300 тысяч сердобольных «любителей хамона» в России вне себя от решения властей уничтожать контрафакт, обнаруженный на таможенных площадках страны. Они строчат петиции, чтобы к их мнению прислушались, иначе рухнет мир. Среди аргументов — опостылевшие басни про то, будто россияне возвращаются во времена СССР, где из деликатесов — только сервелат и рижские шпроты. Публика поприличнее предлагает отправлять еду на Донбасс, используя её как «трофей в экономической войне с Западом».
Однако целые стада блогеров никаким Донбассом не заморачиваются: в их сетевых набросах не к месту помянутые попрёки «вспомните блокадный Ленинград!» соседствуют с циничными сравнениями санкционных костров с «печами крематориев» и похабным перепевом военных стихов: «Если дорог тебе твой дом, дочь в нем выросшая и сын, иностранный порви кондом, поджигай ненавистный сыр…» Всё вместе это тонет в лицемерной заботе о ветеранах, бедняках, детишках — обо всех тех, кто в предыдущих либеральных методичках обозначался «не вписавшимися в рынок».
Плач с особенным цинизмом
Согласно официальным данным Роспотребнадзора и Россельхознадзора, качество товаров, оказавшихся на территории страны нелегально, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Что ещё важнее, вся эта санкционная продукция, по сути, не законна.
Взаимосвязь тут простая. Если такая продукция обнаруживается на российской таможне, значит, она пересекла границу по поддельным документам. Это значит, что на нее нет сертификатов. Из этого, в свою очередь, следует, что товар может представлять опасность для потребителей. И поэтому он просто не должен попасть в магазины или на рынки. Это очевиднейшая вещь. Ведь если импортеры ввозят обходными путями запрещённое продовольствие в нашу страну, указывают неверную информацию о производителе, то и ответственности за такой продукт никто перед потребителями нести не будет. А уж что там внутри, под красивой оберткой, намешано — одному богу известно. И этими продуктами «диванные эксперты» предлагают кормить незащищенные слои населения, страдающие от нехватки средств на нормальную еду?
Еще более странно выглядит предложение направлять контрафакт на Донбасс в качестве гуманитарной помощи. Ведь в основном ликвидации подлежат продукты элитного класса: мясные и сырные деликатесы, зарубежные рыба и икра. То есть, то, без чего человек может спокойно обойтись, особенно в зоне военной агрессии. Даже если отбросить непомерно дорогую логистику перемещения конфиската на юго-восток Украины, цинично выглядит само предложение «страдальцев» кормить донецких и луганских стариков и детей, страдающих от антисанитарии, отсутствия медикаментов и элементарного хлеба, вяленым мясом по 100 долларов за четверть килограмма.
Ничего личного
Радикальные меры российских властей в борьбе с запрещенным в России продовольствием, по идее, не должны были вызвать весь тот шквал эмоций, каким отметились «освободительные» СМИ и соцсети. Ведь давно было известно о том, что контрафакт в страну попадает в огромных объемах — в частности, через Казахстан и Белоруссию. Чиновники всех уровней весь предыдущий год разводили руками: «С этим надо что-то делать, иначе импортозамещению — каюк!» А те же СМИ их подначивали: отчего же, мол, ваши хвалёные контрсанкции буксуют?
С такими разговорами страна прожила 12 месяцев. За это время условия для развития собственного производства в России ухудшились. Достаточно сказать, что банковские кредиты для отечественных сельхозпроизводителей, и раньше малодоступные, теперь существуют лишь номинально. Минфин и МЭР экономят каждую копейку, которую можно было бы направить на развитие фермерства. А те деньги, которые все-таки уходят на финансирование аграриев, чаще всего оседают в тех же банках.
При этом складывается впечатление, что ряд чиновников в исполнительной власти до сих пор надеется на старый добрый «авось» — что санкции вот-вот будут сняты и импортная продукция, столь щедро поддерживаемая европейскими дотациями, снова вернется на российские прилавки. В этом случае никому не придется надрывать животы, создавая условия для появления собственных товаров питания, развивать в России мясное животноводство или «париться» по поводу зарастающих полей Нечерноземья. Не для того же вступали в ВТО, в конце-то концов! Тем более, поток импортных продуктов все равно не иссякает, так зачем же бороться? Надо просто подождать.
Поэтому нынешние радикальные шаги Кремля в отношении санкционных товаров, свидетельствующие о том, что годовое терпение у него закончилось, могли вызвать шок не у одних только блогеров. Слишком уж громко и скоординированно прозвучали в России стоны по поводу «всесожжения хамона». Даже несмотря на то, что орать-то, в принципе, не о чем: уничтожая контрафакт, наша страна действует в полном соответствии с мировой практикой.
Контрафакт как «прачечная» терроризма
Давно доказано, что многомиллионные доходы от контрабандной продукции часто направляются на финансирование мировой преступности — об этом, например, давно уже трубит Совет Европы. По расчетам Международной торговой палаты, объем рынка поддельной и нелегально ввезенной продукции в мире составляет более $600 млрд. По данным экспертов, как минимум половина этих денег уходит на финансирование войн и терроризма. Средства, вырученные от контрабанды фальшивых товаров, от связанных с этим операций с наличностью в мелкой рознице, от пиратской аудио- и видеопродукции, направляются на поддержку всего того, с чем потом приходится бороться правительствам по всему миру.
Ну и, конечно, никто не отменял коррупционной составляющей в отечественной околотаможенной сфере. Под призывы накормить страждущих обязательно нашлись бы сотни и тысячи предприимчивых дельцов, сумевших за госсчет нагреть руки на доставке запрещенной еды хоть старикам, хоть детям. Собственно, целый год кто-то именно так и наживался, переправляя санкционные продукты на рынки и в торговые сети, где их затем периодически находили, делая круглые глаза, представители общественности. Таким образом, на сегодня не осталось ни одной причины, чтобы бюджетные деньги, вместо развития собственного сельского хозяйства, и дальше направлялись бы на стимулирование ввоза в страну «белорусской икры» или «финских вин» на радость нелегальным торгашам и коррупционерам.
Лада Михайлюк
1 комментарий
ерунду дамочка написала