Сегодня, 6 августа, стало известно, что российское Министерство экономического развития выступает на уход с отечественного рынка проблемных авиакомпаний, которые не могут самостоятельно разрешить проблему убыточности.
В ведомстве Алексея Улюкаева был сделан анализ тенденций в гражданской авиации, и было сделано заключение, что последствия кризиса 2008 года данная отрасль не смогла преодолеть. Проведенный анализ показал, что убытки пяти самых крупных авиакомпаний, среди которых «Аэрофлот», «Сибирь», «Трансаэро», «Уральские авиалинии» и «Росси», по РСБУ по результатам предыдущего года были равны 25 миллиардов рублей, а по итогам первого квартала текущего года – 18 миллиардов рублей. Вместе с этим долг перед банковскими учреждениями двух из пяти перевозчиков, согласно отчетности по МФСО имеются в виду «Трансаэро» и «ЮТэйр», составил свыше 150 миллиардов рублей.
Замглавы Минэкономразвития Евгений Елин, который курировал мониторинг данной отрасли, сообщил, что в ведомстве выступают с предложением пересмотреть способы государственной поддержки авиакомпаний, которые вместе с кредитами госбанков на приобретение самолетов, сделали убыточной всю отрасль, в том числе аэропорты и авиастроение, вместо того чтобы после кризиса 2008 года убрать с рынка неэффективные компании.
Как отметил Евгений Елин, авиакомпании увеличивали свои авиапарки за счет кредитов в надежде, что рынок авиаперевозок будет расти. К сожалению, прогнозы не оправдались. Чиновник отметил, что в данный момент постоянная убыточность авиакомпаний не дает им возможность делать заказы на новые самолеты у отечественных производителей и погашать долги.
В Минэкономразвития отметили, что несколько крупных авиакомпаний будут вынуждены покинуть рынок. В ведомстве отметили, что обострение кризиса в отрасли может начаться уже осенью, и выступают с предложением увеличить финансовые средства, которые были зарезервированы для перевозок пассажиров в случае банкротства авиакомпаний.
Замминистра отметил, что результаты мониторинга будут обсуждены в ходе заседаний кабмина. В случае, если предложения ведомства будут поддержаны правительством, то госбанки и лизинговые компании будут должны зафиксировать свои убытки, что приведет к тому, что они пересмотрят свои методы оценки рисков.
Напомним, что в начале февраля текущего года Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), которая объединяет самых крупных российских перевозчиков, направила письмо на имя вице-премьера России Аркадия Дворковича, в котором содержались жалобы авиакомпаний на существенные убытки по результатам 2014 года и были предложены меры для оказания поддержки отрасли. За данное письмо отдали свои голоса представители «Трансаэро», «Ямала», «ЮТэйр», «Уральских авиалиний» и «Волги-Днепра». «Аэрофлот» и «Сибирь» высказались против.
В конце ноября минувшего года авиакомпания «ЮТэйр», которая находится на третьем месте по объему перевозок, допустила дефолт по облигациям, и в ее адрес было направлено огромное количество исков от контрагентов и кредиторов. Так, долг авиаперевозчика при учете лизинговых платежей составил около 170 миллиардов рублей. А основными кредиторами компании являются Сбербанк и «Альфа-банк».
По материалам Лента
Фото: Сергей Бобылев / «Коммерсантъ»