На днях скандально известный петербургский депутат Валерий Милонов отметился новым предложением: создать детско-юношескую патриотическую организацию. С чем и обратился к правительству России за содействием. Название, правда, пока условное: то ли более нейтральное “Доброделы”, то ли, уже с православным оттенком “Союз святого Георгия”.
Нет, вообще, массовая детско-юношеская организация подрастающему поколению россиян однозначно не помешала бы . Только есть ли смысл ее создавать по милоновским “лекалам”? Собственно, даже, не сколько милоновским, сколько советско-пионерским.
Ведь дело даже не в том, что в России живут граждане, исповедующие не только православную веру, для которых название с любимым православным святым было бы понятным и желанным, но еще и мусульмане, иудеи, буддисты — атеисты, наконец. Здесь, действительно, можно было бы остановиться и на “доброделах”, хотя, как по мне, это слово звучит несколько старомодно и чересчур напыщенно.
***
Основная проблема в том, что Валерий Милонов не скрывает своего желания сделать гипотетическую детскую организацию не просто массовой, но и обязательной! Для всех детишек, начиная с детского сада. Будем надеяться, только старших групп, даст Бог, “ясельную группу” в “неопионеры” верстать не додумаются.
Автор идеи считает, что такая организация поможет воспитанию у детей патриотизма и других лучших качеств. Да откуда ж они возьмутся, если школа их дать не может?! Мне довелось примерять на себя и октябрятскую звездочку, и пионерский галстук, и получать комсомольский билет. Да, сам этот момент организаторы старались обставить с максимальной торжественностью. Но дальше начиналась пустая рутина и формализм.
Ну, правда: ведь, фактически, руководителями октябрятских звеньев, пионерских отрядов, комсомольских ячеек были все те же учителя. Ну, правда, в штатах были еще и “освобожденные” “замполиты”: старшая пионервожатая, заместитель директора по воспитательной работе. Вот они, фактически, и рулили якобы “общественными” и “самодеятельными” детскими организациями. Собственно, уже в “штабах” пионерии областного, республиканского и всесоюзного масштаба детки если и присутствовали, то только в качестве “свадебных генералов”, реальную организационную работу делали хорошо если юноши и девушки с комсомольскими билетами, а не взрослые дяди и тети с билетами партийными.
На местном же уровне властвовал “демократический централизм”. Который, в советском понимании, означал ситуацию, когда ребячьих якобы лидеров дружно выбирали единогласным поднятием рук на общих собраниях — с подачи “старших товарищей”. Соответственно, и авторитет у такого лидера обычно не поднимался выше плинтуса — класс куда больше прислушивался к мнению лидеров неформальных.
Милонов в своих предложениях ссылается на опыт скаутского движения? Да, но эти организации строятся на исключительно добровольных принципах! Зато и от их членов требуется не только носить пионерский (пардон — скаутский) галстук. Скаут в переводе с английского — это разведчик. И основано было это движение в Англии в начале 20 века, вскоре после Англо-Бурской войны именно в качестве подготовки боевого резерва британской армии.
Поэтому мальчики (теперь — и девочки) ходят в походы, учатся разжигать костры, добывать в лесу пищу, оказывать первую помощь. В общем, все то, что может потребоваться в качестве “навыков выживания” не только бойцу, но даже и “гражданскому”, в форсмажорных обстоятельствах.
***
Вообще, добровольность и наличие определенного “конкурса” — великое дело для истинной популярности любого движения или организации. Вначале и пионеры и комсомольцы были, так сказать, “боевым авангардом” большевиков в строительстве ими нового социалистического мира. Их избранность и отчасти “кастовость” не только вызывала косые взгляды недругов, но и завистливые тех, кто хотел бы вступить в их ряды, но не мог по каким-то причинам.
Подобно тому, как, скажем, в Компартию вплоть до самого развала СССР принимали далеко не всех желающих — для этого требовали рекомендации, кандидатский стаж, доказательство серьезности своих убеждений и намерений. Да даже и на партсобраниях собравшимся лекторы нередко доносили “закрытую” для всех остальных информацию — об истинном положении в стране и мире, значительно отличающуюся от бодрых передовиц советских газет, что еще больше уверяло собравшихся коммунистов: значит, нам доверяют, значит, мы лучшие. А такое ощущение дорого стоит.
А вот с той же пионерией довольно быстро получилась почти полная профанация. Даже не в “застойные 70-е годы”, а гораздо раньше, еще перед войной. Думаете, зачем Аркадий Гайдар писал в конце 30-х свою повесть “Тимур и его команда”? Для чего, вообще, пресловутый Тимур организовал мальчишек и девчонок в виде “тайного общества” — пусть и для оказания добрых дел вроде помощи матерям солдат Красной Армии или борьбы с хулиганами? Чего им не хватало в рамках существующей пионерской организации?
