Звездой проходящего в Жуковском XII Международного авиакосмического салона МАКС-2015 стал тяжелый многоцелевой истребитель пятого поколения — перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50, замечает Александр Хроленко.
Александр Хроленко, обозреватель МИА «Россия сегодня»
Многоцелевой истребитель-невидимка Т-50 создавался для качественного превосходства над предшественниками, противниками и конкурентами. Это ответ американским самолетам пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Невероятное рождение истребителя Т-50 в 90-е годы, устойчивое развитие проекта в неблагоприятных условиях свидетельствуют об уровне развития российской науки и прочности отечественного ОПК.
Тайное и явное превосходство
Многофункциональный истребитель Т-50 способен завоевывать господство в воздухе, поражать широкий спектр воздушных, наземных и морских целей. Полная техническая информация об этом самолете доступна лишь узкому кругу специалистов. Из открытых источников известно, что Т-50 по размаху крыла и длине больше F-22 и меньше Су-27, обладает радиолокационной малозаметностью, сверхзвуковой крейсерской скоростью до 2600 км в час без использования форсажа, способностью маневрирования с большими перегрузками. Возможно, серийный образец будет значительно отличаться от прототипов.
Одно из главных требований к истребителю пятого поколения —малозаметность, уменьшающая вероятность обнаружения противником. И форма планера Т-50 определена применявшимися при его проектировании технологиями снижения заметности.
Истребитель имеет интегральный планер, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным трапециевидным крылом, плавно сопряженным с широким фюзеляжем, который зрительно составляет почти половину размаха крыла.
Хвостовое оперение — цельноповоротные трапециевидные стабилизаторы и кили, установленные с развалом около 26°. Аэродинамический тормоз отсутствует, для увеличения лобового сопротивления применяется дифференциальное отклонение килей и стабилизаторов.
Благодаря широкому фюзеляжу Т-50, колея трехстоечного шасси составляет 5,5 м. Плоское днище фюзеляжа скрывает два внутренних отсека вооружения. На правой стороне носовой части самолета установлена авиапушка, на левой — выдвижная штанга для дозаправки в воздухе.
В конструкции широко использованы композиционные материалы (70% поверхности и 25% веса самолета). По сравнению с Су-27 в планере Т-50 в четыре раза меньше деталей, это позволяет сократить время изготовления, снизить цену.
Поразительно, что эта совершенная машина рождалась практически на энтузиазме, во времена, когда отечественную оборонку лихорадили реформы, приватизация, безденежье.
Тяга к совершенству
Уже на первом этапе испытаний опытная серия ПАК ФА оснащалась новейшими двигателями Рыбинского НПО «Сатурн» с цифровой системой управления и управляемым вектором тяги АЛ-41Ф-1 (изделие 117) с тягой по 15000 кг на форсаже и межремонтным ресурсом 4000 часов. Испытания двигателя завершены в 2006 году.
АЛ-41Ф1 удовлетворяет всем требованиям к истребителю пятого поколения — пара двигателей обеспечивает самолету сверхзвуковую крейсерскую скорость и тяговооруженность в 1,15 при нормальной взлетной массе (26 тонн). И все же основная характеристика российской боевой авиации — стремление к совершенству. Изделие 117 оказалось промежуточной моделью. Основными для серийных Т-50 станут двигатели, известные сегодня как «изделие 129», с форсажной тягой свыше 18000 кг и более высокой топливной эффективностью. Они обеспечат самолет тяговооруженностью более чем 1,3 при нормальной взлетной массе, и близкой к единице — при максимальной загрузке (это даст Т-50 исключительные динамические и маневренные характеристики).
Двигатель первого этапа АЛ-41Ф1 используется на прототипах самолета и первых серийных моделях, а двигатель второго этапа будет устанавливаться на более поздние партии ПАК ФА. Завершение опытно-конструкторских работ и поставка новейших двигателей (изделие 129) Министерству обороны России планируются на 2015 год, одновременно с началом поставок истребителя в войска.
Системы вооружения
Практически одновременно с разработкой нового истребителя создавали перспективные системы вооружения. Т-50 должен получить три типа новых ракет «воздух-воздух» (малой, средней и большой дальности).
Внешний вид истребителя (отсутствие видимых подвесок для ракет и бомб) позволяет предположить, что все оружие находится во внутренних отсеках. По информации корпорации «Тактическое ракетное вооружение», во внутренних отсеках самолета могут размещаться ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» малой и большой дальности, а так же до 4 ракет средней дальности.
В России разрабатываются образцы ракетного оружия, которые в два-три раза превосходят возможности своих предшественников и не уступают лучшим зарубежным аналогам. Серийное производство начнется в 2016 году.
К своей пушке ПАК ФА получит боеприпасы с высокой термостойкостью. Дополнительно предусмотрена возможность установки шести внешних узлов подвески, на которых истребитель может нести ракеты и бомбы весом до полутора тонн.
