Россия вновь подала в ООН пересмотренную заявку на расширение границ континентального шельфа в Арктике. Как и прежде, расширение границ связано с возможностью присоединения хребта Ломоносова и других участков дна Северного Ледовитого океана.
«Частичная пересмотренная заявка Российской Федерации на установление ВГКШ (внешней границы континентального шельфа) в СЛО (Северном Ледовитом океане) исходит из научного понимания, что составные части Комплекса Центрально-Арктических подводных поднятий, а именно хребет Ломоносова, поднятие Менделеева — Альфа и Чукотское поднятие и разделяющие их котловина Подводников и Чукотская котловина, имеют континентальную природу своего образования и относятся по пункту 6 статьи 76 Конвенции (ООН по морскому праву) к подводным возвышенностям, являющимся естественными компонентами материковой окраины, к которым не применяется дистанционный лимит 350 морских миль от исходных линий», — говорится в заявке, опубликованной на сайте Комиссии по границам континентального шельфа.
Борьба за ресурсы Арктики обостряется, и самыми активными игроками являются Россия, США, Дания, Норвегия и Канада.
РЕСУРСЫ АРКТИКИ
Стремление арктических стран взять под контроль как можно больше северных территорий объясняется прежде всего их очень богатыми природными ресурсами, доступ к которым облегчился благодаря глобальному потеплению.
Температура в Арктике поднимается в два раза быстрее, чем в других частях планеты. Согласно данным геологического анализа Соединенных Штатов в арктическом регионе находится восьмая часть неосвоенных мировых запасов нефти и, возможно, четверть всего природного газа.
Основное противостояние в этом регионе связанно именно с позицией США и России, и побороться есть за что. По оценкам Геологической службы США, неразведанные традиционные запасы нефти и газа в регионе составляют приблизительно 90 млрд баррелей нефти, 1,669 трлн куб. футов природного газа и 44 млрд баррелей газоконденсатов.
Данные запасы составляют около 30% от общего объема неразведанных запасов природного газа, 13% от общего объема неразведанных запасов нефти и 20% от мировых запасов газоконденсатов.
В целом в Арктике может находиться около 22% неразведанных мировых запасов углеводородов.
Еще недавно большинство наблюдателей полагали, что конкуренция за разработку арктических месторождений будет проходить цивилизованно и согласно международным правилам. Арктика, как заявил два года назад один норвежский адмирал, «вероятно, самая стабильная зона в мире».
Стоимость добычи нефти и природного газа в регионе очень высока, а резко снижающиеся мировые цены на углеводороды делают разработку энергоносителей в Арктике менее привлекательной. Все это означает, что перспективным производителям лучше объединяться, а не повышать риски и стоимость.
Тающий летом морской лед в Арктике также открывает дополнительные возможности для морской транспортировки грузов из Азии в Европу; прошлым летом 71 судно воспользовалось арктическим маршрутом (в 2012 г. было 46 судов). Но торговле необходимы ясные правила.
Кроме того, согласно UNCLOS большинство известных месторождений полезных ископаемых находятся внутри 200-мильной экономической зоны. Поэтому все заинтересованы в минимизации споров и дружеском урегулировании тех конфликтов, которые стали достоянием общественности. В настоящее время есть пять стран, территории которых находятся вблизи Полярного круга: Россия, США, Канада, Дания и Норвегия. Все эти страны, согласно международным договоренностям, выделяют 200 морских миль от своих северных берегов.
Но все эти страны хотели бы увеличить свою территорию.
При этом Дания считает, что хребет Ломоносова (который, по данным России, простирается от Новосибирских островов через центральную часть Северного Ледовитого океана к острову Элсмир в Канадском Арктическом архипелаге) начинается в Гренландии. Согласно международным правилам страна может контролировать зону морского дна, если она может доказать, что это часть ее континентального шельфа.
Россия и Арктика
Впервые Россия подняла вопрос о расширении своих границ в Северном Ледовитом океане еще в 2011 г. Тогда в ООН была подана заявка, которая включая не только хребет Ломоносова, но и участок в Охотском море.
Эта заявка была отклонена, но отдельная заявка по участку в Охотском море была удовлетворена в марте 2014 г.
C 2005 по 2014 гг. велись активные исследования в регионе, которые подтвердили обоснованность претензий России.
Рассмотрение заявки будет включено в повестку 39-й сессии комиссии, которая состоится с 12 октября по 27 ноября.
Пока не ясно, как ООН будет реагировать на повторную заявку, но в любом случае быстрого рассмотрения и решения точно ждать не стоит. Скорее всего, пройдет еще несколько лет, прежде чем заявка РФ может быть удовлетворена.
Для поддержания своих интересов в Арктике Россия в декабре 2014 г. создала Объединенное стратегическое командование «Север». Вкупе с ранее опубликованным документом «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации» такое решение звучит как ясный сигнал, подтверждающий, что от своих амбиций в регионе Россия не откажется. Объединенное стратегическое командование в итоге может стать полноценной составляющей ВМФ.
Отдельно стоит рассказать о Северном морском пути. Огромный флот ледоколов позволит России полностью контролировать эту перспективную артерию, которая могла бы в итоге заменить южный путь, проходящий через Суэцкий канал.
Северный маршрут короче, а в каком-то смысле и безопаснее. Путь из Европы в Азию занимает 35 дней вместо 48 дней в случае использования Суэцкого канала. После распада СССР Северный морской путь был практически заброшен, однако в последние годы интерес к нему растет во многом благодаря активным действиям с российской стороны.
На провозку грузов по Севморпути выдают более 600 разрешений в год, а ежегодный объем перевозимых грузов составляет 4 млн тонн. По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, потенциал, оцениваемый за период 15 лет — а это сроки реализации комплексного плана, — более 80 млн тонн, то есть возможно увеличение объема перевозок в 20 раз.
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ
СМП представляет собой морской путь в Северном Ледовитом океане протяженностью почти 5,5 тыс. км. Освоение СМП начали поморы в XI-XIII вв. Предложение использовать СМП выдвинул русский дипломат Дмитрий Герасимов в 1525 г. Путь, проделанный казаком Семеном Дежневым летом 1648 г. из устья Колымы к реке Анадырь, доказал раздельность Евразии и Америки и наличие морского прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий океан.
СМП — самый северный в мире путь, он предоставляет России выход в Атлантический и Северный Ледовитый океаны, связывает Тихий океан и Атлантику. Наиболее труднопроходимым участком СМП считают участок от Карских ворот до Анадыря. СМП обеспечивает морское сообщение между 27 субъектами России.
На СМП расположены свыше 50 портов, среди них Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации на СМП составляет два-четыре месяца. По СМП перевозят добываемые на Севере России нефть, газ, лес, 90% никеля и 65% меди.
В данный момент Россия создает 10 арктических поисковых станций, 16 портов, 13 аэродромов и 10 станций ПВО в Арктике. В этом году премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение №822-р о возобновлении исследований в регионе. Возобновят работу дрейфующие станции, которые были закрыты в 2013 г. На эти цели из федерального бюджета выделено 250 млн руб.
Российские базы в Арктике (красным отмечены строящиеся и существующие, оранжевым — те, которые могут быть расширены/усовершенствованы)