В Мире

Шантаж по-киевски

Запад угрожает России новыми санкциями, если Донецкая и Луганская народные республики откажутся проводить местные выборы одновременно с общеукраинскими. Об этом 4 сентября сообщил «Коммерсант» со ссылкой на собственные дипломатические источники.

По словам собеседника издания, отказ от выборов будет расценен, как грубейшее «демонстративное нарушение» Минских соглашений, «гвоздь в крышку гроба» договора. Напомним, что местные выборы на Украине пройдут 25 октября. Но руководство республик Донбасса назначило голосование на другие даты — 18 октября в ДНР и 1 ноября в ЛНР.

По Минским соглашениям выборы в Донбассе действительно должны быть проведены по украинскому законодательству и с привлечением международных наблюдателей. Но там также сказано, что «вопросы, касающиеся местных выборов, должны обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках контактной группы».

Этот пункт и стал камнем преткновения сторон. Представители ДНР и ЛНР постоянно говорят о том, что к ним не прислушиваются и не учитывают их мнение. Западные же наблюдатели просто закрывают на это глаза. Собеседник «Коммерсанта» и вовсе заявил, что вопрос на заседаниях контактной группы поднимался, но представители Донбасса не выразили готовность к компромиссу. Хотя сам закон «О местных выборах» был принят Киевом в одностороннем порядке, без согласования с ЛНР и ДНР. Компромисс, видимо, должен заключаться в полном принятии позиции Киева.

Осложняет ситуацию и то, что украинский парламент в первом чтении принял поправки к Конституции, что предусмотрено Минскими соглашениями. Но поправки эти больше формальность, чем реальное расширение автономии. Кроме того, даже в таком виде они могут быть не приняты парламентом во втором чтении. Достаточно сказать, что и первое голосование привело к столкновениям под Верховной Радой с несколькими погибшими и множеством пострадавших.

То, что Киев не стал ничего обсуждать с Донбассом и фактически поставил ультиматум: «Или по-нашему, или никак», Запад не волнует.

Заместитель генерального директора Центра политической информации Алексей Панин полагает, что Донбасс оказался в крайне невыгодной ситуации — теперь им придется либо идти на уступки Киеву, либо отказываться от компромисса.

— Решение об отдельных выборах в ДНР и ЛНР было принято намного раньше, чем Верховная Рада в первом чтении, наконец, проголосовала за поправки в Конституцию. Оттянув это голосование до последнего, Порошенко выиграл время и поставил ДНР и ЛНР в очень сложную ситуацию.

С одной стороны, отступление от принятых ранее решений будет воспринято Киевом, как слабость. А что бы ни происходило сейчас, Киев остается противником Донбасса. С другой же стороны, отказ от компромисса по вопросу выборов приведет к эскалации ситуации, если не в военном, то в политическом русле.

Таким образом, шаг с голосованием за поправки в Конституцию с украинской стороны получился очень выверенным. Хотя сомневаюсь, что это «план Порошенко», скорее всего, ему посоветовали придерживаться такой стратегии западные кураторы. Не зря голосование прошло после многочисленных консультаций сАнгелой Меркель, Франсуа Олландом, Викторией Нуланд и другими политиками.

Получается, что Киев формально сделал первый шаг к выполнению Минских соглашений. ДНР и ЛНР остается или двигаться в русле уже устаревшей политики и проводить выборы, когда запланировано, или пересмотреть свои позиции. Но никто не может гарантировать, что и на этот случай у Киева не припасен какой-нибудь козырь в рукаве.

 — А если народные республики все же перенесут выборы?

— Шанса на признание результатов этих выборов нет в любом случае. Хотя бы потому, что на территории ЛНР и ДНР невозможна политическая работа украинских сил. Точно так же годом ранее были невозможны выборы Порошенко на этой территории. Потенциал признания голосования очень ограничен.

 — Получается, Донбасс оказался в заведомо проигрышной ситуации?

— Теоретически и из большого количества зол можно найти самое меньшее. Но в ЕС все равно могут найти повод для введения санкций. Это вопрос желания, а не развития ситуации на Украине.

— О каких дальнейших санкциях может идти речь?

— Несмотря на стремление сильнее давить на Россию, Запад этого не делает, потому что не знает, как. Санкции и так больно бьют по Европе. Если они будут ужесточены, это может привести к непредсказуемым последствиям для ЕС. Поэтому любые косметические поправки вроде сокращения периода возвращения займов с 90 дней до 60 или расширение списков — это дипломатическая демонстрация серьезности намерений и принципиальности. Санкции превращаются в игрушку, в которую Брюссель и Вашингтон играют в одиночестве. Москва, хотя и декларирует взаимность, по-моему, уже начала их игнорировать.

