Статьи

Почему Ельцин не хотел переезжать в Москву, и зачем его медкарта понадобилась Горбачеву

30 лет назад главу Свердловской области пригласили работать в столицу, а уже спустя 6 лет, на «Августовском путче», он окончательно утвердился в роли главы нового государства. «Комсомолка» узнала, как знаменитый земляк собирался в Златоглавую.

А ХВАТИТ ЛИ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ МОСКВЫ?

После смерти Константина Черненко в 1985-м году, место Генерального секретаря ЦК КПСС занял Михаил Горбачев, который сразу стал подтягивать в столицу новых людей. К тому моменту Борис Ельцин уже девять лет возглавлял Свердловский обком партии и зарекомендовал себя грамотным управленцем. При нем в регионе улучшилось снабжение продуктами, активно возводились экспериментальные поселки, спортивные центры, началось строительство первой ветки метро. Поэтому неудивительно, что талантливого руководителя в конце концов решили забрать в Москву. Но перед этим столичные чиновники решили проверить, а хватит ли у Ельцина здоровья для переезда в Златоглавую.

«Однажды у нас из специального сейфа пропала история его болезни. Нам надо, а ее две недели нет, – рассказывала журналистам «Комсомолки» в 1997-м году Карелия Шадрина, врач Свердловской спецбольницы, отвечавшая за здоровье Ельцина. – Это мы сейчас понимаем, что ее возили в Москву. Горбачев наверняка интересовался здоровьем Бориса Николаевича, прежде чем позвать его в столицу. Здоровью же тогда большое значение придавали. А у него история болезни нормальная была, тоненькая такая папочка».

А в начале апреля 1985 года, когда Борис Николаевич ехал по центру города, в его машине вдруг заиграл телефон – звонили по правительственной линии.

«Владимир Иванович (Долгих. В 1985-м году секретарь ЦК КПСС, – Ред.) поздоровался, спросил для вежливости, как дела, а затем сказал, что ему поручило политбюро сделать мне предложение переехать работать в Москву, в Центральный Комитет Партии, заведующим отделом строительства, – приводят слова первого президента РФ авторы книги «Первая жизнь» Бориса Ельцина». – Подумав буквально секунду-две, я сказал, что не согласен. Первый секретарь обкома партии Кириленко ушел секретарем ЦК, Рябов – секретарем ЦК, а меня назначают завотделом»

Такое решение московского начальства показалось Ельцину нелогичным. Он рассчитывал на большее. Впрочем, на следующий день ему позвонили вновь, и теперь уже не просто предложили, а обязали ехать в Москву.

«Расставаться со Свердловском было очень грустно. Здесь я оставлял друзей, товарищей. Здесь и родной Уральский политехнический, здесь прошел высшую школу производства, здесь и переход с хозяйственной работы на партийную, – признавался позже Борис Ельцин, – Да что там, собственно, вся жизнь здесь. Здесь женитьба, здесь две дочери и уже внучка. А потом, 54 года – тоже немало. По крайней мере, для того, чтобы менять и весь уклад, направление в работе»

Собственно поэтому о переезде «налегке» не было и речи. С собой Ельцин собрал всю свою обширную библиотеку. Книг была масса. Шутка ли, собирать литературу он начал еще в студенческие годы.

– У него в cвердловской квартире была комната, где одна стена была полностью заставлена стеллажами с книгами. В то время мы, конечно, все много читали, но до Бориса Николаевича нам было далеко, – разводит руками Августа Беспалова, однокурсница первого президента России. – Кроме книг, насколько я помню, он еще повез с собой 12 стульев, которые ему подарили на день рождения. Тогда все зачитывались романом Ильфа и Петрова. У нас один товарищ даже наизусть книгу заучил и постоянно цитировал Остапа Бендера. Вот и решил кто-то подарить Борису Николаевичу стулья на память.

КРИТИКОВАЛ ГОРБАЧЕВА

В столице Борис Ельцин быстро пошел в гору. Уже через три месяца он, как и хотел, стал секретарем ЦК КПСС по вопросам строительства. А к концу года – первым секретарем Московского городского комитета и кандидатом в члены Политбюро. Но в 1987-м году разразился скандал. На Пленуме ЦК КПСС он вдруг обрушился с критикой на перестройку и заявил о «культе личности» Горбачева. Это привело к тому, что подающий надежды политик оказался в опале. Свердловчане отреагировали сразу и начали проводить митинги в защиту земляка.

– Когда гонения начались, весь Свердловск и вся Пермь стояли за Ельцина, – вспоминает Юрий Пермяков, однокурсник Бориса Ельцина. – Мы разделяли его точку зрения. Да и потом, у нас ведь в России так принято – защищать человека, который подвергается гонениям.

Тем не менее, впоследствии опала не помешала Ельцину добиться победы на выборах народных депутатов СССР, которые состоялись в 1989-м году. А спустя год он одержал победу на выборах председателя Верховного Совета РСФСР. В тот год между ним и Горбачевым началось открытое противостояние. Приехав в 1990-м году на территорию своего оппонента в Свердловск, Михаил Сергеевич даже заявил журналистам «Комсомольской правды»:

«Некоторые качества Ельцина, которые проявлялись еще и здесь (в Свердловске, – прим. ред.)… мы учитывали, но думали: московская парторганизация, ответственность «перемелют» все это, издержки уйдут. Не получилось. А потом, по-моему, он избрал не лучший путь, пошел по пути конфронтации. Что мы получаем от него? Разве что критику в полной дозе. Что ж, это право каждого члена ЦК и депутата, его право. Но мне сейчас кажется, что потенциал его как политического деятеля все же невелик»

А уже в марте 1991 года свердловские депутаты решили поддержать предложение Ельцина о недоверии к Горбачеву. Вскоре прошел референдум, на котором жители страны высказались за необходимость введения поста президента РСФСР, и уже 12 июня 1991 года этот пост занял Борис Ельцин. В Свердловской области он собрал 84,4% голосов, а в РСФСР – 56,30%.

ВЫСТУПАЛ ПЕРЕД ГРАЖДАНАМИ НА ТАНКЕ

В августе 1991 года члены ГКЧП, недовольные решением о преобразовании СССР в Союз Суверенных Государств, заперли Михаила Горбачева на даче в Крыму. Исполняющим обязанности президента СССР стал его заместитель Геннадий Янаев. Начался Августовский путч. Президент РСФСР – Борис Ельцин – тогда выступил на стороне противников ГКЧП. Более того, во время путча по указу Ельцина в Свердловске был создан «запасной кабинет» правительства России, на случай, если бы ситуация вышла из-под контроля. С утра 19 августа военная техника правительственных войск заняла ключевые позиции на подступах к центру Москвы и Кремлю. Тогда же у Белого дома, ставшего центром сопротивления ГКЧП, стали собираться его защитники из числа простых людей. Именно они стали свидетелями знаменитого выступления Ельцина на танке. Забравшись на бронетехнику, президент РСФСР назвал действия путчистов «антиконституционным, государственным переворотом» и призвал людей дать им «достойный ответ». В итоге члены ГКЧП отступили. Войска начали покидать столицу, и Михаил Горбачев вернулся в Москву. При этом реорганизация СССР сорвалась, и впоследствии союзные республики стали объявлять о своей независимости.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.