Статьи

Как формируют образ «ваты» в сознании украинцев

Украинские пользователи восторженно разносят по Сети серию шовинистских плакатов «Украина — не Россия». Изучив иллюстрации, «Ридус» обнаружил любопытную связь серии с другой пропагандистской акцией.

Серия плакатов «Украина — не Россия» впервые появилась в Фейсбук-сообществе In Ukraine, откуда в полном объеме перекочевала на личные страницы каждого уважающего себя украинского юзера. На изображениях безымянного художника наглядно изображено, почему «никогда мы не будем братьями», без оглядки на то, что работа вышла откровенно шовинистическая и разжигающая ненависть между народами.

Тем не менее, при просмотре этих плакатов невозможно избавиться от ощущения дежавю — все это уже гуляло по Сети совсем недавно, но под другим соусом. «Ридус» выяснил, откуда у пропагандистских иллюстраций ноги растут.

Украина — не Россия (а, скорее, Великобритания)

Прежде, чем ознакомиться с самими плакатами, стоит изучить их первоисточник. Страница In Ukraine не содержит никакой информации о том, кто занимается этим движением: ни адресов, ни имен, ни гиперссылок.

in_article_797fea2c79

Однако полностью замести следы у администраторов Фейсбук-сообщества не удалось: на странице опубликована всего одна видеозапись, представляющая собой 30-секундный ролик, посвященный годовщине трагического крушения пассажирского самолета Boeing-777 компании Malaysia Airlines. Автором видео выступает Министерство иностранных дел и по делам Содружества Великобритании — не сложно догадаться, в какой тональности преподносятся данные в этом ролике.

Определившись с тем, что банкет, все-таки, оплачивает британский Форин Офис, более не возникает вопросов, почему, собственно, сопроводительный текст ко всем картинкам приведен по-английски. Впрочем, созданные анонимным дизайнером плакаты настолько информативны, что примеры «разницы между украинцами и россиянами» считываются без особого труда.

«Целевая аудитория с трудом читает, поэтому информация доносится при помощи картинок», — выдвигает свою версию Рунет, и он в чем-то прав. Но удивляет не само предположение Форин Офиса, что украинцы не умеют читать, а целенаправленное формирование стойкого образа российского «ватника», с которым украинцам ничего общего иметь не захочется:

in_article_7e9ec76d28
Мир глазами украинцев и россиян.
in_article_d350c17b98

Наглядный пример разного подхода украинцев и россиян к «домострою».
in_article_766c093256

«Неполживые» украинские медиа и повсеместная «кремлевская пропаганда».
in_article_307752e577

Украинский Фейсбук — свободная площадка для свободных людей!
in_article_d9f23f3b7c

А на этом плакате изображена, очевидно, разница в зарплате правоохранителей.

«Поскольку иностранцы часто отождествляют украинцев и россиян, мы хотели подчеркнуть, что это вовсе не так. Наши картинки поляризуют Украину и Россию, показывают, что это другое общество, с другими людьми», — рассказывает о своей идее безымянный художник. Запомним эту мысль.

Стоит отметить, какие мотивы преследует серия плакатов: как видим, это различный быт украинцев и россиян, уровень свободы масс-медиа и интернета и качество работы сотрудников правоохранительных органов. Именно на эти болевые точки делал акцент не менее анонимный дизайнер, создавая серию «Гонконг — не Китай», приуроченную к восемнадцатилетию воссоединения Гонконга с материковым Китаем.

Гонконг тоже не Россия (и совершенно точно — не Китай)

Как и в случае с плакатами «Украина — не Россия», впервые серия иллюстраций «Гонконг — не Китай» была опубликована в Фейсбук-сообществе около месяца назад и мгновенно обрела нешуточную популярность среди пользователей. Ответственность за создание плакатов взяла на себя дизайн-студия Local Studio HK, также не пестрящая информацией о своих сотрудниках.

in_article_742917b978

Воспользовавшись гугл-переводчиком, узнаем, в чем же заключалась идея неназванного дизайнера. Аноним признается, что хотел выразить «скорбь из-за факта „колонизации“ Гонконга Китаем и рассказать миру о разнице между гонконгцами и китайцами с материка». Знакомые речи, не так ли? Но давайте взглянем на плакаты:

in_article_9311492376
Глобус Китая.
in_article_fd449ce115
Ужасные китайцы сидят на корточках, ужас!
in_article_0fcd7f3084
Гонконгцы не могут себе позволить лежать в общественном транспорте, словно какие-нибудь китайцы!
in_article_fe2ab15fc0
Нечистоплотные китайцы… впрочем, тут все ясно.

in_article_3ad537027e
Вот только с копами придумать ничего не вышло.
Как видим, художники серии «Гонконг — не Китай» дергают за те же ниточки, что и авторы плакатов «Украина — не Россия»: ужасный быт китайцев, несвободные медиа и ограниченный интернет.

Очевидно, что оба пропагандистских проекта, беззастенчиво разжигающие ненависть между людьми, скроены по одним лекалам. Невооруженным глазом видно сходство сюжетов и мотивов, и даже модная хипстерская техника рисунка с головой выдает одного и того же заказчика. И если в украинской версии им выступил британский Форин Офис, логично было бы предположить, что «западная рука» оплатила гонорар и художнику-гонконгцу.

«Заметьте, методичка по-госдеповски для укров написана языком американцев. Ну, чтобы ни у кого сомнений не было, кто там и что оплатил. И чтобы хозяин прочитать мог», — пишет в Фейсбуке политолог Павел Данилин.

«Практика действовать по „темникам“, написанным в Госдепартаменте США, в NED — Национальном фонде демократии, или в ИРИ — Международном республиканском институте, широко распространена, — продолжил эксперт в беседе с „Ридусом“. — Общие лекала применяются, например, при организации всех антиправительственных переворотов, которые мы видели в Сербии, в Грузии, на Украине, в Киргизии и так далее».

Ничего удивительного, что на Украине используют тактику, разработанную для поддержки сепаратистских настроений в Тайланде и для подчеркивания разницы между представителями одного, на самом деле, народа. Там это делалось для разделения островных и материковых китайцев, на Украине это делается для того, чтобы разделить украинских граждан от донецких и луганских,
заключил Данилин

Понимают ли украинские пользователи, распространяющие милые картинки о «разнице между украинцами и россиянами», что всего-навсего исполняют план, попунктно прописанный в той самой методичке? В Сети поговаривают, будто львиная доля иллюстраций, использованных в украинской серии, была замечена в агитационных постерах для Израиля — оставим это вам, уважаемые читатели «Ридуса», в качестве домашнего задания. А пока — лайк, шэр, репост.

Максим Коломиец

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.