Единая информационная система боевого применения и управления Т-50 интегрирована с подсистемой обмена данными о целях с другими самолетами, обеспечивает взаимодействие и автоматизированный обмен информацией с командными пунктами, группами самолетов, разведывательными системами сухопутных войск, военно-космических сил и ВМФ.
Радиоэлектронная система ПАК ФА принципиально отличается от традиционной бортовой РЛС. На самолете установлена основная радиолокационная станция и несколько других активных и пассивных радиолокационных и оптико-локационных станций (умная обшивка).
Государственный приоритет
Минобороны РФ в ближайшее время закупит одну эскадрилью ПАК ФА. К 2020 году воздушно-космические силы получат 55 истребителей Т-50.
ПАК ФА не в одночасье стал приоритетом российского государства. Еще в 2008 году был смоделирован воздушный бой между F-35 и самым современным на тот момент российским истребителем Су-35 (проект Т-50 был тогда полностью засекречен). И вероятность победы американского истребителя не превысила 0,28. Обладая лучшей маневренностью, Су-35 в три раза чаще выходил в ракетные атаки и в 4,5 раза чаще эти атаки завершались поражением цели.
Возможности Т-50 намного выше, чем у Су-35. И стелс-технологии Т-50 гармонично увязаны с другими важными характеристиками истребителя, способного одержать победу в классическом воздушном бою и в высокотехнологичном противостоянии.
Опыт вооруженных конфликтов последних десятилетий показывает, что основным военным инструментом политики Запада является количественное и качественное превосходство в воздухе. Поэтому безусловным государственным приоритетом России становится противодействие воздушной агрессии, создание мощных и эффективных военно-космических сил. Реализация проекта Т-50 имеет огромное значение для обеспечения военной безопасности нашей страны, технологического прогресса в авиационной промышленности, сохранения коммерческих позиций на мировом рынке вооружений.
Инновационный проект ПАК ФА позволяет трансформировать мир. Так, Россия с Индией создали промышленное партнерство для совместной разработки и производства истребителя пятого поколения (FGFA) на основе российского Т-50.
Многоцелевой истребитель Т-50 создан в рамках программы «Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации» в ОКБ Сухого в конце 1990-х годов. В 2002 году проект Т-50 выиграл конкурс как наименее рискованный в реализации и полностью удовлетворяющий тактико-техническим требованиям. И в 2004 году утвержден Министерством обороны России.
Производство серии прототипов Т-50 начато в Комсомольске-на-Амуре в 2006 году, там же Т-50-1 совершил первый полет (29 января 2010 года). Программа испытаний ПАК ФА началась 29 апреля 2010 года в Жуковском. На первом этапе выполнено 16 полетов. На втором этапе испытывали вооружение, комплексы РЭБ, средства наблюдения в оптическом и ИК-диапазонах. Шесть опытных образцов Т-50 выполнили свыше 600 испытательных полетов.
При проектировании ПАК ФА учитывалась возможность палубного базирования. Разрабатывается корабельная модификация истребителя ПАК КА.
Зарубежные оценки
По мнению зарубежных экспертов, американский истребитель будущего F-35 станет легкой добычей для российского самолета пятого поколения Т-50.
Американцы отмечают главное достоинство F-35 — малую заметность для радаров. Однако руководитель аналитического агентства Air Power Australia Карло Копп считает F-35 не соответствующим большинству требований к истребителю пятого поколения. Плохая маневренность, низкая крейсерская скорость, недостаточная мощность двигателя и слабое вооружение приближают Lightning II к самолетам поколения 4+.
В 2014 году американский эксперт по военным вопросам Дейв Маджумдар рассмотрел возможности новейшего российского истребителя пятого поколения Т-50 и американского F-22 Raptor в публикации The National Interest и пришел к выводу, что ПАК ФА с большой вероятностью станет серьезным противником для американских истребителей пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
Опасения Дейва Маджумара разделил и экс-начальник разведки ВВС США генерал-лейтенант Дейв Дептула. Генерал отметил, что у Т-50 характеристики поворотливости в сочетании с отклонением вектора тяги, поверхности хвостового оперения лучше, чем у F-35, и к тому же ПАК ФА обладает отличной аэродинамической конструкцией. Маджумдар считает, что Т-50 больше подходит для завоевания превосходства в воздухе, чем многоцелевой и ударный F-35.
Истребители Т-50 планируют приобрести ВВС Перу. По расчетам перуанских военных аналитиков, для сдерживания потенциального противника им было бы достаточно трех авиационных комплексов.
Разработка истребителей пятого поколения, в том числе тяжелого класса, ведется также в КНР, Японии, Южной Корее. Вопрос о создании национального истребителя изучается в Турции.