В понедельник, 31 августа Верховная Рада Украины на внеочередном заседании приняла проект поправок в Конституцию о децентрализации в первом чтении. За проголосовали 265 депутатов при необходимых 226. Проект поддержал Блок Петра Порошенко, «Народный фронт» Арсения Яценюка,«Оппозиционный блок», а также депутатские группы «Воля народа», «Партия Возрождение» и пять человек из «Самопомощи». Против выступили Радикальная партия Олега Ляшко, «Самопомощь» и «Батькивщина» Юлии Тимошенко.
Еще до начала заседания экстремистский «Правый сектор» * начал блокировать правительственный квартал, а около тысячи человек, в основном из Радикальной партии Олега Ляшко, вышли на митинг под Верховной Радой, называя поправки «предательскими» и ведущими к «капитуляции перед Кремлем». В сессионном зале люди Ляшко также блокировали трибуну, из-за чего начало мероприятия пришлось перенести на час, и сопровождали заседание криками «Ганьба», то есть «позор».
После принятия поправок, митингующие под Радой предприняли попытку штурма здания. Начались столкновения с силовиками. В сотрудников правоохранительных органов и служащих Нацгвардии, которых стянули для защиты Верховной Рады, полетели дымовые шашки и камни. Более того, из толпы в гвардейцев бросили боевую гранату.
Всего по состоянию на 16:00 ранения различной степени тяжести получили около 100 силовиков. Ни один митингующий, по словам начальника милиции КиеваАлександра Терещука не пострадал. Мэр Киева Виталий Кличко в эфире местного канала сообщил, что в результате столкновений погиб один боец Нацгвардии. Некоторые пострадавшие в тяжелом состоянии, по свидетельствам очевидцев, одному правоохранителю взрывом оторвало ноги.
Глава МВД Украины Арсен Аваков сообщил о задержании примерно 30 правонарушителей у здания Верховной Рады. Было изъято оружие, патроны и гранаты.
Версии причины начала столкновений у сторон разные. В Радикальной партии утверждают, что правоохранители первые начали наступление на митингующих. «Правый сектор» обвинил во всем власть и объявил общий сбор в центре Киева. Но и без «руки Кремля» не обошлось — депутат от блока Порошенко Алексей Гончаренко уже заявил, что гранату бросили российские агенты.
В Блоке Петра Порошенко «агентами Путина» называют всех, кто выступает против внесения изменений в Конституцию. «Я считаю, что эти политические … на самом деле работают на Путина или просто идиоты. Они хотят либо подорвать нашу независимость, либо спровоцировать активные военные действия», — заявил депутат от БПП Олег Барна.
Напомним, что децентрализация и изменение Основного закона страны до конца 2015 года являются одним из обязательных условий Минских соглашений, о приверженности которым заявляют в Киеве. Правда, там указано, что и то, и другое должно проходить после консультаций с представителями Донецкой и Луганской народных республик, но на такие «мелочи» и в Киеве, и на Западе закрывают глаза.
Противники поправок считают, что они позволят закрепить особый статус Донбасса в Конституции, а также приведут к фактической федерализации страны. Однако Порошенко неоднократно объяснял, что ни о каком особом статусе ДНР и ЛНР речи в законе идти не будет. «В проекте нет никакого намека на федерализацию. Украина была, есть и будет унитарным государством. И проект Конституции не предусматривает, и не может предусматривать никакого особого статуса Донбасса, там его просто нет», — заявил Порошенко 16 июля, представляя проект в Раде.
Вместо признания особого статуса допускается «возможность специфического порядка местного самоуправления в отдельных административных единицах Донецкой и Луганской областей, что определяется отдельным законом». Что касается так называемой децентрализации, она, по мнению экспертов, толькосконцентрирует власть в руках президента.
Несмотря на это, сам факт внесения поправок в Конституцию частью украинского политикума изначально воспринимался, как «уступки агрессору». Достаточно сказать, что для того, чтобы 16 июля парламент согласился направить законопроект на рассмотрение Конституционного суда (КСУ), потребовался личный визит в Киев помощника госсекретаря США Виктории Нуланд.
