Влиятельный американский журнал The Atlantic опубликовал материал с громким заголовком «США продают Украину?». Обозреватель Брайан Уитмор анализирует участившиеся контакты между российскими и американскими политиками и дипломатами и задается вопросом, не готов ли Вашингтон пожертвовать своими интересами в «незалежной» в обмен на помощь Москвы в других международных проблемах.
«Давно зародились подозрения, что США и Европа могут сдать Украину в обмен на поддержку России в заключении ядерной сделки с Ираном. Кроме того, Вашингтон ищет поддержки Москвы в мирном отстранении Башара Асада от власти в Сирии. Последние две недели ходят упорные слухи о том, что были достигнуты какие-то соглашения с Путиным об обмене «баш на баш», — пишет Уитмор.
По мнению аналитика, первые тревожные признаки появились еще во время визита госсекретаря США Джона Керри в Сочи 12 мая. Затем было открытие двустороннего дипломатического канала между помощником Керри по делам Европы и Евразии Викторией Нуланд и заместителем министра иностранных дел РФГригорием Карасиным, а также два продолжительных телефонных разговора между Владимиром Путиным и Бараком Обамой.
Наконец, после достижения соглашения с Ираном Обама «рассыпался в комплиментах» российскому лидеру, что для него крайне нехарактерно. А через несколько дней после этого Нуланд лично прибыла в Киев, чтобы убедить парламент принять поправки к Конституции, гарантирующие Донбассу особый статус. Это то, чего, по мнению Уитмора, с самого начала добивалась Москва.
Это уже не первая подобная публикация в американских и европейский СМИ. Однако реальная политика Вашингтона зачастую противоречит картине, которую они рисуют. 30 июля, буквально через день после публикации в The Atlantic, Вашингтон расширил санкции против России, «связанные с политикой РФ в отношении Украины». Они распространились еще на ряд физических и юридических лиц, в том числе «ВЭБ Капитал», Связь-банк, «РН-Юганскнефтегаз» и другие.
Да и сам Брайан Уитмор во второй части материала пишет, что если тайные соглашения и существуют, то праздновать победу России еще рано. Поправки в Конституцию были приняты лишь в первом чтении, и вполне могут не пройти второе. Кроме того, в них сказано, что «особый статус» определяется специальным законом, а обсуждать этот закон могут до осени. «Все это ведет нас к тому, где мы были раньше: к ничьей, к тупику», — заключает Уитмор.
Что же стоит за слухами и публикациями о том, что Москва, Вашингтон и Брюссель, якобы, заключили тайные договоренности по разрешению украинского вопроса?
— Мне кажется, на самом деле никаких тайных соглашений между Москвой и Вашингтоном нет, — полагает главный редактор журнала «Геополитика», политолог Леонид Савин. — У Америки прослеживается очень четкая и жесткая позиция как по Украине, так и по Ближнему Востоку.
К тому же, я не думаю, что мы может разменять Украину на Сирию. В недавно принятой Морской стратегии Российской Федерации говорится, что наш флот будет на постоянной основе находиться в Средиземном море. А единственная база, которая у нас там есть, — это сирийский Тартус (речь идет о 720-м пункте материально-технического обеспечения ВМФ России в городе Тартус, единственном российском военном объекте в дальнем зарубежье, — прим. ред.) Это очень важный пункт, и нельзя не учитывать такие геостратегические нюансы при разговорах об обмене.
Если говорить об Украине, думаю, сейчас США окончательно там закрепятся через изменение Конституции, законодательства и путем ввода в страну своих транснациональных корпораций. После этого им, возможно, и не нужно будет столь активное политическое присутствие на Украине. Хотя даже по последним законопроектам США мы видим, что Киеву продолжает оказываться военная помощь. В свете этих факторов говорить о том, что готовится какой-то размен, нет смысла. США, напротив, закрепляются на Украине, причем как мягкой, так и жесткой силой. Это та самая smart power — умная сила — о которой говорил американский политолог Джозеф Най.
— Но может быть они готовы к компромиссу по статусу Донбасса или по федерализации Украины?
— США выгодно поддерживать на Украине хаос. Там будет либо замороженный конфликт, либо продолжение нынешней вялотекущей стадии с временными ожесточениями на границе соприкосновения. Думаю, это самый оптимальный вариант для США. Россия пытается настоять на том, чтобы Минские соглашения выполнялись, но я не думаю, что нынешний киевский режим пойдет на это.
Многое зависит от того, как долго этот режим продержится у власти. Мы уже видим раскол среди украинских политиков. Националисты настаивают на более жесткой политике по отношению к Донбассу и Российской Федерации. Но Европу это совсем не устраивает. Они пытаются защитить свои интересы, и ведут более адекватную политическую игру.
— Может, какие-то договоренности возможны с Брюсселем?
— Сложно сказать. Европейцы пытаются проявлять большую самостоятельность. Мы видим это на примере визита французских парламентариев в Крым. Сейчас то же самое готовятся сделать итальянские и венгерские депутаты. Венгрия граничит с Украиной, и их очень настораживает кризис, который случился в Закарпатском регионе. Активизировались румыны в Буковине, которые тоже требуют для себя автономию. Поляки, независимо от позиции руководства, которая чисто проамериканская, будут пытаться найти более взвешенный подход по ситуации на Украине. Остальные игроки, которые зависят от поставок российских энергоресурсов, тоже будут пытаться прийти к рациональному решению в этом вопросе.
