«Немецкие экономические вести» (Deutsche Wirtschafts Nachrichten) опубликовали материал, в котором критически оценивает экономические перспективы Европейского Союза на Украине. По мнению авторов издания, ЕС проигрывает не только США, что предсказуемо, но и КНР.
В материале, который называется «Китай перехитрил ЕС и скупает Украину», эксперты указывают, что пока европейцы занимаются политикой и пытаются повлиять на киевское руководство, что практически невозможно, другие страны прибирают к рукам экономику «незалежной». И если США, по мнению издания, заинтересованы в энергетической сфере страны, то КНР, прежде всего, нужны сельскохозяйственные земли Украины.
Пока что продажа сельхозугодий «незалежной» запрещена. Но после смены власти в стране вопрос о том, чтобы отменить мораторий, поднимают все чаще. Многие эксперты считают, что продажа украинских земель — только дело времени. Тем более, что значительная часть предприятий государства уже выставлена на приватизацию, и после того, как они будут проданы, черноземы останутся единственным активом Киева.
Интерес Китая к сельхозугодиям Украины был четко обозначен в 2013 году. Тогда осенью в прессе появилась информация о том, что правительство Виктора Януковича отдало в аренду Синьцзянскому производственно-строительному корпусу 3 миллиона гектаров сельхозугодий за три миллиарда долларов сроком на 50 лет. Земли должны были использоваться для сельхозкультур и животноводства. После того, как это вызвало возмущение общественности, украинская компания KSG Agro стала опровергать новость и объяснять, что речь, дескать, идет не о продаже или аренде, а о «совместной деятельности». Но после победы евромайдана новые власти благополучно забыли о контракте.
Deutsche Wirtschafts Nachrichten пишет, что в Китае не забыли о своих планах. К началу июля 2015 года Украина стала крупнейшим поставщиком зерна для КНР. И Пекин хотел бы упростить процесс, и заниматься сельским хозяйством на украинских землях самостоятельно, без посредников. Тем более, что Киев может быть весьма ненадежным партнером. Например, в конце 2014 года Китайская национальная корпорация ССЕС обвиняла украинскую сторону в нарушении графика поставок зерна по ранее заключенному контракту.
Но европейцы могут проиграть Китаю не только в сельском хозяйстве. По информации издания, Пекин планирует инвестировать в строительный бизнес на Украине 15 млрд. долларов. Правда, на особых условиях — строительством должны заниматься исключительно китайские компании.
«Отсутствие скоординированной внешней и экономической политики ЕС приводят к потере возможностей, особенно для Германии. В конце концов соглашение ЕС об ассоциации Украины может привести к тому, что не принесёт ожидаемых экономических выгод, оставив нас с пустыми руками, потому что китайцы создадут факты в реальном секторе экономики», — пишет издание.
Однако президент Фонда экономических исследований Михаил Хазинсомневается в том, что эти планы осуществимы. Прежде всего потому, что в случае с Украиной все решает не экономика, а геополитика.
— Думаю, что Соединенные Штаты Америки Китаю украинскую землю не отдадут. Американской компании Monsanto (транснациональная компания, которая занимается производством генетически модифицированных сельхозкультур, — прим. ред.) тоже нужны эти угодья. Поэтому вскоре США заберут эту землю, причем абсолютно бесплатно — за долги.
У Китая сегодня нет возможностей для того, чтобы закрепиться на этой территории. Что касается Европы, у нее вообще нет своей позиции ни по одному важному вопросу. Сегодня ее политика определяется в Вашингтоне.
Замдиректора Института Дальнего Востока РАН, доктор экономических наук Андрей Островский также не верит в том, что Китаю удастся реализовать свой интерес.
— У Китая действительно есть проблема с продовольствием. Зерновыми они себя сегодня обеспечивают. Еще сравнительно недавно там в ходу были продовольственные карточки на зерно. Китайцы производили 300−350 миллионов тонн зерна в год. Сегодня они перешли за 600 миллионов, и, по большому счету, им этого хватает. Но что будет завтра — не знает никто. Баланс потребления зерновых меняется.
Но еще более острая нехватка у КНР соевых бобов. Третья позиция по стоимостному объему китайского импорта — это именно соя. Поэтому китайцам, прежде всего, нужны земли под эту культуру. Да и под производство других продуктов питания.
— Но разве у Китая недостаточно собственных земель?
