События, которые сейчас происходят на мировых «лотерейных» площадках, сейчас не описывает только ленивый. Учитывая, что данные события искусно готовились и будут иметь далеко идущие последствия, я не могу остаться в стороне. Но описывать их я буду с не совсем обычной стороны: через призму мирового противостояния США и союза Китая и России.
В понедельник весь мир следил за событиями на биржах. Очередной обвал китайского фондового рынка был по эстафете подхвачен азиатскими, европейскими и затем американскими «тотализаторами». Все бы ничего и не стоило бы об этом говорить, если бы не стойкое ощущение искусственности.
Что меня насторожило
Пузырь на китайском фондовом рынке не мог иметь таких глобальных последствий, если бы дело было только в нем.
Первый обвал китайской биржи случился в конце июня. В июле китайские индексы штормило уже намного сильнее. Но руководство КНР действовало быстро, как по нотам. Была выделена огромная сумма для пресечения панических распродаж: 3 триллиона юаней (около 483 миллиардов долларов). Многие держатели как по команде объявили, что они на рынке до стабилизации не играют и… все практически успокоилось.
Мировые площадки отреагировали вяло и как-то нехотя, несмотря на обвал Шанхайской биржи в 30%. Создалось впечатление, что китайское руководство провело заранее спланированную операцию по сдуванию фондового пузыря, начавшего пугать китайское правительство уже в конце 2014 года.
Чтобы понять суть проблемы, надо вспомнить недавнюю историю. Начавшийся в 2007-м и до сих пор идущий кризис по Китаю прошелся намного слабее, чем по той же России, Европе или США. Китай сбавил экономический рост, но и только. Даже обвал 2009 года не стал причиной рецессии. Китайское правительство быстро переключило экономику страны на внутренний рынок, стимулируя это ускоренным ростом доходов населения. С 2007 по 2015 годы минимальная з/п в стране выросла почти в 2,5 раза. Ежегодный ее рост составлял 11-15%. В целом по промышленности з/п выросла почти в ТРИ раза. Фактически мировой кризис, затеянный США в 2007 году, никак не затронул Китай. Наоборот, относительно своих конкурентов он стал еще крепче. И с этим надо было что-то делать…
Как и с военным потенциалом России, который в эти же годы рос, несмотря ни на что. Совместно экономика Китая и вооруженные силы России стали для США угрозой №1. Вашингтон откровенно проигрывал гонку за мировое лидерство новым-старым конкурентам.
То, что США сознательно идут на обострение ситуации в любой точке мира, говорит не о том, что они могут себе это позволить. Нет, это говорит о том, что они не могут себе позволить ждать дальше. Ждать того момента, когда Китай и Россия уже не будут просить Америку подвинуться на троне. Они просто выстроят рядом новый.
Россию начали дестабилизировать при помощи конфликтов на ее границах и создания условий для ее конфронтации с Европой.
Для Китая была выбрана другая схема… Пузырь на фондовой бирже начал надуваться как бы из ниоткуда в конце лета 2014 года. Мощнейшая информационная «атака» в прессе, показавшая, как выгодно вкладываться в фондовый рынок Китая, решала для заказчика (США) одну большую комплексную задачу: изъятие денег из реального сектора потребления страны и перевод их в виртуальный фондовый рынок. Таким образом, достигался комплексный успех: торможение китайской экономики и накачка опасного для стабильности страны пузыря.
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы предсказать последствия: рано или поздно экономика затормозится настолько, что можно будет одним мощным информационным ударом вызвать глобальную мировую бурю, которая сметет всех оставшихся конкурентов.
Уже в декабре было понятно, что США удалось запустить цепную реакцию роста на фондовых рынках Китая. Было только делом времени, когда США посчитают нужным вызвать бурю. Китай благоразумно решил не ждать и ударил на опережение, пока Вашингтон был … не готов. Поэтому в июле бури на мировых площадках не случилось. А значит США к июльскому падению китайского фондового рынка не имели никакого отношения. Произошел фальстарт, который грозил США разрушением их стратегии борьбы. Китайское руководство, применив стратегию упреждающего сдувания фондового пузыря, фактически возвращало ситуацию в первоначальное русло. Деньги возвращаются в экономику и толкают ее вперед, решая проблему роста. США не имели права ждать.
И последовал август, когда намного менее сильное падение Шанхайской биржи имело следствием мировое финансовое цунами.
18 августа началось падение американских рынков (китайский в это время, кстати, хоть и лихорадило, но не критично, даже уже привычно), превратившееся 20 августа в стремительное. А 24 августа в мире началась «паника».
А перед этим Китай, еще в июле обвинивший Запад и США в дестабилизации китайской экономики, начал беспрецедентный слив американских ценных бумаг: 106 млрд долларов за 2 недели, а всего за июль-август (пока неполный) около 140 млрд долларов. Вдобавок Китай девальвировал юань почти на 4%.
Прелюдия окончена. Собственно, мы возвращаемся к уже привычному сюжету. США пытается атаковать, Китай защищается. Причем очень успешно.
Теперь, наметив версию, можно использовать ее в приложении к другим событиям, которые произошли в последний год. И посмотреть, что получилось.
Как мы помним, противостояние идет по линии: Китай плюс Россия против США. В 2013 году главный удар получила Россия. Самая острая фаза кризиса для Москвы была в феврале-мае 2014 года. Уже с середины июня стало понятно, что главных задач на Украине США быстро не достигнут и, скорее всего, застрянут там надолго. Россия упрямо не собиралась вступать напрямую в военный конфликт на Донбассе и открытое противостояние с Европой. Наоборот, пойдя на переговоры с Киевом в Нормандском формате 6 июня 2014 года, попыталась перехватить инициативу. Что привело США к потере темпа и вероятному проигрышу партии.
