Украина намерена включиться в проект «Новый Шелковый путь», чтобы поток грузов из Китая в Европу шел через ее территорию. Об этом заявил глава Одесской области Михаил Саакашвили в интервью украинскому «5 каналу».
По мнению экс-президента Грузии, торговые потоки «Нового Шелкового пути» следует направить через Ильичевский морской порт в Одесской области, поскольку это существенно сократит сроки транспортировки.
«Реально логистика занимает 30 дней через Россию, через Ильичевск занимает максимум 9 дней. Большие потоки надо привести, и это возможно. Построить дорогу на Рени, то есть на Евросоюз, затем построить через Днестровский лиман большой мост, чтобы никто никогда не оторвал Бессарабию. Мы уже работаем», — заверил Саакашвили.
С одной стороны, Михаил Саакашвили известен своим прожектерством. Однако имеется ряд моментов, которые заставляют относиться к его словам серьезнее, чем просто к популистской политической болтовне.
Проект Шелкового пути в китайской версии имеет три варианта маршрута. И сейчас КНР реализует первый, базовый вариант, — через Казахстан, Азербайджан, Грузию и далее через Турцию до Стамбула. Причем, на пути реализации этого варианта Китай продвинулся весьма основательно.
Как мы уже сообщали, 3 августа в Баку состоялась церемония встречи контейнерного поезда Nomadexpress сообщением Шихэцзы (КНР) — Достык (Казахстан) — Актау — Аляты (Азербайджан). Тестовый поезд отбыл из Китая 28 июля, прошел 3500 километров через Казахстан и Каспийское море за пять суток, и прибыл на станцию Кишлы в окрестностях Баку. Заметим — в обход территории РФ.
Два других маршрута Шелкового пути находятся лишь на стадии обсуждения. Второй вариант проходит через Иран, и только третий — по территории РФ через Казань до Москвы и Санкт-Петербурга. В теории, третий вариант Китаю наиболее выгоден, поскольку Казахстан, Россия и Белоруссия входят в Евразийский экономический союз, и китайским товарам придется преодолевать всего две таможни. Вдобавок этот маршрут короче, чем все остальные. Но Россия долго колебалась, участвовать ли ей в проекте. В итоге, Москва дала согласие — подписала с Пекином декларацию о взаимопонимании — только 8 мая 2015 года, во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву на парад Победы. И время было во многом упущено.
И вот теперь в «Новый Шелковый путь» пытается вклиниться Украина. По сути, Саакашвили предлагает китайцам слегка изменить первый — базовый — вариант. Китайские товары в этом случае тоже будут идти черед Казахстан, потом морем до Азербайджана, потом транзитом через Грузию, грузится в Поти на корабли и уже Черным морем отправляться в Европу. Но не вдоль турецкого побережья в Стамбул, как предполагает базовый вариант, а до украинского Николаевска, и оттуда — к румынской границе.
Китай этот вариант не считает чем-то безумным. Как заявил посол КНР на УкраинеЧжан Сиюнь на встрече с министром инфраструктуры «незалежной» Андреем Пивоварским, «в рамках „Нового Шелкового пути“ существует потенциальная готовность китайских банков инвестировать в инфраструктурные объекты Украины», и предложил украинской стороне подготовить презентации инвестиционных проектов для представителей бизнеса Китая.
Для России это — неприятные сигналы. Если наша страна окажется на обочине Шелкового пути, вся торговля между Китаем и Западной Европой пойдет в обход РФ. Сейчас объем этой торговли составляет 560 млрд. долларов в год, но при реализации проекта может увеличиться вдвое. Словом, для России игра стоит свеч. Для Украины — тоже.
Что стоит за словами Саакашвили, удастся ли России реализовать в отношениях с КНР свое конкурентное преимущество — огромное транзитное пространство?
— Китай пока нигде не опубликовал официальных данных, где должен проходить Новый Шелковый путь, — отмечает директор Центра стратегических исследований Китая Российского университета дружбы народов (РУДН), заведующий отделением востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов. — Есть несколько вариантов маршрута, которые периодически всплывают в китайской прессе. На деле, видимо, Пекин рассчитывает, что Шелковый путь будет включать множество маршрутов. Он мультиплицирует пути и смотрит, какой из них наиболее выгоден.
Именно поэтому Китай одновременно обсуждает и Шелковый путь через Россию — с российской стороной, и вариант через территорию Казахстана и Узбекистана — с элитами Центральной Азии, и активно пытается выйти на договоренности по варианту маршрута по Северной Индии.
На мой взгляд, китайцы сегодня воспроизводят концепцию «классического» Великого Шелкового пути, где единой дороги не существовало, и для торговли использовались самые разные караванные пути.
В рамках этой концепции Китай делает и попытку зайти в ЕС через Украину.
— Разве Пекину не более выгодно иметь дело с коротким и простым маршрутом через Казахстан-Россию-Белоруссию?
