле.
Именно солидарной со Штатами позицией по украинскому вопросу французы объясняют свое решение. По словам Ле Дриана, ситуация вокруг Украины, которая стала поводом для отказа в поставках, не меняется. И сделку осуществить нельзя. При этом в Елисейском дворце подсчитали — неустойка составит 1,2 миллиарда евро.
И судя по всему, Россия победила в переговорном процессе. На нашей стороне были все юридические и моральные права, французы же в этой ситуации выглядели жутко неприглядно. Они, безусловно, эти деньги выплатят, но впредь все их клиенты – покупатели французского оружия, будут примерять ситуацию с «Мистралями» на себя. Франция нанесла непоправимый ущерб свой репутации надежного поставщика вооружения и военной техники. А Россия при этом осталась еще и в серьезном выигрыше из-за разницы в курсе валют. И не только.
Не продать, так разобрать?
«Мистрали» сами по себе в принципе хорошие корабли, но применение их в наших условиях, а тем более при нынешних санкциях и разрыве отношений с Западом, было бы очень сомнительным. А потому то, что произошло – это для нас лучший выход из сложившейся ситуации.
А вот у Франции дела обстоят куда хуже. Парижу корабли точно не нужны. Ведь «Мистрали» — это штучный товар, сделаный под российский заказ и переоборудовать их под стандарты НАТО в разы дороже. Да и флот европейских держав и американцев укомплектован. Просто разобрать — дорого. Нужно искать заграничных подрядчиков. Но очередь из желающих их купить не выстраивается.
Потенциально возможные покупатели – Китай и Индия – видимо отпадают: Китай недавно спустил на воду собственный авианосец, а у Индии их уже два, и покупка третьего в ближайшее время не планируется. Правда, есть еще Бразилия, которая хотела бы пополнить свой флот подобным кораблем. И то одним. Однако для этого его придется основательно перестраивать, так как (повторюсь) «Мистраль» был переделан и под российские погодные условия, и под нашу технику. А на это потребуются еще миллионы евро.
Надежды Франции на продажу этих кораблей США (что было бы справедливо, так как именно в Белом доме настойчиво толкали Париж к нынешнему решению), судя по всему, выглядят утопичными. Вашингтон явно дал понять, что не считает ситуацию с кораблями своей проблемой. При этом ежемесячное содержание двух бесхозных теперь вертолетоносцев обходится Франции в 5 млн. евро.
В связи с этим, казалось бы, самый абсурдный, но вместе с тем, по подсчетам экономистов, самый дешевый вариант на сегодня — уничтожение «Мистралей». Просто затопить труда не составит. Но согласятся ли с таким радикальным решением экологи. Ведь вопрос косвенно вновь уплывает за океан. А кем финансируются и управляются различные организации «зеленых», знают во Франции и далеко за ее пределами.
Серьезный выигрыш
Для нас же 1,2 миллиарда евро — очень даже адекватная цена. Мы на эти деньги спокойно сможем построить другие корабли, более необходимые для нашего флота.
А если, к примеру, поделить эту сумму на стоимость одной единицы передового российского танка Т-14 «Армата» (≈$5 млн), то в итоге мы увидим очень привлекательную цифру в 272 единицы. При помощи той же операции, получим 27 крылатых красавца Су-30СМ ($50 млн). Или же спустим на воду 8 «Сообразительных» корветов (≈$175 450 000).
А Франция пусть продолжает мучаться со своими «Мистралями», думает, куда их сбагрить, и платит за их использование у причалов.
Сергей Черкасов.