В Европе есть ряд стран и регионов, которые довольно сильно зависимы от России. Это не только Восточная Европа, но и, например, север Италии. Потому партия «Лига Севера» и настаивает на отмене санкций. Германия, Нидерланды, Франция также в той или иной степени пострадали от охлаждения отношений с нашей страной. Конечно, есть карликовые страны, например, Лихтенштейн, недавно присоединившийся к санкциям, которые особо не зависят от России. Но другие государства, которые примкнули к санкциям ЕС, могут об этом пожалеть. Та же Черногория, когда получат наш ответ и потеряет туристов, ощутит всю «прелесть» следования вашингтонской политике.
— А чем можно объяснить появление таких публикаций, если на деле Вашингтон к размену не готов?
— В первую очередь, американские СМИ манипулируют мнением собственных граждан. Нужно помнить, что все подобные издания связаны с определенными политическими партиями или медиамагнатами, которые имеют свои интересы. В США уже фактически началась президентская кампания, и все политические структуры заинтересованы в получении дивидендов от того или иного кандидата. Эти публикации могут быть элементом предвыборной кампании.
Политолог, декан факультета «Социология и политология» Финансового университета Александр Шатилов тоже считает, что мы имеем дело со спланированной информационной кампанией. Только направлена она не на внутреннюю, а на внешнюю аудиторию.
— Эта статья находится в русле политики Вашингтона по воздействию на российские элиты, бдительность которых пытаются усыпить относительно миролюбивыми заявлениями. С одной стороны, США вводят дополнительные санкции, а с другой, рассуждают о возможности восстановления отношений, отмены ограничения, достижения договоренностей по Украине, Ирану и Сирии.
Реальная американская политика последовательно направлена на сдерживание России, на создание вокруг нее пояса нестабильности, причем не только на Украине, но и в Армении, и в Центральной Азии. Рассчитывать на добрую волю Вашингтона, на мой взгляд, не приходится. США никогда не простят нам Крым, реинтеграцию которого они восприняли, как прямой вызов их могуществу и влиянию. Если они позволят России сохранить даже существующий статус-кво, они очень сильно проиграют и в имиджевом, и в политическом плане на глобальной арене.
Поэтому сейчас идет целенаправленная кампания по убаюкиванию России. При этом США очень плотно работают на военно-политическом и экономическом направлениях. В частности, накачивают Украину вооружениями и наемниками, чтобы при необходимости использовать эту силу, как наконечник своего копья. В то же время, США ведут активную подрывную работу в самой России, как по линии российской оппозиции, так и через различного рода псевдонекоммерческие организации.
Они также пытаются максимально дестабилизировать постсоветское пространство, чтобы подорвать главный проект России — Евразийский экономический союз. Так что все миролюбивые «вбросы» относительно возможных договоренностей явно расходятся с политической практикой.
— То есть какие-то соглашения — это миф?
— Думаю, российское руководство на высшем уровне понимает, что даже если с США подписать некие соглашения, это не дает никаких гарантий. Вашингтон может в любой момент пересмотреть их в одностороннем порядке, как это было в свое время и с Каддафи, и с Милошевичем. Если какие-то договоренности существуют, мы вряд ли об этом узнаем. Документы такого характера могут быть обнародованы лет через 50. Но судя по текущей политической конъюнктуре, конкретных соглашений о том, чтобы разменять Украину на Сирию и Иран, нет.
Украина для США — это принципиальная страна. В Вашингтоне никто не отказался от доктрин Бжезинского о том, что Россия не сможет возродиться в качестве великой державы, если от нее оторвать Украину. Штаты успешно сделали это в 2014 году. Не думаю, что Америка готова дать задний ход на украинском направлении.
— Но ведь Нуланд действительно приезжала в Киев, чтобы пролоббировать принятие поправок об особом статусе?
— Если честно, все эти игры в децентрализацию и федерализацию абсолютно не конкретны. Перефразируя Александра Дюма, для Донбасса, как для региона Украины, особый статус — это слишком много, а для Донецкой и Луганской народных республик — слишком мало. Если руководство ДНР и ЛНР пойдет на этот вариант, можно спрогнозировать, что особый статус быстро отберут, а затем и подвергнут регион жестким репрессиям за сопротивление официальному Киеву в 2014—2015 годах.
Нечто подобное случилось в начале 90-х годов, когда Автономная республика Крым была практически суверенным государством в составе Украины. Но в силу того, что это не было юридически закреплено, крымский суверенитет быстро свернули, президента Мешкова выгнали. Все эти особые статусы и децентрализация — это тоже игры, призванные убаюкать как российскую элиту, так и руководство Донбасса, и показать, что Запад, якобы, готов идти на какие-то уступки. На самом деле Киев никогда не пойдет на реальную децентрализацию и тем более на предоставление конфедеративного статуса Донбассу. Не стоит строить иллюзий.
— Может, какие-то договоренности возможны с Европой?
— То, что итальянские и французские депутаты посещают Крым — это, конечно, хорошо. Но вопрос в том, кто именно это делает. Как правило, это депутаты, которые не играют ключевую роль в политических процессах своих стран. Правящие европейские элиты США уже давно подмяли под себя. Они провели очень жесткую селекцию кадров на европейском направлении. Сейчас все ведущие европейские политики, за исключением, может быть, Орбана, который пытается играть в самостоятельность, являются людьми Вашингтона. Включая Меркель, Олланда и, тем более Кэмерона.
Все эти люди, по сути, американские, а не европейские политики. И рассчитывать на то, что мы с ними сможем договориться, что у Европы есть свои цели — это иллюзии. У них были свои цели в 90-е годы, когда они хотели создать на базе Европы альтернативный центр влияния. Но сегодня Европа полностью находится в фарватере американской внешней политики. Американцы после начала украинского конфликта еще больше ужесточили давление на европейские элиты, так что они готовы поддержать самую спорную и проблемную инициативу США.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня
Фото: Алексей Никольский/ пресс-служба президента РФ/ ТАСС