— Проблема в том, что Россия заняла довольно жесткую позицию в отношении китайского проекта. Москва не сказала, что присоединяется к китайской концепции «Нового Шелкового пути». Россия заявила лишь, что российские интеграционные проекты — прежде всего, Евразийский экономический союз, — могут сопрягаться с Шелковым путем. Другими словами, мы дали китайцам понять, что у нас имеются собственные интересы, и мы не собираемся отказываться от них ради сотрудничества с Пекином.
Не думаю, что такая позиция Китаю понравилась. Китайцы не любят самостоятельности у партнеров. Тем более, другие страны — практически все государства Центральной Азии — оказались менее упрямыми, и вошли в концепцию «Шелкового пути». Плюс к тому, РФ заняла еще и принципиальную позицию с ценой на газ для Китая. Все это если не ухудшило, то осложнило отношения между Россией и Китаем.
— Как в этой ситуации сыграет украинский фактор — предложение Саакашвили?
— Надо понимать: Китай неоднократно пытался «зайти» на Украину при режиме Виктора Януковича, но не слишком успешно. А сейчас Пекин смотрит на Киев, как на очень важный стратегический объект.
Прежде всего, Украина действительно чрезвычайно удобна для организации транзитных перевозок. Одессе в этой схеме отводится ключевая роль, поскольку этот город — узел как морских, так и наземных транспортных коммуникаций. Сейчас, зная авантюрный характер Михаила Саакашвили, Китай чрезвычайно заинтересован в форсировании переговоров с украинской стороной.
Кроме того, «незалежная» сегодня занимает двойственную геополитическую позицию. С одной стороны, она не является членом НАТО и не входит в Евросоюз, с другой — безусловно, не является сателлитом России. Из-за этого Киев настойчиво ищет новых партнеров, а Пекин всегда использует подобные ситуации, чтобы удачно «зайти» на территорию.
Китай уже пообещал Украине, по разным оценкам, около 20 млрд долларов инвестиций — в сельское хозяйство, строительство портов и дорог. Да, едва ли Пекин в ближайшее время будет серьезно вкладываться в украинскую экономику, но традиционная тактика китайцев — обещать много, а давать значительно меньше — очень часто срабатывает. Вот и Киев начинает плясать под дудку новых партнеров, завороженный цифрами.
— Можно ли сказать, что игра Китая торпедирует интересы России?
— Не торпедирует. Эта игра просто усиливает китайскую позицию в переговорах с Москвой: Пекин демонстрирует, что может обойти Россию. Но есть важный момент. Учитывая нестабильность на Украине, Китай едва ли будет делать крупную ставку на предложение Саакашвили. Кроме того, решение губернатора Одесской области — это еще не решение украинского кабмина. Наконец, Пекин не может не понимать: обойти Россию — значит, потерять немалый российский рынок, а Поднебесной это совершенно не нужно.
Скорее всего, Китай какое-то время поиграет на российско-украинском конфликте, и ограничит сотрудничество с Киевом выгодными для себя инвестициями. А потом — вернется к обсуждению с Россией маршрута Шелкового пути Казань-Москва-Петербург…
— Китай активно выстраивает отношения с нынешней Украиной, и было бы наивно думать, что этому могут помешать наши особые отношения с Пекином, — считает политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. — Не следует забывать, что Россия занимает лишь девятое место по товарообороту в списке зарубежных торговых партнеров Поднебесной. А по ряду направлений Пекин и вовсе находится в конкурентных отношениях с Москвой — например, в сфере строительства АЭС.
«Новый Шелковый путь», который является политическим козырем нового китайского руководителя Си Цзиньпина — это очень крупный проект. Далеко не факт, что его удастся реализовать в полном объеме, особенно если учесть трудности, с которыми сталкивается сегодня китайская экономика. Но в любом случае, при реализации китайцы будут исходить исключительно из соображений экономической целесообразности.
Если Китай будет интересовать Ильичевский морской порт — ему будет совершенно безразлично, кто является губернатором Одесской области: Михаил Саакашвили или условный Сидор Сидоренко.
Словом, не приходится рассчитывать, что Россия будет «особым партнером» Поднебесной, и негативное отношение россиян к Саакашвили будет как-то учитываться при решении экономических вопросов.
— Предложение Саакашвили может быть принято Пекином?
— Думаю, это предложение не вписывается в китайский проект. И дело не в личности экс-президента Грузии, к которому россияне испытывают предубеждение.
Просто у китайского руководства уже имеется на руках «дорожная карта» проекта «Шелкового пути», и Ильичевского порта на этой карте нет. С другой стороны, стремление Украины поучаствовать в «Новом Шелковом пути» — это как раз та ситуация, про которую уместно сказать: никогда не говори «никогда»…
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня
Фото: ZUMA / ТАСС