— Западные районы Китая недостаточно освоены, и там есть еще земли, которые можно использовать для сельскохозяйственных целей. Но дело в том, что эти районы недостаточно густонаселены, и туда придется переселять людей. В районах же, где проживает основная масса населения, очень высокая плотность — свыше 200−300 человек на квадратный километр.
Нехватка пахотных земель в стране остро ощущается. Общая площадь пахотных земель составляет всего 120 миллионов гектаров. Это немного при численности населения в один миллиард 370 миллионов человек (площадь пахотных земель Украины по состоянию на 2012 год составляла более 40 млн. га при населении около 47 млн. человек, — прим. ред.) Поэтому теоретически Пекин интересует покупка или аренда земель на Украине. Но практически у них вряд ли что-то получится.
— Почему?
— У КНР сегодня есть экономическое преимущество перед Евросоюзом, а в некоторых отношениях и перед США. Но проблема в том, что китайцам не дадут ничего покупать на украинской территории. Это уже не экономические, а политические категории. Соединенные Штаты сделают все, чтобы этому воспрепятствовать.
— У них самих есть виды на украинскую землю?
— Сама по себе земля им особо не нужна. Но Китай — основной конкурент Америки на мировом рынке. Они не позволят ему еще больше укрепить свои позиции. Из этих соображений они не пустят китайцев на Украину.
Достаточно вспомнить, что при Януковиче в 2013 году было подписано соглашение о передаче Украиной Китаю для обработки земель в Днепропетровской и Запорожской областях. А затем Киев аннулировал контракт в одностороннем порядке. Причем аванс, который Китай заплатил, возвращен не был. И, насколько я знаю, по этому поводу Пекин обратился в международный суд.
Поэтому на сегодняшний день трудно говорить о том, что Китай сможет кого-то вытеснить из Украины. Только со временем могут появиться какие-то перспективы. Но учитывая то, как складывается ситуация сейчас, очень маловероятно, что у Китая что-то получится на украинской земле.
Американцам же нужна не земля, а обострение отношений Украины с Россией до предела. В этих условиях, когда они политически обостряют и без того сложную ситуацию, не приходится говорить об экономическом развитии и инвестициях. Бизнес не любит такой нестабильности. Китайский в том числе.
Заместитель генерального директора Центра политической информации Алексей Панин полагает, что надежды Брюсселя получить выгоды от Соглашения об ассоциации с Украиной действительно под угрозой.
— Европа при подписании Соглашения об ассоциации с Украиной больше всего была заинтересована в получении крупнейшего потребительского рынка. Европейские производители хотели вытеснить местных и российских конкурентов и получить этот лакомый кусок. Понятно, что в текущих реалиях, когда украинская национальная валюта обесцениваются, а покупательная способность населения падает, перспективы рынка Украины, мягко говоря, сомнительны.
Что касается инвестиционной привлекательности Украины, нет оснований предполагать, что для Европы эта сфера представляла больший интерес, чем в любой другой стране. Даже с поправкой на географическое положение и наличие определенных активов. Я бы не стал говорить, что получение инвестиционных преимуществ было основной целью Брюсселя.
Тем более, что европейские инвесторы и раньше были на Украине, и с ними там обходились не лучшим образом. При Януковиче даже был скандал с одной из европейских компаний, которая прямо обвинила одного из украинских олигархов в рейдерстве. Но при этом заявила, что в суд подавать не будет, так как не верит в украинское правосудие.
— А Китай?
— Что касается Китая, ему интересно все. Эта страна сегодня наращивает свои возможности во всех уголках мира — не только в Европе и Азии, но и в Африке, и Латинской Америке. Почему бы Украине не пополнить число этих стран? Тем более, что в текущей экономической ситуации она будет распродавать активы по бросовой цене, едва ли не по номинальной стоимости. С поправкой на политические риски, это интересные активы для КНР.
Единственный вопрос в том, какие цели у китайского бизнеса. Транспортная доступность Украины для Китая не самая лучшая, и за счет доставки стоимость продукции все же будет увеличиваться. Закрывать потребности КНР в сельхозпродукции за счет такой страны, как Украина, не так уж легко. Кроме того, зерновой рынок во всем мире один из наиболее емких для трейдеров. Поэтому для того, чтобы закрыть потребность в зерне, не обязательно скупать активы на Украине или где-либо еще. Но в принципе, в геополитическом плане, интерес Китая к Украине вполне возможен. Другой вопрос, приведет ли он к чему-либо.
Фото: Zuma/ ТАСС