Директора Института стран СНГ Владимир Жарихин указывает, что неправомерно увязывать выборы в ДНР и ЛНР с санкциями против России. У республик есть собственное руководство, и безосновательно полагать, что оно на сто процентов прислушивается к Москве. С тем же успехом, можно обвинить в невыполнении Минских соглашений Берлин или Париж.

— В этой ситуации не по закону вообще все. Те же ДНР и ЛНР не от хорошей жизни назначали собственные сроки проведения выборов. Украинская сторона саботировала и продолжает саботировать обсуждение голосования с руководством республик. Они вместе должны были решить, как, когда, в какие сроки проводить выборы. Это прямо предусмотрено Минскими соглашениями.

Европа в этой ситуации ведет себя, как в знаменитой миниатюре: «Здесь играйте, здесь не играйте, а здесь рыбу заворачивали». Все действия Украины, противоречащие Минским соглашениям, Евросоюз просто не замечает. Но когда представители Донецкой и Луганской республики для того, чтобы выполнять соглашение, вынуждены сами назначать сроки выборов, они тут же угрожают санкциями.

Создается впечатление, что Соединенные Штаты и определенные силы в Европейском союзе заинтересованы в том, чтобы саботировать Минские соглашения, причем сделать это так, чтобы обвинить в их невыполнении народные республики и Россию.

 — Но Россия ведь вообще не является стороной Минских соглашений, она их гарант наравне с Францией и Германией?

— Действительно, если почитать текст соглашений, ни одного обязательства со стороны России там нет. Поэтому совершенно беспардонно выглядит, когда западные политики говорят: «Россия не выполняет Минские соглашения». Но обратите внимание, что со времени их подписания никто ни разу не сказал, какой именно пункт Россия не выполняет. Это потому, что ни в одном пункте России нет. Тем не менее, эта формулировка постоянно присутствует в западной риторике и служит основанием для того, чтобы угрожать дальнейшими санкциями.

— Но может быть стоило бы провести выборы 25 октября, если это может привести хотя бы к частичному признанию народных республик странами Запада и Киевом?

— Мне кажется, что руководство народных республик выбрало не совсем верную тактику. Возможно, правильней было бы проводить выборы именно 25 октября, но так, как собирались они сами. Логика такова: сроки выборов стороны согласовали, и в эти сроки они проводятся. Но так как остальные вещи с ДНР и ЛНР согласовывать не желают, они будут руководствоваться своими законами. Это была бы более гибкая позиция, которая позволила бы, по крайней мере, поставить тех, кто в Европе говорит о недопустимости выборов в отдельные даты, в неудобное положение.

Теоретически перенос выборов в ДНР и ЛНР еще может произойти. Хотя даже если это случится, и Киев, и Запад, скорее всего, найдут причины их не признавать. Например, потому, что модальность этих выборов все равно не будет согласована с Киевом. Но то, что это вина именно Киева, который упорно не желает вести диалог, а не Донецкой и Луганской республик, будет как обычно оставлено за кадром.

Директор Института новейших государств Алексей Мартынов считает, что проведение выборов в ДНР и ЛНР действительно может стать поводом для новых санкций против нашей страны. Впрочем, таким поводом может стать все, что угодно.

— Начнем с того, что республики Донбасса не находятся под юрисдикцией России. Какое отношение Россия имеет к ДНР и ЛНР помимо того, что морально их поддерживает, организует гуманитарную помощь, чтобы людям было, что есть, и призывает стороны к миру? Такие угрозы — это демагогическое словоблудие со стороны Запада.

Видимо, у американского руководства есть желание нагнетать ситуацию, а повод всегда найдется, будь то отсутствие выборов или отсутствие горячей воды в кране. Американцы давно наплевали на нормы международного права, игнорируют решения Совета безопасности ООН по разным вопросам. Поэтому все равно, что они укажут в качестве формального повода продления санкций. Если они хотят продолжать давить на Россию, они будут это делать.

Если бы не было Донбасса, было бы, например, Приднестровье. В среду там прошел беспрецедентный военный парад по случаю 25-летия независимости республики, что шокировало Молдову и их западных кураторов. Чем не повод для санкций?

Дело не в Донбассе, а в США и их безответственной политике. Главная наша задача сегодня в том, чтобы на площадке ООН и других международных институтов найти схемы, которые бы урезонили американские аппетиты. США оказались единственным полюсом силы после распада СССР и, видимо, сошли с ума от мании величия. Мир меняется, он уже не одно- и даже не двух-, а многополярный. Это раздражает американцев, и они в агонии собственной гегемонии действуют так, как действуют.

— Какие новые санкции может ввести Запад?

— Какие угодно. Это и продолжение личных санкций против российских политиков, и разные ограничения в использовании финансовых институтов. Но ни к чему хорошему это не приведет. Мир гораздо больше, чем США. Надеюсь, что у американского политического класса хватит ума, чтобы не позволить своему руководству перейти красную черту.

Источник

Фото: Григорьев Станислав/ТАСС

Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.