Этот самолет не несет в своем чреве боевой нагрузки, в нем нет бомб и ракет, он даже не высаживает воздушные десанты. Но это, пожалуй, самое грозное оружие российской армии – воздушный командный пункт (ВКП), с борта которого даже в случае ядерной катастрофы будет вестись управление всеми силами и средствами Вооруженных Сил, в том числе РВСН, атомными подводными лодками и стратегической авиацией.
А в новом воздушном пункте стратегического управления третьего поколения, который еще только создается, будет предусмотрена связь со всеми армейскими, флотскими, авиационными, ракетными командирами – вплоть до пусковой установки, танка, крейсера, истребителя. Команду сверху (в прямом смысле слова) получит и командир разведгруппы, и командующий военным округом.
Вообще-то, отечественный воздушный командный пункт был принят к эксплуатации еще в 1992 году – его создали на базе авиалайнера Ил-86, присвоив наименование Ил-80. Нынешний интерес к необычному воздушному объекту обусловлен и его необычайной секретностью, и проходящим сейчас в подмосковном Жуковском авиасалоне МАКС-2015. И хотя ни один из существующих самолетов «летающего Генштаба» представлен здесь в этом году не был, разговор о нем зашел именно в рамках авиасалона.
Не очень громко, практически вполголоса, но слова гендиректора НПП «Полет» Александра Комякова о том, что объединенная приборостроительная корпорация проводит работы по созданию воздушного пункта стратегического управления третьего поколения, стали сенсацией. И это – при том, что ВКП второго поколения вот только сейчас готовы поступить в войска. А здесь речь идет сразу о третьем поколении. Можно только догадываться, чем будет нашпигован новейший летающий КП!
О сроках появления подобного самолета, а тем более о его «боевых» характеристиках говорить пока рано. Да и после появления новинки и поставки ее в войска вряд ли распахнется занавес тайны, а все «внутренности» выставят на всеобщее обозрение.
«Вероятно, что для воздушного командного пункта будет использован несправедливо сейчас подзабытый лайнер Ил-96, который сняли с гражданских рейсов по коммерческим соображениям, – говорит летчик-испытатель, Герой России Сергей Кнышев. – Тем более, что уже сейчас Минобороны заказало два Ил-96 400Т, которые предполагается использовать в качестве топливозаправщика. Эта машина способна стать базовой платформой и для воздушного командного пункта. Теоретически может использоваться для этих целей и Ан-124 «Руслан», но мне, налетавшему на 96-м немало часов, кажется, что именно этот самолет больше подойдет. У него прекрасные летные качества, при крейсерской скорости в 870 километров в час самолет может без дозаправки пролететь 12 000 километров. Его максимальная взлетная масса составляет 250 000 килограмм, что позволяет поднять любую аппаратуру. Ну, и потолок высоты приличный – 12 километров».
Основной задачей самолетов третьего поколения является организация связи даже в местах, где наземная инфраструктура уничтожена. Живучесть – тоже главное преимущество воздушного командного пункта. Воздушный КП обнаружить гораздо труднее, соответственно, и уничтожить, так как самолет постоянно меняет свою дислокацию.
В США, где подобные самолеты появились несколько раньше, их назвали «самолетами судного дня». Вероятно, по такому предположению, что когда в Америке наступит ад, то уцелеют только находящиеся в небе самолеты. Название мифическое и в чем-то устрашающее. Для образного названия такого отечественного самолета вполне подошло бы, например, название «летающий Генштаб».
В России сегодня используются воздушные командные пункты Ил-80, которые были разработаны на базе пассажирского самолета Ил-86. Это воздушное судно внешне отличается от своего прототипа тем, что в нем нет иллюминаторов и минимум люков. Кроме того, в носовой части фюзеляжа – массивный накладной отсек с радиоэлектронным оборудованием. В хвостовой части самолета установлена выпускная тросовая антенна длиной около пяти километров, которая применяется для связи с подводными лодками. Самолет предназначен для управления российской армией, если произойдет конфликт с применением ядерного оружия.
Таких самолетов у нас четыре в составе 3-й отдельной авиационной эскадрильи. Базируются они на площадке авиабазы «Чкаловский». Предполагалось, что они могут быть использованы для эвакуации членов правительства, но все-таки их настоящее предназначение – управление войсками.
«Готовность армии к войне, конечно же, зависит от многих факторов – начиная от индивидуальной подготовки солдата, заканчивая организацией видового взаимодействия и систем связи во всей армии, – говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. – В этой цепи роль самолетов, являющихся воздушными командными пунктами, занимает особое место. Если наземные пункты управления будут разрушены, то их заменят летающие КП. Их обнаружить гораздо сложнее, да и произвести идентификацию тоже – внешне самолет практически не отличить от гражданского авиалайнера. Мне кажется, что новые летающие командные пункты будут перемещаться уже в космическом пространстве и обладать поистине универсальными способностями для управления армией и флотом».
В состав бортового оборудования самолета Ил-80 входит станция спутниковой связи. Для питания многочисленных бортовых радиоэлектронных систем самолет оснащен дополнительным турбогенератором.
Из известного оборудования можно перечислить унифицированный комплекс средств «Звено-2», а также антенны – коротковолновые приемная и передающая антенны. Передающая антенна сверхдлинных волн выпускного типа, приемная антенна сверхдлинных волн, антенна релейной связи, антенна ультракоротких волн и антенна связи с подразделениями РВСН.
На боковых створках грузового люка ВКП установлены две огромные лепестковые антенны, а на средней – барабан, с которого разматывается буксируемая проволочная антенна сверхнизкочастотной спецсвязи со стабилизирующим конусом на конце. Эта антенна длиной пять километров (по разным данным от трех до восьми километров!) служит для связи с подводными лодками. Барабан находится внутри фюзеляжа, снаружи виден лишь небольшой обтекатель и полуутопленый в нем конус.
Выпустив антенну, самолет начинает описывать круги. Конус, потеряв скорость, сваливается, и пятикилометровая антенна повисает почти вертикально. Только при таком положении антенны радиосигнал может пробить толщу воды.
Автор: Виктор Сокирко
Фото: Минобороны России/ИЛЮШИН/Марина Лысцева