Путей развития денежно-кредитной политики России становится все меньше после того, как Центральный банк стал на «неправильный путь», возобновив закупки иностранной валюте и наращивание валютных резервов, сообщает Investec Asset Management.
«Это вносит путаницу. Если в государстве нет плавающего курса, а его денежно-кредитная политика проблемна, потому что инфляция не снижается достаточно быстро, сократить расходы быстро невозможно. А по моему мнению, именно к этому стремится Центральный банк», — заявил Грант Вебстер, портфельный менеджер Investec, который анализирует состояние экономики в странах, чей рыночный долг составляет 2 млрд долларов.
Количество вариантов действий Банка России ограничено после того, как он пытался противостоять первой с 2009 года рецессии в России путем сокращения процентной ставки 4 раза в 2015 году. Рубль потерял более 17% с момента начала закупок в мае этого года, в результате чего стал вопрос о залоге Центрального банка на случай, если колебания национальной валюты будут угрожать финансовой стабильности страны.
«Сейчас российская экономика больше всего нуждается в формировании свободного валютного рынка, чтобы мы могли стимулировать спрос в экономике. Этого можно было бы добиться путем падения курса. Учитывая, что в данный момент валюта слабеет, мы вряд ли добьемся планируемого уровня инфляции», — считает Грант Вебстер.
В прошлом году Центробанк не контролировал изменения курса рубля на фоне худшего экономического кризиса в России с 1998 года, когда Центробанк объявил о планах по закупке 200 млн долларов в день, чтобы восстановить запас валюты размером в 500 млрд долларов. В прошлом году Центробанк потратил 88 млрд долларов на поддержание курса рубля.
«Ни с того ни с сего у России появилось два инструмента для управления кредитно-денежной политикой — валюта и процентные ставки, в результате чего схема управления становится более непонятной», — говорит Грант Вебстер.
На встрече 31 июля ключевая ставка будет сокращена вполовину до 11%, причем Ценробанк уже снизил ставку на 5,5% в связи с обострением кризиса в декабре 2014 года. По оценкам Investec, ключевая ставка будет сокращена на 50 базисных пунктов в пятницу и упадет на 10% к концу года. Инфляция, которая уменьшилась до 15,3% по сравнению с данными в июне 2014 года, в конце 2015 будет на уровне 11-12%.
«Мы разочарованы тем, что Центробанк неожиданно начал использовать новый подход к восстановлению валютного резерва, потому что эти действия совершенно не вписываются в стратегию, которую он пытался реализовать в течение последних двух или трех лет», — заявил Грант Вебстер.