28 августа президент Польши Анджей Дуда впервые посетил Германию с официальным визитом. Эта поездка стала вторым вояжем польского президента с момента вступления в должность 6 августа. В качестве первого пункта назначения Дуда избрал Эстонию, что наблюдатели называют весьма показательным шагом. Эта страна считается одной из самых проамериканских в Европе, а партию Дуды «Право и справедливость» называют евроскептиками и американистами даже по польским меркам.
Анджей Дуда начал свой визит в Германию со встречи с немецким коллегойЙоахимом Гауком и министром иностранных дел Франком-Вальтером Штайнмайером. Встреча с Ангелой Меркель должна пройти позже. Судя по всему, у Дуды на нее большие планы. Польские издания вышли с амбициозными заголовками типа «Анджей Дуда покоряет Берлин».
Еще после визита в Эстонию польский лидер сообщил, какие вопросы он намерен обсуждать с канцлером Германии. Это не только и не столько двусторонние отношения между странами, но и общеевропейская политика, международная повестка и, конечно, украинский вопрос.
По словам Дуды, он собирается поговорить с Меркель об усилении давления на Россию и выступить за увеличение присутствия НАТО в Центральной и Восточной Европе, в том числе в Польше. Он также намерен предложить Меркель расширить так называемый нормандский формат переговоров, в который входят Россия, Украина, Германия и Франция. Дуда считает, что в нем должны участвовать США, как мировая держава, с который «Россия должна считаться», а также «сильные европейские государства» и соседи Украины, в том числе, конечно, Польша.
Примечательно, что инициатива Дуды ни у кого не вызвала энтузиазма, в том числе у его собственного министра иностранных дел Гжегожа Схетыны. «Высказывание президента Дуды по поводу изменения формата переговоров по ситуации в Украине было неуместно», — заявил он, добавив, что узнал о нем только из СМИ. Впрочем, Схетына представляет конкурирующую партию «Гражданская платформа», поэтому может позволить себе критические высказывания.
Но даже президент Украины Петр Порошенко после своего визита в Берлин 24 августа заявил, что не видит необходимости в расширении нормандского формата. Его поддержали и немецкие политики. Тем не менее, Дуда продолжает гнуть свою линию. За день до визита он вновь поднял вопрос о пересмотре формата переговоров. «Минские договоренности завершаются 31 декабря. Вопрос: что дальше? И об этом хочу говорить в Берлине, поскольку это происходит за нашей границей и это важно для нашей безопасности», — заявил Дуда в интервью телеканалу TVP.
Такое упорство может вызвать недовольство Германии, как и позиция Польши по другим вопросам. Например, Дуда заявил, что Польша не будет принимать мигрантов из Африки (а в Евросоюзе, как известно, есть планы по равномерному распределению беженцев по всем странам), так как готовится принять «сотни тысяч беженцев из Украины». Во-первых, Польша удовлетворила лишь считанные прошения украинцев о предоставлении статуса беженца. Большинство громадян находятся в Речи Посполитой в статусе гастарбайтеров. Во-вторых, не совсем понятно, почему Дуда ждет сотен тысяч беженцев именно сейчас. Больше похоже на попытку отказаться от нежелательной европейской повинности.
Похоже, что новый польский президент намерен перехватить у прибалтийских стран титул антироссийского и проамериканского флагмана в Европе. Но заместитель генерального директора Центра политической информации Алексей Панинсомневается, что расширение нормандского формата, и уж тем более участие в нем Польши, действительно в русле политики США.
— Для начала нужно понять, в чем вообще заключаются интересы США на Украине. В последнее время Америка несколько дистанцировалась от происходящих там событий. Складывается ощущение, что ситуация, в которой Украина представляет своего рода буферную зону и является уже не государственным, а квазигосударственным формированием вполне устраивает Вашингтон. Поэтому вопрос об интересах США в «незалежной» сейчас открыт.
Подозреваю, что предложение о расширении нормандского формата — это личная инициатива Дуды. Она направлена на то, что чтобы увеличить свой вес среди американских сателлитов в Европе и стать своего рода предводителем политиков, которые ориентируются на США. Польша, так или иначе, тоже находится в этой группе. Дуда, конечно, мог бы попытаться стать польским Виктором Орбаном, но он, вполне очевидно, этого не хочет. Не думаю, что его предложение было подкреплено указкой из Вашингтона.
Нужно учитывать, что Дуда — относительно молодой политик и спикер. Он еще недостаточно опытен в выступлениях на высшем уровне и в большой политике, отсюда могут быть несколько странные заявления.
— В принципе расширение формата после 31 декабря возможно?
— Расширение формата переговорщиков всегда плохо сказывается на качестве и результативности переговоров. Чем более узок круг сторон, тем больше вероятности, что удастся о чем-то договориться. Нужно учитывать, что «нормандская четверка» — это не международная организация, а неформальная группа. «Четверка» не уполномочена принимать решения. Она лишь работает над некими рамочными положениями, которые на добровольной основе должны быть приняты всеми сторонами конфликта.
Но мы видим, что даже в таком формате переговоры постоянно буксуют. Стороны встречаются то втроем, то вдвоем. То Порошенко никто не может уговорить пойти на компромисс, то все обижаются на Владимира Путина. Переговорный процесс все больше напоминает мыльную оперу. Представьте, что будет, если число участников расширить до 8−10 государств. Эта группа по сути своей станет недоговороспособной. Наличие такого органа никак не будет способствовать выходу из кризиса.