Сегодняшним голосованием конституционная эпопея не закончится. Чтобы окончательно внести поправки во втором чтении, понадобится 300 голосов из 450. Большой вопрос в том, удастся ли Порошенко их собрать. У «Народного фронта» и Блока Петра Порошенко в совокупности 224 голоса, кроме того, они могут попробовать привлечь внефракционных депутатов и «Оппозиционный блок» — еще около 80 человек. Ориентировочно второй этап голосования пройдет осенью, уже после выборов в местные советы.
Даже если поправки удастся принять, эксперты сомневаются, что это может положительно сказаться на мирном процессе. Полпред ЛНР Владислав Дейнегоуже заявил, что «процесс, который сейчас идет, не имеет никакого отношения к Минским соглашениям». Зато внесение изменений в Конституцию может спровоцировать радикально настроенную часть украинского общества, и тогда не исключено, что одной гранатой дело не ограничится.
Украинский политолог Дмитрий Джангиров считает, что столкновения у стен Верховной Рады должны стать последним звонком для власти.
— На Украине есть достаточно много людей, которые побывали на фронте, с обостренным чувством справедливости и искаженными представлениями о том, что эту справедливость нарушает. Очень многие возвращаются с оружием, и ждать от них можно чего угодно. Поэтому события под Верховной Радой — не обязательно провокация какой-то политической силы. Хотя и этот вариант исключать нельзя.
В любом случае, последствия этих столкновений должны быть одинаковыми. Многие события в Мукачево назвали последним звонком для власти. Но после сегодняшних столкновений, если власть не сделает что-то с радикальными движениями, которые в нарушение Конституции и законодательства имеют в своем составе вооруженные подразделения, следующая граната может взорваться на Банковой (улица, на которой расположена администрация президента Украины, — прим. ред.).
С точки зрения информационного поля, картинка получилась далеко не благостная. Украина предстает не в лучшем свете, а противники мирного урегулирования выглядят, мягко говоря, одиозно.
— Удастся сейчас купировать протесты?
— Думаю, да. Большинство протестующих — это «Свобода» и Радикальная партия. Как бы мы к ним ни относились, это люди, которые хотят находиться внутри системы. Но были и другие, хотя их и не много — те, кто готов идти до конца и использовать оружие.
Порошенко оказался в очень невыгодной ситуации. То, что он так лоббирует эти поправки, с точки зрения теории стратегических игр, делает его заложником своих оппонентов — самопровозглашенных республик. Он свой ход сделал, и теперь вопрос, будут ли они выполнять свою часть соглашений. Если они откажутся, Порошенко окажется в очень глупом положении, потому что непонятно, зачем он ратовал за эти изменения.
— Хотя принять поправки удалось, стали очевидны проблемы в голосовании, — говорит директор украинского Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. — Если за внесение законопроекта в КСУ проголосовали 284 депутата, то сейчас — 265. За этот период не удалось не то, что привлечь на свою сторону больше депутатов, но даже сохранить то количество, которое было. Более того, не голосовали 28 депутатов из Блока Петра Порошенко и 12 депутатов «Народного фронта». Это свидетельствует о разногласиях внутри самого коалиционного большинства. Если бы не голоса «Оппозиционного блока», не факт, что пропрезидентские силы смогли бы принять поправки.
Политические реалии Украины меняются. Порошенко вынужден договариваться с теми людьми, с которыми раньше не хотел здороваться — с «Оппозиционным блоком», депутатскими группами. Найти 300 голосов для второго чтения — задача не слишком реалистичная. Попытка добрать 35 голосов чревата для президента необходимостью делиться властью в силовом и административном блоке с участниками коалиции.
Мы входим в период турбулентности. Влияние президента на политическую систему уменьшается, он слабеет. Зато усиливается роль парламентских групп и фракций, которые, несмотря на давление, отстояли свои позиции. Скорее всего, в ноябре сменится лидер общественных симпатий, и им станет уже не президент, а Юлия Тимошенко.
