Стратеги Минобороны Украины завершили проработку основных документов оборонного планирования, целью которых стало «военное сдерживание» армии Новороссии в Донбассе. Об этом 25 августа заявила официальный представитель ведомства полковник Виктория Кушнир.
По ее словам, министерство также завершило подготовку концепции развития сектора безопасности и обороны, государственной целевой оборонной программы развития вооружения и военной техники ВС на 2015−2020 годы и стратегического оборонного бюллетеня Украины.
Но если отойти от популистских законов и стратегий, которых в Киеве принимается и утверждается немерено (чего только стоит подписанный ПетромПорошенко 26 мая указ, утвердивший стратегию безопасности страны на ближайшие годы), то, судя по заявлениям представителей народных республик Донбасса, власти Украины в скором времени готовятся взять «очередной реванш» на Востоке страны.
20 августа спикер министерства обороны ДНР Эдуард Басурин сообщил о раскрытых планах Киева начать новое наступление в Донбассе и взять в «котел» Донецк и Луганск. По его словам, Генштаб Украины планирует нанести поражение силам ополченцев и выйти на границу с Россией двумя сходящимися ударами в направлении населенного пункта Успенка. По словам Басурина, силовики ВСУ устанавливают макеты боевой техники и артиллерии на линии соприкосновения — этим они пытаются спровоцировать армию Донецкой народной республики на ведение огня. В штабе ЛНР также подтвердили, что киевские войска планируют широкомасштабные наступления, и полный захват республики к середине осени.
По информации Басурина, общая численность подразделений составляет: личного состава — более 90 тыс. человек, танков — около 450, БМП (БТР) — более 2,5 тыс., 5 ракетных комплексов «Точка-У», 20 единиц РСЗО, артиллерийских орудий и минометов — более одной тысячи, противотанковых средств — более 3,5 тыс. единиц.
Несмотря на столь мощную группировку, стянутую к границам народных республик,официальный представитель Госдепартамента Джон Кирби заявил, что власти США не видят приготовления Украины к наступательным действиям. Он также заявил, что приветствует встречу в Берлине между Порошенко, Олландом иМеркель, которая состоялась 24 августа — в День независимости Украины. При этом представитель Госдепа повторил позицию Вашингтона о том, что агрессией на Востоке Украины занимаются «Россия и ополченцы».
Отметим, что 90-тысячная группировка ВСУ стоит в районах, где далеко не все местные жители поддерживают реваншистские стремления Киева. Содержать и обеспечивать такой контингент всем необходимым довольно затратно, тем более для страны, которая находится в крайне сложном экономическом положении. И если разведка ДНР действительно получила верные сведения из украинского Генштаба, то когда из Киева будет отдан приказ о наступлении?
Как говорят политологи, вероятнее всего, украинского президента вызывали в Берлин для того, чтобы объяснить ему, что нужно не воевать, а выполнять Минские соглашения. Но как заявил Басурин, несмотря на попытки лидеров Германии и Франции снять напряженность в Донбассе, ВСУ продолжили обстрелы ДНР из вооружений, запрещенных Минскими соглашениями.
Военный эксперт Анатолий Несмеян (Эль-Мюрид) обращает внимание на тот факт, что в сентябре военнослужащие Украины, призванные в ряды ВС во время третьей волны мобилизации, будут уволены в запас.
— Так что, группировка ВСУ уже через месяц будет существенно сокращена. Кроме того, 90 тысяч — это, конечно, приличная величина контингента, но не для такой огромной территории, на которой он располагается. Я напомню, что в свое время в Чечне 100-тысячная группировка наших войск располагалась на гораздо меньшей территории, и как-то справлялась, несмотря на то, что местное население, мягко говоря, было настроено не лояльно к федеральному центру. Поэтому, по идее, у ВСУ не должно быть больших проблем со снабжением продовольствием и боеприпасами, это все-таки не 400-тысячная группировка.
Теперь что касается дальнейшего развития ситуации. Обстрелы со стороны ВСУ, конечно, есть, но, думаю, ситуация в режиме ожидания продлится еще две недели, а затем, если наступления не случится, вероятность масштабных операций быстро пойдет на спад. Все-таки впереди сезон дождей, а наступать по черноземным полям во время ливней — не самый удобный способ для ведения боевых действий. Осуществлять маневры по дорогам — означает сразу же стать удобной мишенью для ополченцев Донбасса. Если ВСУ и затевать наступление, то предельный срок для этого — первая декада сентября.
Замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин говорит, что группировки на линии соприкосновения могут стоять очень долго, при этом не переходя к крупным войсковым операциям.
— На армяно-азербайджанской линии фронта группировки с обеих сторон без движения стоят уже 21 год. И простоят там еще неизвестно сколько. Я уж не говорю про то, что Индия и Пакистан в Кашмире держат группировки аж с 1949 года.
Поэтому и на Украине конфликт может очень долго сохраняться в стадии заморозки. Это при том, что обе стороны уже давно бы развязали против друг друга боевые действия, но им это запрещают делать извне. Вот никто и не хочет начинать первым. В этом смысле минские договоренности оказались все-таки эффективными, хотя с содержательной стороны они безнадежны. Понятно, что поддержка войск на линии соприкосновения в боевой готовности — вещь затратная, но, тем не менее, для войны это не аргумент.
Что касается времени для начала боевых действий, то в принципе оно может быть любым. Понятно, что весной и осенью вести войну не так удобно. Но все-таки сейчас техника позволяет воевать в любое время года, хотя, конечно, с разной степенью эффективности.
Однако представитель ДНР в Ростовской области Эдуард Попов убежден, что Киев все равно развяжет войну против Донбасса. Хотя бы для того, чтобы вновь увести внимание общественности от внутренних проблем страны.
— Что говорит в пользу того, что война все-таки начнется? Украина привела войска в состояние повышенной боеготовности, делаются проходы в минных полях, звучит воинственная риторика. А самое главное — Украина терпит поражение за поражением на финансовом поле. На мой взгляд, главный аргумент возобновления войны в достаточно скором времени — это именно аховая ситуация во внутренних вопросах. Всегда в таких случаях у нерадивых руководителей государства возникает искушение решить эти проблемы (или отвести от них внимание) за счет нахождения и уничтожения внешнего врага.
Замечу, что сейчас на Украине из 10 имеющихся ГЭС две остановлены, еще две — на стадии закрытия. А уголь для этих ГЭС идет с территории, неподконтрольной Киеву. Украина находится на пороге холодной и голодной зимы. С 1 сентября будет в очередной раз повышены тарифы на электроэнергию. Когда начнутся холода, то веерные отключения усилятся по всей стране, поскольку возрастет энергозатратность коммунального хозяйства, частного сектора. А под канонаду артиллерийских орудий будут не так слышны голоса населения, возмущенного плохим состоянием социально-экономического сектора.
Часто можно слышать такое мнение: украинское руководство понимает слабость своей армии, поэтому не отдаст приказ о наступлении. Я считаю, что это аргумент для политиков, которые руководствуются здравым смыслом. Но украинская политика — это все что угодно, только не здравый смысл.
Кроме того, армейские офицеры и командиры нацбатальонов так же заинтересованы в том, чтобы решить проблему в Донбассе, разрубив гордиев узел. Офицеры понимают, что держать крупную вооруженную группировку на линии соприкосновения с противником, не отдавая приказа о наступлении, значит подвергать армию риску быть разложенной изнутри. Тем более что Украина некоторую работу над ошибками провела. Американцы подготовили отдельные подразделения ВСУ, снабдили их оружием. В общем, Украина не зря скопила весь имеющийся у нее вооруженный кулак на линии противостояния с Донбассом.
— А что касается внешнего фактора? Западные кураторы Украины заинтересованы в новом обострении конфликта?
— Конечно, Франция и Германия не хотят возобновления войны. Их интересам в Европе отвечает даже худо-бедное соблюдение Минских соглашений. Но лидеры европейских государств зависимы от Вашингтона. А в американском политическом истеблишменте также нет монолита по украинскому вопросу. Но, на мой взгляд, в Вашингтоне все-таки придерживаются следующей позиции — что бы не произошло на Востоке Украины, это в любом случае будет играть против главного конкурента — России. Ведь даже сейчас в ситуации неопределенности мы несем серьезные издержки, в том числе и финансовые, поддерживая гуманитарную сферу Донбасса, принимая у себя тысячи беженцев. Но еще более выгодна для Штатов война на российском приграничье, которая создаст для нас еще больше сложностей.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня
Фото: Николай Лазаренко/ пресс-служба президента Украины/ ТАСС