Euroclear — это созданная в 1968 году в Брюсселе депозитарная система для проведения расчетов сделок с ценными бумагами на внутреннем и международном рынках, которая предоставляет расчетные услуги крупным финансовым институтам более чем в 80 странах мира.
Звучит красиво, однако на деле этот депозитарий выходит довольно затратным и хлопотливым, поэтому многие постепенно начинают отказываться. Россия не исключение, ведь после «пулемётной очереди» санкций да валютных скачков, сидеть и ждать, пока на тебя повесят петлю, как-то совсем не здорово.
Поэтому вместе с Китаем российская сторона решила возвести свою защитную стену от санкций. Через год должен появиться аналог международного депозитарного брюссельского центра. Это значит, что Москва и Пекин смогут скупать акции друг друга без привлечения посредников и западных финансовых инструментов.
Пирамидального контроля со стороны Вашингтона и Брюсселя также не намечается, что крайне важно в условиях насыщенной геополитической борьбы. По сути, создаётся прочный «мост» между центральными депозитариями.
Конечно, эта мера не снимет ограничений по квоте для инвесторов на китайском рынке, но значительно поубавит существующие технологические проблемы. По крайней мере, мы на это рассчитываем. Да и, в общем-то, санкции будут просто проплывать мимо.
Так что создание собственного аналога международному депозитарному центру Euroclear должно стать предупреждающим шагом для «брюссельской капусты» и «Фашингтона». Если они по-прежнему думают, что это блеф, то им придётся огорчиться.
Видимо, история с созданием собственной национальной платёжной системы в России из-за блокировки карт некоторых граждан системами Master Card и Visa, ничему не научила Европу.
Уверен, что без европейской депозитарной системы мы обойдёмся, тем более, когда ЕС и США сами же помогли нам развернуться на азиатский рынок ценных бумаг. Да и Запад всё меньше становится посредником в российских финансовых операциях, а значит, собственные экономические инструменты должны укрепить двусторонние отношения, отправив Euroclear в печь.