— Как принятие поправок скажется на мирном процессе?
— После сегодняшнего голосования у Украины появится дополнительный аргумент для «нормандской четверки» в отношении того, что она пытается реализовать Минские соглашения. Хотя сделать это достаточно сложно. Эксперты прекрасно понимают разницу между особым порядком местного самоуправления и особым статусом, который прописан в Минских соглашениях.
Кроме того, на сегодняшний день даже в урезанном виде схема не работает. Вступление в силу соответствующего закона о местном самоуправлении отсрочено до проведения выборов. Но именно о выборах стороны договориться не могут.
— А если до конца года внести изменения в Конституцию не удастся?
— Ничего страшного не произойдет, но это покажет, что даже частичная реализация Минских соглашений в этом парламенте невозможна. Это может подтолкнуть президента к попытке роспуска парламента и проведения внеочередных выборов. Еще один вариант — формирование широкой коалиции с представителями того же «Оппозиционного блока».
— Почему ряд политических сил не поддерживают внесение поправок, если за них выступают даже США?
— Порошенко честен, когда говорит, что поправки не гарантируют никакого особого статуса Донбассу. Но дело в том, что некоторые партии, с одной стороны, пытаются разыграть патриотическую карту, а с другой — боятся того, что президент под прикрытием выполнения Минских соглашений сконцентрирует в своих руках дополнительную власть. Если поправки будут приняты, Порошенко получит беспрецедентный для украинских президентов контроль над органами государственного управления. Это проект тотальной централизации Украины.
— То есть на самом деле они протестуют вовсе не из-за Донбасса, а из-за нежелания терять собственную власть?
— Да, ключевая проблема голосования — не Донбасс, а то, что президент пытается захватить местное самоуправление. Прежде всего, через институт префектов, которые станут князьями в регионах. Они смогут отменять любое решение органов местного самоуправления в любой момент, могут издавать любые акты. Президент может распустить любой орган и назначить туда своего уполномоченного. Фактически вводится прямое президентское правление на местах. Партии, которые ориентированы на региональные проекты, не могут поддержать этот закон, так как станут тотально зависимы от президента.
Директор украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов также не верит в то, что внесение изменение в Конституцию будет способствовать выполнению Минских соглашений.
— Могу предположить, что Порошенко сможет найти 300 голосов для окончательного принятия изменений в Конституцию. Но говорить о том, что эти изменения позитивным образом скажутся на Минском процессе, явно преждевременно.
— Почему?
— В этих поправках сказано, что режим самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей регулируется отдельно принятым законом. Но этот закон временно приостановлен до проведения выборов по украинскому законодательству. На данный момент это невозможно. Соответственно, эти поправки не несут никакой позитивной динамики для Минского процесса.
— С учетом этого, как отреагирует на принятие поправок Запад?
— Исходя из известной нам позиции целого ряда международных игроков, можно предполагать, что они оценят поправки позитивно, отметят, что они направлены на соблюдение Минских соглашений и так далее. Хотя по сути это не так. Тем более что поправки были приняты в нарушение Минских соглашений, где сказано, что они должны быть согласованы с представителями ДНР и ЛНР.
Киев в очередной раз сознательно пошел на нарушение Минских соглашений и срыв всего мирного процесса. Но, как мы видим, у представителей Запада, особенно США, позиция такова, что они стараются просто не видеть целый ряд моментов, которые черным по белому прописаны в Минских соглашениях. Особенно это характерно для пунктов, в которых говорится о том, что представители ДНР и ЛНР должны вести с киевскими властями переговоры напрямую, а не так, как это происходит сейчас.
* 17 ноября 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистскими пять украинских националистических организаций: деятельность «Правого сектора», УНА-УНСО, УПА, «Тризуба им. Степана Бандеры» и «Братства» попали в России под запрет.
Фото: АР/ТАСС
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня