Армия

Истребитель-невидимка Т-50 — звезда салона МАКС-2015

Звездой проходящего в Жуковском XII Международного авиакосмического салона МАКС-2015 стал тяжелый многоцелевой истребитель пятого поколения — перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50, замечает Александр Хроленко.

Александр Хроленко, обозреватель МИА «Россия сегодня»
Многоцелевой истребитель-невидимка Т-50 создавался для качественного превосходства над предшественниками, противниками и конкурентами. Это ответ американским самолетам пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Невероятное рождение истребителя Т-50 в 90-е годы, устойчивое развитие проекта в неблагоприятных условиях свидетельствуют об уровне развития российской науки и прочности отечественного ОПК.

Тайное и явное превосходство

Многофункциональный истребитель Т-50 способен завоевывать господство в воздухе, поражать широкий спектр воздушных, наземных и морских целей. Полная техническая информация об этом самолете доступна лишь узкому кругу специалистов. Из открытых источников известно, что Т-50 по размаху крыла и длине больше F-22 и меньше Су-27, обладает радиолокационной малозаметностью, сверхзвуковой крейсерской скоростью до 2600 км в час без использования форсажа, способностью маневрирования с большими перегрузками. Возможно, серийный образец будет значительно отличаться от прототипов.

Одно из главных требований к истребителю пятого поколения —малозаметность, уменьшающая вероятность обнаружения противником. И форма планера Т-50 определена применявшимися при его проектировании технологиями снижения заметности.

Истребитель имеет интегральный планер, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным трапециевидным крылом, плавно сопряженным с широким фюзеляжем, который зрительно составляет почти половину размаха крыла.
Хвостовое оперение — цельноповоротные трапециевидные стабилизаторы и кили, установленные с развалом около 26°. Аэродинамический тормоз отсутствует, для увеличения лобового сопротивления применяется дифференциальное отклонение килей и стабилизаторов.

Благодаря широкому фюзеляжу Т-50, колея трехстоечного шасси составляет 5,5 м. Плоское днище фюзеляжа скрывает два внутренних отсека вооружения. На правой стороне носовой части самолета установлена авиапушка, на левой — выдвижная штанга для дозаправки в воздухе.

В конструкции широко использованы композиционные материалы (70% поверхности и 25% веса самолета). По сравнению с Су-27 в планере Т-50 в четыре раза меньше деталей, это позволяет сократить время изготовления, снизить цену.

Поразительно, что эта совершенная машина рождалась практически на энтузиазме, во времена, когда отечественную оборонку лихорадили реформы, приватизация, безденежье.

1181225599

Тяга к совершенству

Уже на первом этапе испытаний опытная серия ПАК ФА оснащалась новейшими двигателями Рыбинского НПО «Сатурн» с цифровой системой управления и управляемым вектором тяги АЛ-41Ф-1 (изделие 117) с тягой по 15000 кг на форсаже и межремонтным ресурсом 4000 часов. Испытания двигателя завершены в 2006 году.

АЛ-41Ф1 удовлетворяет всем требованиям к истребителю пятого поколения — пара двигателей обеспечивает самолету сверхзвуковую крейсерскую скорость и тяговооруженность в 1,15 при нормальной взлетной массе (26 тонн). И все же основная характеристика российской боевой авиации — стремление к совершенству. Изделие 117 оказалось промежуточной моделью. Основными для серийных Т-50 станут двигатели, известные сегодня как «изделие 129», с форсажной тягой свыше 18000 кг и более высокой топливной эффективностью. Они обеспечат самолет тяговооруженностью более чем 1,3 при нормальной взлетной массе, и близкой к единице — при максимальной загрузке (это даст Т-50 исключительные динамические и маневренные характеристики).

Двигатель первого этапа АЛ-41Ф1 используется на прототипах самолета и первых серийных моделях, а двигатель второго этапа будет устанавливаться на более поздние партии ПАК ФА. Завершение опытно-конструкторских работ и поставка новейших двигателей (изделие 129) Министерству обороны России планируются на 2015 год, одновременно с началом поставок истребителя в войска.

Системы вооружения

Практически одновременно с разработкой нового истребителя создавали перспективные системы вооружения. Т-50 должен получить три типа новых ракет «воздух-воздух» (малой, средней и большой дальности).

Внешний вид истребителя (отсутствие видимых подвесок для ракет и бомб) позволяет предположить, что все оружие находится во внутренних отсеках. По информации корпорации «Тактическое ракетное вооружение», во внутренних отсеках самолета могут размещаться ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» малой и большой дальности, а так же до 4 ракет средней дальности.
В России разрабатываются образцы ракетного оружия, которые в два-три раза превосходят возможности своих предшественников и не уступают лучшим зарубежным аналогам. Серийное производство начнется в 2016 году.

К своей пушке ПАК ФА получит боеприпасы с высокой термостойкостью. Дополнительно предусмотрена возможность установки шести внешних узлов подвески, на которых истребитель может нести ракеты и бомбы весом до полутора тонн.

Единая информационная система боевого применения и управления Т-50 интегрирована с подсистемой обмена данными о целях с другими самолетами, обеспечивает взаимодействие и автоматизированный обмен информацией с командными пунктами, группами самолетов, разведывательными системами сухопутных войск, военно-космических сил и ВМФ.

Радиоэлектронная система ПАК ФА принципиально отличается от традиционной бортовой РЛС. На самолете установлена основная радиолокационная станция и несколько других активных и пассивных радиолокационных и оптико-локационных станций (умная обшивка).

Государственный приоритет

Минобороны РФ в ближайшее время закупит одну эскадрилью ПАК ФА. К 2020 году воздушно-космические силы получат 55 истребителей Т-50.

ПАК ФА не в одночасье стал приоритетом российского государства. Еще в 2008 году был смоделирован воздушный бой между F-35 и самым современным на тот момент российским истребителем Су-35 (проект Т-50 был тогда полностью засекречен). И вероятность победы американского истребителя не превысила 0,28. Обладая лучшей маневренностью, Су-35 в три раза чаще выходил в ракетные атаки и в 4,5 раза чаще эти атаки завершались поражением цели.
Возможности Т-50 намного выше, чем у Су-35. И стелс-технологии Т-50 гармонично увязаны с другими важными характеристиками истребителя, способного одержать победу в классическом воздушном бою и в высокотехнологичном противостоянии.

Опыт вооруженных конфликтов последних десятилетий показывает, что основным военным инструментом политики Запада является количественное и качественное превосходство в воздухе. Поэтому безусловным государственным приоритетом России становится противодействие воздушной агрессии, создание мощных и эффективных военно-космических сил. Реализация проекта Т-50 имеет огромное значение для обеспечения военной безопасности нашей страны, технологического прогресса в авиационной промышленности, сохранения коммерческих позиций на мировом рынке вооружений.

Инновационный проект ПАК ФА позволяет трансформировать мир. Так, Россия с Индией создали промышленное партнерство для совместной разработки и производства истребителя пятого поколения (FGFA) на основе российского Т-50.

Многоцелевой истребитель Т-50 создан в рамках программы «Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации» в ОКБ Сухого в конце 1990-х годов. В 2002 году проект Т-50 выиграл конкурс как наименее рискованный в реализации и полностью удовлетворяющий тактико-техническим требованиям. И в 2004 году утвержден Министерством обороны России.

Производство серии прототипов Т-50 начато в Комсомольске-на-Амуре в 2006 году, там же Т-50-1 совершил первый полет (29 января 2010 года). Программа испытаний ПАК ФА началась 29 апреля 2010 года в Жуковском. На первом этапе выполнено 16 полетов. На втором этапе испытывали вооружение, комплексы РЭБ, средства наблюдения в оптическом и ИК-диапазонах. Шесть опытных образцов Т-50 выполнили свыше 600 испытательных полетов.
При проектировании ПАК ФА учитывалась возможность палубного базирования. Разрабатывается корабельная модификация истребителя ПАК КА.

Зарубежные оценки

По мнению зарубежных экспертов, американский истребитель будущего F-35 станет легкой добычей для российского самолета пятого поколения Т-50.

Американцы отмечают главное достоинство F-35 — малую заметность для радаров. Однако руководитель аналитического агентства Air Power Australia Карло Копп считает F-35 не соответствующим большинству требований к истребителю пятого поколения. Плохая маневренность, низкая крейсерская скорость, недостаточная мощность двигателя и слабое вооружение приближают Lightning II к самолетам поколения 4+.

В 2014 году американский эксперт по военным вопросам Дейв Маджумдар рассмотрел возможности новейшего российского истребителя пятого поколения Т-50 и американского F-22 Raptor в публикации The National Interest и пришел к выводу, что ПАК ФА с большой вероятностью станет серьезным противником для американских истребителей пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lightning II.

Опасения Дейва Маджумара разделил и экс-начальник разведки ВВС США генерал-лейтенант Дейв Дептула. Генерал отметил, что у Т-50 характеристики поворотливости в сочетании с отклонением вектора тяги, поверхности хвостового оперения лучше, чем у F-35, и к тому же ПАК ФА обладает отличной аэродинамической конструкцией. Маджумдар считает, что Т-50 больше подходит для завоевания превосходства в воздухе, чем многоцелевой и ударный F-35.

Истребители Т-50 планируют приобрести ВВС Перу. По расчетам перуанских военных аналитиков, для сдерживания потенциального противника им было бы достаточно трех авиационных комплексов.
Разработка истребителей пятого поколения, в том числе тяжелого класса, ведется также в КНР, Японии, Южной Корее. Вопрос о создании национального истребителя изучается в Турции.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.