Да просто на тот момент охват детей пионерским движением стал если не всеобщим, то, действительно, массовым. Как в мечтах Милонова. И звание пионера вместо прежнего, вызывающего то ли ненависть, то ли зависть, стало банальщиной, превратилось в практически повсеместный атрибут почти любого школьника. Думается, друзья хулигана Квакина тоже носили пионерские галстуки в школе, просто снимая их на каникулах. Это ж все равно, что объявить всех “Героями России” — немедленно приведет к “девальвации” престижа этого самого высокого звания для настоящих героев.
Вот и пришлось Тимуру создавать свою отдельную “пионерию”. Где его друзьям было бы интересно, задорно, престижно участвовать.
Кстати, не все знают, что после выхода одноименного фильма по повести Гайдара, после начала войны было снято его продолжение — “Клятва Тимура”. И там, как раз, повествуется о том, как можно “выхолостить” и “забюрократизировать” любую хорошую инициативу. Когда прежний ребячий вожак Тимур превращается в подростка-чиновника, раздающего наряды на прополку огородов членам семей военнослужащих — и отвечает на письма со всего Союза, как правильно надо организовывать подобные команды.
Одновременно в рядах друзей Тимура зреет раскол: часть ребят не хочет заниматься неинтересными для них “добрыми делами”, предпочитая совершенствовать военную подготовку… В общем, тимуровскую команду от полного кризиса и распада спасает только начавшаяся война, потребовавшая от “тимуровцев” отбросить прежние разногласия и обиды, помогая в меру своих сил взрослым защищать подвергшуюся нападению врагов Родину.
***
Но даже вышеописанные резоны — еще не самое главное. Главное — это идеологический фундамент гипотетической детской организации. В советское время это были большевистские идеи — построения коммунизма плюс беспрекословное уважение к основателю Советского Союза Ленину и верность очередному вождю.
„Клянёмся так на свете жить
Как вождь великий жил,
И так же Родине служить
Как Ленин ей служил!
Клянёмся ленинским путём —
Прямее нет пути!
За нашим другом и вождём —
За Сталиным идти!»
Впоследствии последние строки были заменены на нейтрально-универсальное “за мудрым и родным вождем — за партией идти”. Что сразу снимало противоречия из-за смены очередных Генеральных Секретарей, с начала 80-х сменявшихся из-за преклонного возраста просто-таки с калейдоскопической быстротой.
А кто сможет ныне назвать основателя Российского государства? Князь Рюрик? Да как-то уже не очень актуально — и не вызывает ни малейшего отклика в душе у большинства россиян. Многочисленная череда Великий Князей, царей и императоров сначала Московского княжества, потом — царства, потом — Российской империи? Увы, после 70 лет СССР о них можно сказать разве что “иных уж нет, а те далече” — в народной памяти.
Может будем чествовать основателя “свободной” от прежнего влияния в мире России Бориса Николаича Ельцина, в Беловежской баньке “раздербанившего” не просто “шестую часть суши”, доставшуюся ему от предшественников, но и весь “советский блок” в Восточной Европе, тут же “приватизированный” НАТО? Которое если не де-юре, то де-факто, уже включило в свой состав и Украину, науськивая ее на “горячую войну” против РФ. Да как-то не хочется — особенно, на фоне того, что Россия в настоящее время прилагает все усилия, дабы покончить с прежним позорным состоянием.
Тогда что, будем воспитывать в “массовой детско-юношеской организации” откровенный вождизм?
“Клянёмся так на свете жить
Как вождь великий жил,
И так же Родине служить
Как Путин ей служил”?
Ну или “как Путин служит ей?”
А кому оно надо? Не только детям, но, в первую очередь, самому Владимиру Владимировичу, постоянно подчеркивающему свое нежелание создавать собственный “культ личности”, переписывать “под себя” Конституцию (как ему предлагали в 2008, чтобы можно было не ограничивать президентство только двумя сроками подряд).
Да и, вообще, если даже в правительстве страны доселе существуют блоки “либерал-рыночников”, “патриотов-государственников” и множество промежуточных групп, о какой внятной, четкой и единой идеологии можно говорить в качестве предмета воспитания для российских школьников?!
***
Так что, может, лучше оставить все, как есть? Когда ребята, действительно желающие чего-то более высокого, чем “жвачка, Пепси и Айфон” (а повзрослев — “свалить из этой Рашки”) идут по велению своего сердца — кто в скауты, кто в пионеры (они тоже еще остались), кто просто в туристические или военно-спортивные кружки. Да и просто существующее патриотическое воспитание в рамках школьной программы тоже не стоит облыжно обвинять в полной неэффективности.
Найдутся для них истинные и авторитетные вожаки, как тот британский офицер, который положил начало скаутскому движению в Англии — пусть работают, а государство пусть оказывает таким инициативам всемерную поддержку.
Но ключевым моментом должна быть “инициатива снизу”. Что, собственно, и отличает общественную организацию от государственной структуры. А идея Милонова о возрождении “неопионерии-комсомолии”, насаждаемой “сверху”, с тотальной “обязаловкой”, как видится, приведет лишь к профанации и дискредитации самой идеи массовой патриотической детской организации.