Смена стратегии уничтожения главных противников стала необходимой. Согласно ей, затягивая войну на Украине и сковывая Россию проблемами на границах (Армения, Казахстан, который ждет своего часа), США бьют по экономике Китая. Мировая экономика сваливается в новую фазу острого кризиса, сырьевые рынки падают вслед за Китаем. «Союзники» лишаются точек опоры в виде сбалансированной экономики и бездефицитных финансов.
Июль-август уже обошелся Китаю в 20% золотовалютных резервов.
Далее, кризис внутри России и Китая нарастает, и инициируются внутренние политические проблемы.
Удобнее всего для нового удара октябрь-ноябрь 2015 года. Видимо, на это время и планируется острая фаза экономического кризиса. Как и в 2008 году.
И в конце происходит резкий разворот ситуации в пользу США, которые одновременно с поражением главных конкурентов остаются единственной тихой гаванью в на фоне суперкризиса в Евразии.
Это в задумке. Но очень похоже, что Китай сыграл на опережение, и сейчас инициатива на его стороне. Потери есть, но они терпимы. Появился железобетонный аргумент для слива американской «макулатуры», чем Поднебесная и занимается.
Нефтяной след
Масла в огонь должен был добавить и рынок нефти. Обрушение его в нужный момент должны были обеспечить Саудовская Аравия и … Иран. Один по замыслу, другой под гнетом обстоятельств. В июне 2014 года США и Европа объявили, что принято принципиальное решение о снятии санкций с Исламской Республики Иран. Это решение, конечно, не открывало Ирану рынок нефти, но позволяло правительствам Западных стран стать тем вентилем, который мог в любой момент открыть еще один нефте-газовый кран мира для снижения цен на сырьевых рынках. 2015 год стал годом медленного роста иранского энергетического экспорта, а главный удар по «конкурентам» намечен на 1 января 2016 года, когда иранская нефть сможет экспортироваться в страны ЕС.
Последнее время Саудовская Аравия создает на рынке избыток нефти, игнорируя все просьбы коллег по ОПЕК согласовать программу сокращения добычи. Теперь все эти маркеры (война на Украине, искусственное торможение Китая, допуск Ирана на рынки нефти и газа, бешеная и неоправданная здравым смыслом гонка саудитов за нефтяным валом) складываются в стройную картину этапов гибридной войны США за сохранение своей мировой гегемонии.
Последствия
Каковы могут быть последствия? На самом деле, ничего неожиданного не произошло. Идет война, глобальная, в гибридной форме. Противники наносят друг другу удары, нащупывая слабые места, и защищаются от контрвыпадов противника.
Россия. Для меня очевидно, что если события будут развиваться по аналогичному сценарию, то в России осенью будет попытка дестабилизации (очень много маркеров подготовки). Скорее всего, не успешная (потому как я вижу такое же количество маркеров контрработы в этом направлении), но которая должна отвлечь внимание России от проблем за ее границами: Украина, Казахстан, Ближний Восток и т.д.
Под дестабилизацией я понимаю возможные системные теракты, попытка разыграть карту национальной розни.
США. Для Вашингтона все поставлено на карту. Для него ничего не меняется. Мировой гегемон пытается отстоять свое право единолично грабить весь мир. А потому не стоит надеяться на договоренности, которые будут соблюдаться только до того момента, пока это выгодно. Да никто и не питает никаких иллюзий на этот счет. Маски сброшены, пушки (гибридные) заряжены. На действия США сильное влияние оказывают выборы, до которых осталось чуть более года.
Главная проблема Штатов, и тут я согласен с Бжезинским и Киссинджером, сейчас состоит в том, что сроки планирования сдвинуты. Все политические операции Белого Дома производятся на перспективу 4 и 8 лет. Не более. Это уже стало причиной поражения в Китае (Китай вернулся к политике союза с Россией). Если к этому союзу присоединится и Германия, то никакие краткосрочные выигрыши не смогут перевесить долгосрочных проигрышей.
Европа. Она получит еще одно кровопускание в виде усиления падения экономики. Рецессия экономики, которая и так уже стояла на пороге, практически предрешена. Насколько она будет глубока, зависит от перипетии главных сражений. Если Европа «не одумается», то ей гарантирована и внутренняя дестабилизация.
Китай. Пекин как умный союзник очень долго загребал жар руками России. Не его вина, что США вначале ударила по России. Но он сделал все для того, чтобы получить на этом максимальную выгоду. Теперь китайский экономический фронт и возможная дестабилизация на его границах немного «подравняет» участие союзников в глобальной войне. Однозначно можно восхищаться тем, как Китай решил проблему фондового рынка. Быстро, четко и комплексно. Это не позволит ему избежать проблем, но в любом случае сильно их ослабит.
Украина. Я понимаю усмешку (мол, а что от Украины зависит). И смеющиеся будут правы. Но это моя Родина и я не могу не переживать за нее. Украинский фронт борьбы против России для США был главным в 2013 и первой половине 2014 года. К концу прошлого года он стал одним из фронтов. Если глобальная дестабилизация произойдет, то украинский фронт грозит затеряться в перечне американских проблем, со всеми вытекающими для страны проблемами.
Фото Politrussia
1 комментарий
грамотно, интересно, твитнул