Цены на нефть возобновили рост вечером 2 сентября, преодолев отметку в 50 долларов за баррель. По мнению аналитиков агентства Bloomberg, это было связано с тем, что данные по рынку труда США, уменьшают вероятность повышения процентной ставки Федеральной резервной системы. Впрочем, рост был недолгим, и «бочку» опять залихорадило, заставив вспомнить, как совсем недавно цена за баррель «преодолела психологическую отметку» и опустилась ниже 40 долларов. Многие эксперты утверждали и утверждают, что низкие цены — это всерьёз и надолго.
По мнению главы и создателя специализирующегося на нефти инвестиционного фонда Andurand Capital Пьера Андюрана, в ближайшее время цена на нефть марки WTI может опуститься ниже уровня $30 за баррель. Андюран, напомним, стал известен в 2008 году, когда успешно предсказал быстрый рост нефтяных цен и последующий за этим обвал нефтяных котировок. «Я ожидаю диапазон для WTI в $ 25−50 в течение ближайших двух лет», — цитирует Андюрана РБК.
С чем связаны серьёзные колебания цен на нефть и насколько реалистичен прогноз Андюрана о 25 долларах за баррель?
— Я не думаю, что цены на нефть могут упасть до 25 долларов за баррель, — говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Для того чтобы это произошло, должны совпасть сразу несколько негативных факторов. Если не случится каких-то крайне неординарных событий в мировой экономике, то цены будут колебаться в рамках 40−60 долларов за баррель. А если статистика экономического развития Китая будет не очень плохая, то, скорей всего, и до 40 долларов за баррель нефть не упадёт.
— Как повлияет на нефтяные цены снятие эмбарго с Ирана?
— Я вообще считаю, что Иран не сможет серьёзно увеличить продажи нефти до конца следующего года. А вот Ирак, по всей видимости, будет наращивать нефтедобычу. Конечно, фактор «избыточной нефти» будет усиливаться. Однако если ВВП Китая будет расти, как это запланировано — на 6−7% в год, то «лишней нефти» не будет. Поднебесная в этом случае будет потреблять больше примерно на 1,5 миллиарда баррелей.
Многое зависит и от того, будут ли придерживаться страны ОПЕК тех квот, которые сами же утвердили. Пока получается, что по данным самого картеля, в июле его среднесуточная нефтедобыча составляла более 31 миллиона баррелей. А суммарная квота стран-участниц — 30 миллионов баррелей. Таким образом, соблюдение ОПЕК собственных квот уже позволяет устранить проблему некоторого переизбытка нефти, сказывающегося на мировых ценах.
— О чём говорят нынешние резкие колебания цен на нефть?
— Да, колебания цен на нефть могут сейчас достигать порядка 10% за один день. Это очень много. И связано с тем, что нефтяной рынок крайне нестабилен. Масса участников имеет самые разные точки зрения на то, что будет влиять на нефтяные цены. Рост цен на прошлой неделе, к примеру, объясняется тем, что когда стало известно о снижении запасов нефти в США, многие игроки начали активно скупать фьючерсы.
В целом на рынке сейчас больше нефти, чем прежде, и поэтому разного рода экономические и политические факторы гораздо сильнее влияют на скачки цен.
— Как долго нефтяной рынок будет оставаться нестабильным?
— До тех пор, пока не уменьшится количество продаваемой нефти. А это, как я уже сказал, во многом зависит от договорённости между странами-экспортёрами углеводородов, в первую очередь между членами ОПЕК. Второй фактор — ситуация в китайской экономике. По результатам третьего квартала будет понятно, сохранились ли темпы роста ВВП Поднебесной. Это будет опубликовано в октябре. Третий фактор — изменение процентной ставки по кредитам в США, что может произойти уже в сентябре. Пока цены на нефть формируются, скорее, из предположений, прогнозов. Когда информация по вышеназванным пунктам появится, цены на нефть станут более устойчивыми. Хотя нельзя забывать, что сегодня нефтяной рынок очень чувствителен. На него могут повлиять самые неожиданные факторы. Например, китайская экономика продолжит рост, но вырастет и добыча нефти.
— Насколько долго США смогут добывать сланцевую нефть при низких ценах на неё?
— Дело в том, что, как ни парадоксально, из-за снижения цен на нефть, эффективность «сланцевых» компаний повысилась. Яркий пример — в США год назад число буровых установок было в два раза больше чем сейчас. А нефти добывалось примерно столько же, сколько и сегодня. С точки зрения текущих трат американские сланцевые компании не работают сейчас в убыток. Правда, если прибавить их прошлые капитальные расходы на освоение месторождений, то рентабельность большинства компаний оказывается под вопросом. Однако пока что умело выстроенная система дешёвых кредитов и налоговых льгот позволяет большинству из них переживать трудные времена. Думаю, даже при нынешних ценах США может сохранить текущих уровень нефтедобычи.
Хочу также заметить, что уменьшение инвестиций в нефтяную отрасль в будущем неизбежно приведёт к уменьшению добычи углеводородов и повышению цен на них.
— Сегодня, как известно, продают по большей части не реальную, а виртуальную нефть, — говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Поэтому представления о том, много ли нефти на рынке или мало, зачастую строятся из предположений или откровенных спекуляций. Появляются сообщения о замедлении мировой экономики, цены тут же снижаются. Потом приходит информация о снижении нефтедобычи в США — незамедлительно цены ползут вверх.
Имеет место проблема «финансового пузыря». Огромное количество ничем не обеспеченных денег, в первую очередь долларов, приходят на биржу. Их объём уже в десятки раз превышает реальное число производимой в мире продукции. Поэтому и встал остро вопрос о том, что необходимо переходить на какие-то другие способы расчётов. Причём не только за нефть, но и за другие товары.
Пока же мы вынуждены будем смириться с волатильностью цен на нефть. Трейдерам надо зарабатывать, им деньги платят за то, что они раздувают или обрушивают фондовые рынки.
— Какие факторы будут наибольшим образом влиять на колебания нефтяных цен в ближайшее время?
— Очевидно, что при сохранении нынешних невысоких цен на углеводороды, значительная часть американских нефтяных компаний вынуждена будет уйти с рынка. Сланцевую нефть надо будет чем-то замещать. И здесь уже многое зависит от того, как будут развиваться события на Ближнем Востоке, где идёт война. Сумеют ли радикальные исламисты захватить нефтепромыслы в Ираке, Ливии и т. д.И какая ситуация будет на Аравийском полуострове.
Фото: YAY/ ТАСС