Министерство связи заявило о разработке законопроекта, согласно которому предлагается передать компетенцию коллективного управления авторскими правами из частных в государственные структуры. Информация об этом была размещена на портале regulation.gov.ru, Общественное обсуждение инициативы завершилось 20 августа.
В настоящее время авторские права создателей любых произведений (фильмы, музыка, книги) представляют аккредитованные государством авторские общества. Самые крупные из них: Российское авторское общество (РАО), Российский союз правообладателей (РСП) и Всероссийская организация по интеллектуальной собственности (ВОИС).
Такие организации имеют право самостоятельно брать плату за трансляцию произведений, авторы которых даже не заключили с этими организациями договор на коллективное управление. В соответствии с законом, впоследствии авторские общества перечисляют причитающиеся гонорары потенциальным правообладателям. Эта ситуация приводила к многочисленным коллизиям, когда даже авторы произведений вынуждены были платить отчисления за исполнение собственных песен организациям, с которыми они не заключили никаких соглашений. Многие наблюдатели называли подобные казусы узаконенным рэкетом, намекая на лоббирование подобных правил заинтересованными лицами.
Кроме того, на практике наблюдатели отмечают, что деньги до авторов, не заключивших с авторскими обществами прямых договоров, так и не доходят, а те авторы, которые договоры заключили, — зачастую недовольны размерами выплачиваемых гонораров.
Меньшее из зол
Один из самых известных случаев недовольства авторскими обществами – это противостояние поэта-песенника Ильи Резника и Российского авторского общества (РАО). В прошлом году Резник отказался от сотрудничества с РАО из-за «унизительно» низких выплат. Управлением своими правами Резник сейчас занимается лично через своих юристов. Один из них – адвокат Сергей Жорин, известный по сотрудничеству с такими «звездами» как Бари Алибасов, София Ротару, Филипп Киркоров, певица Валерия и другими.
Адвокат Жорин рассказал, что когда Резник обращался к радиостанциям с требованием произвести авторские отчисления за трансляцию песен, автором слов которых он является, то получал ответ, что такие отчисления уже сделаны в РАО. Однако разобраться, какой объем отчислений был произведен, по словам адвоката, было «крайне сложно».
В беседе с корреспондентом ФАН адвокат Жорин высказался в поддержку инициативы Минкомсвязи взять под государственный контроль защиту интересов авторов, которые не заключили договоры с частными авторскими организациями. Таких авторов, уверен адвокат Жорин, подавляющее большинство.
Распределение авторских отчислений в организациях наподобие РАО, по словам Жорина, «абсолютно непрозрачная история». Адвокат не исключает, что выплаты и вовсе не доходят до авторов произведений. (По закону у авторских организаций есть три года на поиск автора произведений, после чего деньги переходят в их распоряжение, поэтому эти организации не имеют стимула что-либо быстро перечислять. – прим. ФАН) Поэтому, заключает адвокат, госконтроль в этой сфере – это «меньшее из зол».
«Авторы в подавляющем большинстве недовольны тем, как собираются и тем, как распределяются средства теми организациями, которые сейчас осуществляют коллективное управление авторскими правами. Поэтому, я думаю, что, выбирая меньше из двух зол, это меньшее. То есть это лучше, чтобы деньги поступали в доход государства», — рассказал ФАН адвокат Жорин.
Госконтроль «смерти подобен»
В свою очередь генеральный директор Российского авторского общества КОПИРУС Василий Терлецкий раскритиковал инициативу Минкомсвязи, заявив, что такое решение не будет реализовано, поскольку найдется масса аргументов, чтобы его оспорить.
«Государственная структура ни в одной стране мира не добивалась каких-либо существенных успехов. То есть я считаю такое решение неэффективным. А более эффективным я считаю решение по совершенствованию управления авторскими и смежными правами на коллективной основе и большее государственное участие, но никак не государственное управление правами», — заявил Терлецкий корреспонденту ФАН.
По мнению директора авторского общества, государству следует оптимизировать уже действующую систему. Так, по мнению Терлецкого, следует обратить внимание на повышение ее прозрачности, проработать контроль за ставками авторского вознаграждения, а также обеспечить оперативное разрешение споров между обществами и пользователями.
Кроме того глава авторского общества КОПИРУС считает, что сам вопрос о передаче управления коллективными авторскими правами в государственную структуру следует поднимать только после того как завершится объявленная недавно реорганизация Роспатента — Федеральной службы по интеллектуальной собственности. Последняя, по словам Терлецкого, сначала должна попробовать полностью реализовать свои контрольные функции.
«Но в любом другом случае перестройка нынешней системы приведет к осложнению работы большого количества СМИ, прежде всего электронных. Потому что электронные СМИ, телевизионные и радиокомпании без управления правами на коллективной основе не смогут эффективно работать. Любое изменение приведет к осложнению и к дополнительным затратам. А поскольку они сейчас и так страдают от кризиса из-за снижения доходов рекламы, это может быть смерти подобно для некоторых электронных СМИ», — сказал Терлецкий.
Авторы не против
Опрошенные ФАН авторы-правообладатели комментировали проблему по-разному — кто-то эмоционально, кто-то на удивление равнодушно.
Писатель Дмитрий Быков, например, сообщил, что не имеет опыта сотрудничества с российскими авторскими обществами. По его словам, свои авторские права он не защищает. «Я вообще считаю, что все мои книги должны лежать в интернете в свободном доступе», — сказал Быков.
Исполнитель русских романсов Олег Погудин высказал лишь «мнение непрофессионала», поскольку «данная тема его как исполнителя, а не автора, напрямую не касается». В целом же, по мнению Погудина, «государственные органы вправе иметь в своем ведении коллективные авторские права».
Поддержал идею Минкомсвязи рок-музыкант Александр Скляр. Музыкант заявил, что хотя и не может ответственно оценить, насколько справедливо отчисления авторам производятся сейчас, однако «гораздо справедливее и правильнее», если ведение Российского авторского общества будет в руках государства.
«Я считаю, что абсолютно необходимо передать управление авторскими правами в государственную структуру для того, чтобы справедливо отчисляли авторские гонорары артистам, авторам, композиторам – нужно, чтобы государство это контролировало. Нельзя оставлять это в частных руках», — сказал музыкант.
Напомним, ранее министерство культуры дало указание ведомствам разработать законопроект «О защите авторских прав в Интернете», подразумевающий сборы в пользу авторов с каждого пользователя Сети.
Механизм сбора был предложен Российским союзом правообладателей и предусматривал сбор отчислений с операторов связи и интернет-провайдеров, и последующее перечисление средств авторам. Провайдеры, по логике законопроекта, в свою очередь должны брать отчисления с каждого пользователя (порядка 300 рублей в год с каждого пользователя), в обмен на «глобальную лицензию», позволяющую пользователям законно читать, смотреть, слушать, а также скачивать любой контент, доступный в Интернете.