Финансы

Слабый рубль сделал российские склады привлекательными для иностранцев

Склады оказались самым стабильным сегментом коммерческой недвижимости: по итогам 2015 года объем сделок на этом рынке может превысить прошлогодний уровень

Окно возможностей

Московский рынок складов может оказаться единственным сегментом всего рынка недвижимости, который по итогам года не только не упадет, но и вырастет, говорит директор по индустриальной и складской недвижимости консалтинговой компании Knight Frank Вячеслав Холопов. По подсчетам Knight Frank, объем сделок по аренде и продаже складских площадей в московском регионе по итогам года может составить порядка 850–900 тыс. кв. м против 817,3 тыс. в 2014 году. «На кризисный год, честно говоря, не похоже», — не без удовольствия отмечает Холопов.

Похожий, хотя и более консервативный прогноз у другого крупного консультанта — JLL. По его данным, в 2014 году объем заключенных в 2014 году сделок составил 950 тыс. кв. м. «Первоначально мы ожидали в этом году небольшого снижения — на 11%, до 850 тыс. кв. м, — говорит региональный директор и руководитель отдела складских и индустриальных помещений JLL Петр Зарицкий. — Однако, учитывая объем уже закрытых и закрывающихся сейчас сделок, можно говорить о том, что итоговый результат превзойдет этот уровень».

Рост спроса прежде всего обеспечили ретейлеры, преимущественно продуктовые, а также производственные и логистические компании — и это при том что в предыдущий кризис, в 2009 году, две последние категории были одними из самых проблемных, говорит Зарицкий.

Всего в этом году будет построено около 800 тыс. кв. м складов, ожидает Холопов из Knight Frank. «Большая часть — около половины — строились под клиента и на открытый рынок не вышли, в отличие от тех 300–400 тыс. кв. м, которые высвободились после пересмотра ранее заключенных контрактов», — объясняет он.

Рубль помог

Одна из причин сохранения объемов складских сделок — рекордное снижение ставки аренды по новым контрактам. Сейчас, по подсчетам Knight Frank, средняя ставка нового контракта в классе A составляет 4,3 тыс. руб. ($60 по курсу на 24 августа) за квадратный метр в год, в классе B — 3,3 тыс. руб. ($46,5). «Наши финансовые модели претерпели достаточно сильные изменения. Большинство новых договоров заключаются в рублях, а старые договоры нередко пересматриваются, фиксируясь в рублях и по иному курсу», — рассказывает начальник направления по работе с арендаторами УК MLP (входит в группу БИН семьи Гуцериевых — Шишханова) Илья Проничкин. Ставки аренды, номинированные в рублях, готовы предложить практически все собственники, и большинство договоров заключаются в российской валюте, подтверждает Вячеслав Холопов из Knight Frank.

Девелоперы признают, что, хотя по новым контрактам готовы заключать рублевые договоры, чтобы заполнить пустующие площади, стабилизированные долларовые контракты переводить в российскую валюту не торопятся. «Понимая, насколько нелегко нашим арендаторам выполнять условия по договорам аренды, мы прежде всего не стали индексировать ставок, отсрочки платежей, фиксируем ставки в рублях, преимущественно на квартал, за редким исключением на более длительный срок», — рассказывает Проничкин. Управляющий директор «Логопарк Девелопмент» Андрей Постников признается, что под активы с надежным долгосрочным арендатором с долларовой ставкой его компания привлекала валютный кредит и кардинально пересматривать условия договоров в таких случаях не готова. «В построенных, но не заполненных объектах сегодня возможны только рублевые ставки, уровень которых, однако, не позволяет продолжать строительство следующих очередей», — констатирует он.

Офисам и ТЦ пришлось хуже

С начала года уровень вакантности в московских ТЦ вырос с 6 до 9,1%, говорилось в июньском исследовании Knight Frank. Это максимальный объем пустующих площадей с 2009 года, утверждают аналитики компании. При этом продолжающиеся открытия новых ТЦ опускает ставки аренды в торговых объектах еще ниже: в среднем с начала года — на 5%, подсчитали в компании «Магазин магазинов». В некоторых сегментах падение было существенно выше, утверждают аналитики Knight Frank: ставки аренды в магазинах аксессуаров упали на 20%, одежды, обуви и бытовой техники — на 10%. В дальнейшем ставки продолжат падать, а с рынка продолжат уходить fashion-ретейлеры, многие из которых не способны даже покрывать коммунальные расходы, признается топ-менеджер одной из компаний — девелоперов торговой недвижимости.

На офисном рынке хуже всего себя чувствуют проекты в «Москва-Сити», где, по данным Colliers International, пустует 37% площадей. В среднем по Москве пустует 14,4% офисов. В дальнейшем будет еще хуже. В начале июля аналитики Cushman & Wakefield опубликовали отчет, в котором предсказали, что нынешний кризис станет самым тяжелым для рынка офисов Москвы. Уже в этом году ставки аренды лучших офисов столицы упадут на 25%, опустившись до 10-летнего минимума, а на восстановление рынка уйдет до пяти лет.

По итогам 2015 года ставки упадут до $600 за 1 кв. м в год, прогнозирует в C&W. Такими дешевыми качественные офисы в Москве были только в 2005 году, когда рынок только формировался. Даже в 2010 году, когда рынок достиг дна после кризиса 2008–2009 годов, ставки аренды были выше — $645.

Надежды на рост

Девелоперы признаются, что с падением ставок их прибыль сократилась в несколько раз. «О прибыли на складском рынке сегодня могут говорить только те, кто сумеет перестроить свои финансовые модели, максимально сократив издержки и проведя тотальное импортозамещение», — говорит исполнительный директор PNK Group Олег Мамаев. Но и PNK, у которой до 80% себестоимости строительства приходится на собственное и рублевое производства, не планирует пока начинать новых спекулятивных строек.

Мамаев, впрочем, уверен, что ставки должны вернуться к росту. В этом году не было запущено ни одного нового складского проекта, и с учетом ожидаемой во втором полугодии высокой активности арендаторов уже в ближайший год рублевые ставки пойдут вверх, считает он. «В отличие от рынка торговой и офисной недвижимости, склады оказались существенно более устойчивыми к кризису, из которого выйдут быстрее других сегментов», — соглашается Постников из «Логопарк Девелопмент».

Пока что падением ставок спешат воспользоваться иностранные инвесторы, желающие «войти» в складской актив, пока цены здесь находятся на дне, говорит Мамаев. Крупнейшей сделкой года (а одновременно и за всю историю рынка) стала покупка компанией Adidas 120 тыс. кв. м в комплексе «PNK Чехов-2». Как рассказали РБК представители двух консалтинговых компаний, не сумев договориться о новых условиях аренды, ретейлер решил, что с учетом курса ему выгоднее купить склад, причем не только тот, который он арендовал​, но и соседний, арендуемый компанией Enter.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.