Директор фонда «Российско-польский центр диалога и согласия» Юрий Бондаренко считает, что Анджей Дуда переоценивает вес Польши на политической арене.
— Анджей Дуда, на мой взгляд, неудачно начал свою внешнеполитическую деятельность. Выбор Эстонии, страны с коренным населением меньше миллиона, не занимающей весомого места в мировой политике, по меньшей мере, странный.
Предложение расширить нормандский формат и включить в него всех соседей Украины странно вдвойне, если не сказать больше. Тем более что Дуда даже не посоветовался с этими соседями. Я глубоко сомневаюсь, что той же Венгрии или Словакии это вообще нужно.
Само это предложение было сделано явно в пику Европе, точнее, той ее части, на которой и держится Евросоюз — Германии и Франции. Следующий после Эстонии визит Дуды как раз в Берлин. И нужно сказать, что немецкие СМИ очень настороженно относятся ко всем инициативам, исходящим из Варшавы. Не только касающихся изменения нормандского формата, но и по переносу баз НАТО и тяжелых вооружений на восточные границы Польши, по милитаризации страны. Это вызывает большую нервозность в Германии и Франции.
Инициативы президента Дуды настолько неуместны, что его собственный министр иностранных дел подверг их остракизму. Но нужно отметить, что правительство сформировано другой силой — «Гражданской платформой», которая выдвигала Бронислава Коморовского. Судя по всему, на ближайших осенних парламентских выборах к власти в Польше придет как раз партия Дуды «Право и справедливость». И тогда уже некому будет даже внутри страны критиковать поползновения Анджея Дуды.
Антироссийская политика наполнится новыми гранями. Это настолько вопиюще и противоречит настроениям народа, что остается только удивляться, почему люди голосуют за эту партию, но в то же время выступают против некоторых аспектов ее политики. Но это особенности польской политической жизни.
— Так может, эта политика как раз отражает настроения поляков?
— Не думаю. Настроения людей, даже не пророссийских, были очень хорошо видны во время ежегодного рейда польских мотоциклистов в Катынь. Польские СМИ предполагали, что в ответ на недопущение на территорию Польши «Ночных волков», им будут чиниться всевозможные препоны. Польская общественность с настороженностью ждала этого мероприятия. Но поляков приняли очень доброжелательно и радостно, с караваями и русскими костюмами. Участники тура остались в абсолютном восторге, естественно, это освещалось и в польских СМИ.
Это показывает, что на бытовом уровне отношения между народами нормальные. И при наличии доброй воли со стороны польских властей их можно восстановить в течение недели. Но, к сожалению, такой доброй воли пока не наблюдается. Варшава продолжает неадекватную, оторванную от жизни, иррациональную антироссийскую истерию. Я не знаю, возможно, это делается по согласованию с Америкой, но уж точно не с Европой. «Право и справедливость» ближе к евроскептикам и настроена исключительно проамерикански.
Как я уже говорил, страной для первого визита была выбрана Эстония, и только потому, что она настроена не в меньшей степени русофобски. Но даже более влиятельная Литва, уже не подошла для вояжа Дуды, поскольку отношения Варшавы с Вильнюсом сильно испорчены. Ничего кроме улыбки такие действия Дуды вызывать не могут. Они вынуждают несерьезно относиться к польской зарубежной политике.
Пока что политика Дуды напоминает карикатуру на Пилсудского — «Польша от моря до моря», «Вперед на Кремль!». Очевидно, что теперь Польша и Эстония будут изо всех сил провоцировать Россию на какие-то ответные действия.
— Может ли это ухудшить отношения Польши с Германией? Как и заявления по мигрантам?
— Польские деятели могут говорить все, что угодно. Но финансами в Евросоюзе заправляет Германия. В случае необходимости Польше напомнят, откуда она получает деньги и кто у кого в долгу. При желании Берлин может выкрутить руки любому члену Евросоюза. Другой вопрос, созреет ли сама Германия до самостоятельной внешней политики и в какой степени.
Но польские политики надеются и рыбку съесть, и косточкой не подавиться. То есть получить все возможные блага от Европейского союза, но при этом не пустить к себе мигрантов из Африки и остаться белой страной в прямом и переносном смысле. Думаю, при необходимости им быстро объяснят, кто есть кто.
— Есть ли у Дуды реальные шансы повлиять на изменение нормандского формата или политику Германии в отношении России?
— Политика каждого польского президента объективно превосходила возможности страны. Но сейчас этот разрыв между желанием и реальными возможностями уже огромен. Политика Дуды настолько оторвана от реалий, что и говорить не о чем. Не знаю, на что они рассчитывают.
И речи не может идти о том, чтобы Польша реально вошла в нормандский формат наравне с Францией и Германией. Мало того, первым осадил Дуду не кто иной, как Петр Порошенко. Он сказал, что в расширении нормандского формата нет необходимости. Потом уже аналогичные заявления сделали немцы. Как можно делать такие спонтанные политические декларации, даже не прозондировав почву? Это не политика, а капризы легкомысленной девушки. Боюсь, что в данном случае мы имеем дело с банальным непрофессионализмом и нежеланием смотреть в глаза правде об истинной роли Польши в мировой политике.
Фото: AP/TASS